email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Пьянство — «уже» или «еще не»?

Где граница дозволенного?

Журнал: №6 (38) 2010 г.
Фото ©
Очень часто рюмка в руках мужа вызывает у женщины тревогу: а если это начало алкоголизма? Где кончаются пустые страхи и начинается настоящая тревога, рассказывает психолог Ирина Скворцова.

– В разговоре с замужними женщинами часто всплывает одна проблема. Приходит муж вечером домой и обязательно выпивает бутылку-другую пива. Есть ли у жены повод для беспокойства или это в пределах нормы? 

– Пьянство начинается там, где целью является изменение состояния сознания. Когда человек трезвым хуже себя чувствует, и ему легче воспринимать себя и окружающий мир, когда он выпьет. Вот с этого момента начинается проблема. Если человек пьет пиво или вино каждый вечер, то это само по себе не пьянство, а привычка. Здесь вопрос в другом: чем семья занимается каждый вечер? Смотреть телевизор с пивом или без – особой разницы нет. Телевизор точно так же отвлекает человека от реальности, развлекает, заполняет пустоту – время, которое он не знает, куда потратить.

Алкоголизм – это только одно из психических нарушений, а есть еще и обжорство, зависимость от сильных эмоций: любви, гнева, адреналина. Трудоголизм – это тоже нездоровое состояние психики, при этом люди могут быть очень уважаемы в обществе, добиться больших результатов. 

– Отчего у человека возникает потребность изменить состояние сознания?

– «Вина» и «вино» неспроста очень созвучные вещи. Если человеку нужно изменить состояние сознания, значит, его грызет чувство вины, и ему надо было бы покаяться. О чувстве вины психологи знают, что оно носит экзистенциальный характер и невротический. Экзистенциальное чувство вины связано с тем, что все люди чувствуют, что виноваты перед Господом, когда потеряли рай. Невротическое чувство вины возникает оттого, что человек чувствует себя виноватым перед другими. 

Мы не можем понять другого так, как самого себя. Нам и в себе-то сложно разобраться. На этой непреодолимой пропасти возникает чувство одиночества, которое преследует людей, начиная с раннего детского возраста. Когда мать оставляет ребенка одного в возрасте до трех лет, из этого и вытекает самая ранняя предпосылка злоупотреблением и едой, и алкоголем, и общением – это все связано с психическими расстройствами. Например, общение становится нужным человеку не ради того, чтобы почерпнуть что-то ценное и полезное, а ради того, чтобы не быть в одиночестве. И вот эта тоска по матери очень часто превращается в привычку утешаться с бутылкой. Человеку становится уютно и тепло не потому, что рядом с ним близкий любящий человек, а потому, что внутри него утихла тревога и страх одиночества.

– То есть предпосылки алкоголизма формируются еще в детском возрасте?

– Совершенно верно. К двум-трем годам ребенку становится тесна его зависимость от матери, и насколько он в ней нуждается, настолько он уже хотел бы почувствовать свободу. Возникает странное чувство ненависти. И если в этот момент мать отдала ребенка няне или в сад, то спустя годы мы можем наблюдать семью, в которой живет пожилая мать и взрослый сын, который злоупотребляет алкоголем. Как правило, у них очень драматичные отношения, присутствует ощущение, что мать в чем-то виновата, а сын себя ведет так, как будто он ее наказывает. В реальности это отдача последствий их отношений в младенчестве. 

Мать не должна пытаться играть роль отца – быть агрессивной, грубой, громкой. Сила матери – в ее стабильности и доступности, она должна быть рядом тогда, когда она нужна ребенку. А ребенок должен учиться беречь отношения с матерью, защищать ее и радоваться вместе с ней. И если мать ребенка отвергает, когда тот нуждается в ее любви и внимании, с этого момента его психика дает трещину. В будущем люди не хотят близких отношений ни с друзьями, ни с любимыми, они даже не очень увлекаются работой. Они вообще боятся во что-то вложить свое сердце, потому что в детстве их усталая или увлеченная своей личной жизнью или работой мать отвергала его в тот момент, когда была нужна. И вот тогда на смену этой нереализованной потребности приходит суррогат, заменитель близости, заменитель тепла – алкоголь.

– Если в добрачных отношениях женщина замечает, что у ее избранника есть тяга к алкоголю, стоит ли тешить себя иллюзиями, что она – именно та единственная, ради которой он перестанет пить?

– Не нужно торопиться заключать брак, лучше присмотреться повнимательней. Из какой он семьи, пьют ли там, есть ли в семье алкоголики, какие у него друзья, меняется ли его личность, когда он пьет? И здесь ни в коем случае нельзя тешить себя надеждой, что ты будешь именно той женщиной, которая его спасет, и он изменится. Скорее всего, этого не произойдет. А человеку, который узнал о себе, что он неравнодушен к алкоголю, надо тоже посмотреть правде в глаза – у него есть проблема, и эту проблему ему придется решать самому всю жизнь. Очень рекомендую прийти в храм, найти своего батюшку, заключить с ним добрые отношения, исповедаться и попытаться изменить свою жизнь.

Существует несколько стадий алкогольной зависимости. Первая – это желание расслабиться: спадает напряжение, наступает более легкое восприятие окружающего мира, свобода в общении. Следующая стадия – это когда человек чувствует уверенность в себе, ему все по плечу. Третья стадия – агрессия. И чем дольше человек пьет, чем сильнее у него вытесненные внутренние конфликты, тем быстрее наступает стадия агрессии.

По результату всегда виден мотив. Если человек выпивает и ложится спать, то ему не хватает чувства безопасности и стабильности окружающего мира. Чтобы перелистнуть страницу ушедшего дня, ему надо выпить. А если человек начинает шумно общаться, искать компанию, значит, его главная проблема – это комплексы, и алкоголь придает ему смелости. В таких случаях довольно часто проблему алкоголя в семье можно снять, изменив отношения супругов. Жена может постараться быть мягче, внимательнее к мужу, показать делом, что ценит и уважает его как мужчину и главу семьи. Просьбы, задания, семейные заботы помогут мужу почувствовать себя нужным и важным.

Если он становится агрессивным, высказывает претензии, крушит все вокруг, включает громко музыку, всячески заявляет, что он существует в этом мире, – у него накопилась агрессия. Значит, скорее всего, и в трезвом состоянии к миру он относится не по-доброму.

В этом случае надо быть очень осторожной: агрессия должна быть осознана как угроза для духовного и физического существования. Целью тяжелого злобного опьянения является наказание окружающих и погибель души пьющего. При первом же всплеске агрессии необходимо бить тревогу: не стесняться звать на помощь, вызывать милицию. Если есть хороший, здравомыслящий батюшка, которому семья доверяет, можно посоветоваться с ним, как дальше быть в такой ситуации. Любовь жены должна не потворствовать греху мужа, а служить его спасению.

– Если муж начинает пить в браке, может ли это случиться из-за того, что жена его к этому подтолкнула?

– Да, конечно. У женщины может быть сформирован образ мужчины, который, сидя за столом, много ест и хорошо выпивает. Дома накрываются столы, покупается алкоголь, приглашаются гости, поощряются шумные застолья. А если мужчина из семьи, где не принято было пить, он может на этой волне и впасть в зависимость. 

Причиной частого употребления алкоголя может стать недостаток ласки, женского послушания, кротости. Мужчина не чувствует себя рядом с такой женщиной достаточно твердо, у него нет чувства, что он исполняет свой мужской долг в этой семье, и появляется некая праздность. Появляется не оттого, что у него мало дел. Это такая психологическая безответственность – он свободен, потому что жена справляется, а где есть свобода от ответственности, там начинается поиск удовольствий, и соблазн велик.

– Что делать, если женщина выходила замуж за непьющего, а в браке муж стал злоупотреблять алкоголем? Как вести себя жене?

– В этом случае нужно сразу понимать, что вы не сможете жить так, как хотели и мечтали. Надо менять все, что можно изменить, – работу, устройство семьи, друзей, знакомых, даже переехать в другой город.  

Если женщина связана узами брака, и особенно церковного брака, то долг ее проистекает из тех клятв и обещаний, которые она давала супругу. Ни в коем случае нельзя преследовать супруга гневом, упреками, нравоучениями, потому что это входит в сценарий психологической игры. Нельзя командовать, унижать и оскорблять супруга. Женщина должна покрывать недостатки любовью, относиться к мужу с уважением и молиться за него, чтобы не было хуже. Самое главное – надо трезво называть вещи своими именами и не углубляться в анализ, почему именно и по какой причине это произошло? Очень важно понимать, что пьяный человек – ненадежный, ему нельзя доверять. Тему алкоголя бесполезно затрагивать, поскольку она болезненная, надо укреплять ту часть психики, что осталась здоровой. Бороться с этим недугом нужно каждый день обоим.  

– Можно ли прибегать к кодированию, является ли этот метод спасительным для пьющего человека?

– С психологической точки зрения кодирование является вмешательством в психику и волю. Кроме прочего, кодирование может еще больше усугубить ситуацию, потому что этот метод предполагает запрещение одного способа действия, но оно не снимает причину, которая к нему ведет. Наркологи говорят, что хорошо, по возможности, сделать такой перерыв в употреблении алкоголя, чтобы человек начал другую жизнь, почувствовал другую радость. 

Семье нужно знать, что если беда приходит в дом в виде любой болезни, значит, всем пора встать на путь покаяния и молитвы. Иначе напасти будут только увеличиваться, и по-житейски умными поступками мы будем еще туже затягивать те петли, в которые попали по своим же грехам.

Также Вы можете :



Галина Иванова
Не дай Бог такой болезни никому. Мнение, что алкоголизм  вылеч
ивается ложно. Все зависит от силы воли  самой личности, которая приняла решение "завязать". Он может не пить и 20 лет, но если сорвется .....А кодирование - это психологический трюк "беру на испуг" называется - "выпьешь умрешь". :)

Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|