email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Семейные традиции в современной Cербии

Сохраняя веру предков

Журнал: №4 (20) 2007 г.
Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Подчас только Церковь оставалась их единственной поддержкой и защитой. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков.

Свадьба

Рассказ о семейных традициях Сербии уместно начать с того момента, когда двое молодых людей становятся женихом и невестой. Первые робкие свидания; осознание того, что рядом вдруг появился любимый человек; признание и согласие; радостные хлопоты – все остается позади. И вот уже на пороге дома заручницы (серб.– невесты), прячущейся в своей комнате, появляются сваты. Невесты всего мира одинаковы и не спешат предстать перед восхищенными взглядами суженых: сначала жених, поддерживаемый друзьями, должен выкупить свою избранницу. Подружки неумолимы, и только после того как карманы присутствующих пустеют, жениху позволяют увидеть будущую жену во всем блеске свадебного убранства.

Наряды вереников (серб. – жениха и невесты) подчас соответствуют европейскому образцу, но порой молодые решают идти под венец в народных костюмах: из пыльных сундуков достаются шаровары и кафтаны, бережно передаваемые в сербских семьях из поколения в поколение. Каждый край Сербии имеет свой народный костюм, например, в Косово и Метохии женский наряд весьма объемен и состоит из двух кофт – верхней и нижней, короткого жилета, шаровар, фартука, расшитой косынки, вышитых гольфов и восточных тапочек. Причем представительницы старшего поколения носят его части и в обыденной жизни, молодые же сербки надевают только на большие праздники или собственную свадьбу. 

Пока жених по достоинству оценивает красоту своей суженой, одна из другариц (серб.– подружек) или родственниц невесты «украшает сватов» – прикрепляет к их одежде веточки и искусственные цветы, за что ее вновь символически одаривают.

Интересно, что еще до недавнего времени строго соблюдался обычай ставить на крышу дома невесты яблоко. Жених, явившийся со сватами во двор, первым делом должен был выстрелить из ружья и сбить яблоко, если это не удавалось, невесту нельзя было забрать из дома. Это отголосок совсем недавних времен, когда любой мужчина должен был быть готов к войне. Тот, кто не владел оружием, не считался способным завести семью.

В настоящее время даже умелый воин вряд ли сумеет попасть в столь малую цель, находящуюся на крыше многоэтажки, поэтому часто яблоко с веточками зелени прикрепляют на флагштоке сербского флага, который сопровождает брачный кортеж, а потом устанавливают над входом в помещение, где отмечается свадьба. Если говорить о праздничном убранстве, то стоит отметить неизменные венки и ленты, которыми украшаются ворота дома жениха, их не спешат убирать после окончания свадьбы, и подчас засохшие цветы даже по прошествии года напоминают о том, что в этом доме появилась новая хозяйка.  

Невеста выкуплена, сваты украшены, яблоко «сбито», игра уступает место главному – молодые направляются в церковь, чтобы пред Богом и людьми подтвердить свое намерение жить вместе до конца своих дней. В последнее время в Сербии все больше молодых людей венчаются в храме. Гражданская церемония, как правило, проходит уже после того, как семейный союз благословляется Церковью.

Жалобы кума поднимаются до Бога

Многие народные обычаи, связанные со свадьбой, утеряны, но есть один, сохранившийся неизменным, – это кумовство. Кумовья (свидетели) присутствуют рядом с молодоженами во время обряда венчания. В России в определенный момент церемонии они держат над головами вступающих в брак венцы; в Сербии венцы надеваются на головы, а свидетелям передают венчальные свечи.

Обычно кумовьями становятся лучшие друзья жениха и невесты, и с этого момента между ними образуется особое духовное родство. Они ни в коем случае не должны быть фактическими родственниками, даже их дети не могут венчаться между собой. Кумовство – это связь навеки, которая трепетно поддерживается и стоит выше, чем кровное родство. Существует поговорка «Жалобы кума поднимаются до Бога». Считается, что обида, нанесенная кумовьям, наказывается особо, ведь это родственники, выбранные человеком самостоятельно, поэтому и ответственность в данном случае выше, чем перед кровными родственниками, которых, как известно, не выбирают.

Институт кумовства очень силен в сербском народе и сохранялся даже в тот период, когда православие было гонимо и люди начали отходить от веры. Во второй половине ХХ века большинство пар не венчались, а только расписывались, но и тогда в этом новом «обряде» нашлось место для кумовьев: ими стали свидетели, оставляющие подпись в регистрационной книге. Они считаются точно такими же духовными родственниками, как и при совершении обряда венчания.

А свадьба пела и плясала…

После венчания теперь уже муж и жена направляются вместе с гостями в загс или в ресторан, куда приглашается и нотариус, регистрирующий молодых прямо в банкетном зале. Несмотря на то, что эта услуга оплачивается особо, большинство пар предпочитает расписываться именно таким образом.

Свадьбы обычно празднуются шумно, бурно и весело. В городах арендуется ресторан, в деревнях нередко берут напрокат огромные палатки на 300–500 человек и прямо в них накрывают праздничные столы. Приглашается вся родня: ближняя и та, с которой встречаются только на свадьбах и похоронах. Если попытаться охарактеризовать особенности свадебного гулянья, то в первую очередь можно сказать об обилии разнообразных блюд: в меню входит непременное жаркое, голубцы, целая дивизия тортов (часто чуть ли не каждая приглашенная семья приносит по одному). После еды следующий определяющий фактор – музыка, о которой хочется сказать особо. 

Люди, побывавшие на Балканах, могут подтвердить, что духовые оркестры, известные по фильмам Кустурицы, не выдуманный гротеск, а традиционная реальность, присущая современной Сербии. Любое мало-мальски значимое событие сопровождается живой музыкой. По рассказам одного из наших соотечественников, побывавшего на празднике в Сербии, музыканты буквально ходили за ними по пятам, стояли за спинами во время праздничного обеда и при этом не уставали дудеть в трубы на протяжении нескольких часов два дня кряду. Мне и самой приходилось наблюдать сербский оркестр около городского собора. Нам, сдержанным жителям северной страны, непривычно видеть разгар веселья с музыкой и песнями перед храмом в момент совершения церемонии, но у наших южных братьев-славян сложились иные традиции. Когда молодые появляются в дверях, на них буквально обрушиваются оглушительные звуки труб, гармони и барабана. В «свадебный сезон» (весной вне постов и осенью) возле больших храмов Белграда дежурят цыганские духовые оркестры, сопровождающие праздничные кортежи до церкви и на выходе из нее.

На свадьбе много поют и непременно танцуют национальный танец коло – хоровод, очень похожий на греческий танец сиртаки. Все держатся за руки и одновременно делают два шага вправо, потом шаг перестановки, опять два шага вправо и так до упада, выбившихся из сил меняют новые танцоры. Таким образом коло может длиться бесконечно. 

И только третье место на свадебном гулянье занимает алкоголь. Есть, конечно, и пьяные, но гораздо больше объевшихся, охрипших от пения и дам, поломавших каблуки.

Отгуляет веселая свадьба, довольные гости разъедутся по домам, удавшаяся (серб. – вышедшая замуж) девушка станет молодой женой и начнет привыкать к семейным обязанностям, новой фамилии и новой Крестной Славе.

Крестная Слава

Крестная Слава – одна из главных православных традиций сербского народа, незнакомая остальному христианскому миру. Чтобы лучше понять национальный характер сербов, стоит с кем-нибудь заговорить о его Славе. В голосе собеседника сразу же появятся особые теплые нотки. И он расскажет, как много веков назад его предки приняли христианство в день памяти святого, ставшего с того момента покровителем и защитником всего рода. Крестная Слава – единственная традиция, которая неизменно соблюдается сербами с момента принятия христианства до настоящего времени.

В течение столетий порядок празднования Крестной Славы превратился в красивый ритуал, проникнутый глубоким христианским символизмом. Славский калач, каравай, украшенный узорами из теста, символизирует Хлеб Жизни – Иисуса Христа. Славское жито – вареная пшеница с сахаром и орехами – является символом Воскресения. Вино, которым поливается калач, напоминает кровь, пролитую Спасителем на Кресте.

История возникновения Крестной Славы уходит своими корнями в те далекие времена, когда сербы еще исповедовали язычество. Помимо почитания главного бога – Перуна, в каждой семье было свое домашнее божество. После принятия христианства люди, привязанные к своим обычаям, с большим трудом отвергали богов-покровителей. Святой Савва, зная сентиментальный характер соотечественников, проявил большую мудрость и дальновидность: языческие кумиры-идолы были заменены великими святыми Христовой Церкви. Они настолько полюбились народу, что стали защитниками и помощниками сербских домов, церквей, монастырей, городов и даже целых областей. 

Слава городов, монастырей и профессий

«Спасовдан» – Вознесение Господне – является Славой города Белграда: в этот день после литургии в Вознесенском храме по улицам города идет большой крестный ход. В нем кроме архиереев и священников принимают участие представители органов власти, милиции, армии и тысячи и тысячи людей. Движение машин останавливается, и крестный ход шествует по центру города, а вечером в городском парламенте организуется торжественный прием: власти, как хозяева дома, встречают гостей калачом, кутьей и богатым столом. Похоже проходит Слава и в городе Нише – в день святых равноапостольных царей Константина и Елены. Ведь именно в сербском Нише, бывшем некогда крупным городом Римской империи, родился будущий византийский император, сыгравший столь важную роль в истории Вселенской Церкви.

Славу, или престольный праздник, отмечают храмы и монастыри. Начинается он с Божественной литургии, возглавляемой архиереем, затем следует чин освящения калача и торжественный обед, на котором за одним столом собираются владыки, духовенство и миряне. В отдельных, особо значимых случаях прямо в стенах монастыря может состояться концерт народной музыки.

Славу отмечают даже учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.

Семейная Слава

В семьях подготовка к Крестной Славе начинается за несколько дней до торжества. В дом приглашается священник: он совершает чин освящения воды, на которой потом замешивают тесто для калача. Утром в день праздника вся семья приходит в церковь. После окончания литургии священник благословляет калач, жито, вино и молится Богу о принятии принесенной жертвы в память прославляемого святого. Затем с молитвой начинает раскручивать калач вместе с главой семьи. К символу Славы тянутся десятки рук – все присутствующие хотят прикоснуться к освященному калачу, он преломляется: одна половина остается у священника, вторая отдается главе семьи. Половину калача приносят домой, где все домочадцы еще раз молятся и зажигают славскую свечу, которая будет гореть целый день. После этого начинается вторая часть Славы, представляющая собой настоящий домашний пир. Двери дома в этот день не закрываются: с утра до вечера будут приходить гости, а хозяин по старому обычаю даже не присядет за стол из уважения к главному гостю – прославляемому святому.

Каждая вновь образовавшаяся семья только на второй год самостоятельно отмечает Славу, а до этого молодой хозяин получает от отца четвертинку калача и приносит ее в свой дом. А вот девушка, выходя замуж, приобретет нового небесного заступника, так как при рождении детей именно сын наследует семейную Крестную Славу.

Крестины

Сербы так же, как и другие народы, очень любят детей: у городских жителей их один-два, у сельских – двое или трое. В различных областях Сербии рождаемость неодинакова, самый высокий коэффициент наблюдается в Косово: в семьях там от трех до пяти детей, и это несмотря ни на межнациональный конфликт, продолжающийся в регионе, ни на невысокий уровень жизни.

Интересен тот факт, что, еще будучи трудницами (серб. – беременными), женщины соблюдают церковные посты – эта практика распространена по всей стране, и сербские архиереи поясняют, что кажущаяся строгость основывается на незыблемости Церковного устава. 

Когда в семье рождается ребенок, поздравить малыша и его маму приходят родственники и друзья: они дарят подарки и деньги, которые иногда кладут прямо на младенца. Крещение совершается в разном возрасте, и здесь, как и при венчании, существует обычай кумовства. Крестными могут быть свадебные кумовья, но более традиционно наследственное кумовство: целые семьи состоят в духовном родстве друг с другом на протяжении нескольких поколений. Например, вся семья Станкович является кумовьями породицы (серб. – семьи) Эчимович. В этом случае крестить ребенка вместо отца может сын. Восприемник у ребенка, как правило, один: мальчиков крестит мужчина, девочек – женщина. Интересно, что у сербов даже взрослые люди обязательно должны иметь крестного. В исключительных случаях, если никого нельзя найти, им становится сам священник.

По совершении таинства присутствующие поздравляют новокрещенного и дарят подарки, после чего их приглашают на обед, меню которого традиционно и для других торжеств. Сначала подают закуску: сыр, колбасу, ветчину, яйца, запеченный болгарский перец, без которого не обходится ни одно застолье. Потом хозяйка может предложить гостям суп. 

Раз уж речь зашла о гастрономических особенностях, стоит отметить, что в Сербии не принято есть каши, черный хлеб и пить чай (черный чай называется русским). В меню отсутствуют любимые у нас борщи и пельмени. Одна русская бабушка рассказывала, как варила пельмени и передавала их дочери, возвращавшейся в Белград самолетом, для своих сербских внучат. Интересно наблюдать и то, с каким недоверием вначале сербы отваживаются попробовать русскую селедку (сырую рыбу!) и с каким удовольствием уплетают ее за обе щеки потом. У каждого народа свои вкусы – в Сербии очень любят фасоль и питу (слоеный пирог), едят много овощей и фруктов, постоянно пьют кафу (кофе) и замечательно готовят мясо. Так что кульминацией обеда станет свинско печенье (серб. – запеченная или жареная свинина), а завершит торжество неизменный торт.

В каждой местности существуют свои традиции. Но есть еще одна общая черта: при совершении таинства не принято называть человека в честь определенного святого. Взрослых и детей нарекают их собственными именами, отсутствующими в Святцах: Ружицы, Милицы, Богомиры, Боголюбы и Срболюбы уже имеют прославляемых небесных защитников.

Просветитель Сербии

Новокрещенное дете (серб.– ребенок) возрастает духовно и телесно, у него появляются братишки и сестренки, и вот приходит пора, когда малыш делает еще один шаг на пути взрослой жизни и идет в школу. Школы в Сербии делятся на основные – 8 лет, и средние – 4 года. Дальше обучение можно продолжить в высшей школе или университете.

Все учебные заведения особо чтят и славят святого Савву, основателя и устроителя первых школ. К 27 января начинают готовиться загодя, ведь это самый большой праздник учеников и их наставников. Было так не всегда, школы начали отмечать этот день лишь несколько лет назад. Уже на пороге чувствуется особая, торжественная обстановка. Дети деловито заканчивают последние приготовления, нарядные преподаватели во главе с директором ожидают прихода священника в учительской, где уже приготовлены калач, жито, вино и свеча.

Надо отметить, что в пору социализма в Югославии не было таких репрессий, как в России, поэтому отношение к Церкви и духовенству у сербов очень уважительное. Этим, как правило, дело и ограничивается, большинство людей не стремятся вникнуть в суть православия и приходят в храм на Рождество, Пасху и Крестную Славу. 

После совершенного молебна и преломления калача программу продолжает праздничный концерт, посвященный сербскому архиепископу. На нем звучат стихи и духовные песни, разыгрываются исторические сценки и исполняется гимн, посвященный любимому святому:
Воскликнем с любовью святителю
Савве,
Сербской Церкви и школы
святительской главе,
Там венцы, там и слава, где наш
сербский пастырь Савва.

Этот день можно назвать Славой всего народа – наряду с Видовданом это крупнейший национальный праздник Сербии.

Праздники

«Ни один народ не может так обдуманно и тонко украсить христианские праздники, как сербский народ. Все в них проникнуто трогательными и красивыми обычаями, как прекрасно сотканный ковер», – писал владыка Николай (Велимирович).

Пасха

Праздник праздников и торжество из торжеств – Пасха – отмечается так же, как во всем остальном христианском мире. Православные приуготовляются постом и молитвой и в Светлое Христово Воскресенье приходят в церковь. Кто-то лишь для того, чтобы поставить свечи, а кто-то – чтобы вместе с воскресшим Спасителем возрадоваться об освобождении человечества. В начале пасхальной утрени в полной темноте на амвон выходят священники с горящими свечами и поют: «Придите, примите свет от Незаходящего Света и прославьте Христа, воскресшего из мертвых». Все люди подходят, зажигают свечи и стоят так, пока они не догорят. На литургии причащаются Святых Христовых Тайн и возвращаются домой, чтобы, разговевшись и отдохнув, поделиться своей радостью с родными и друзьями. Люди ходят друг к другу в гости, дарят красивые яички. Интересно, что в Сербии не принято печь пасхальные куличи, зато в обязательном порядке будут устроены «яичные бои» – кто у кого разобьет крашеное яйцо. В одной деревне даже проходит «Мировой чемпионат по яичному бою» – в нем по крайней мере пара сотен участников.

Рождество

Подготовка к Рождеству начинается в Крещенский сочельник, или, как его называют в Сербии, Бадньи дан. Еще до восхода солнца необходимо пробудиться, взять в руки топор и идти в лес, чтобы срубить бадняк, предварительно помолившись и испросив у него прощение. Бадняк – это дерево дуба, на котором еще не успевают осыпаться высохшие листья, по-сербски оно называется «храст». Дуб символизирует Иисуса Христа, Господь был распят в молодом возрасте, дерево также выбирается молодое, кроме того, слово «храст» созвучно имени Христос. Этот обычай, как и в случае с Крестной Славой, восходит ко временам язычества, когда дуб был культовым деревом. Еще до святого Саввы традиция была христианизирована и дошла до нас в преображенном виде. Бадняк приносят домой, обрубают нижние ветви и ставят перед входом – там он будет находиться до старого Нового года. Обрубленные ветви относят на вечернюю службу, и после ее окончания сжигают прямо перед храмом или дома в печи. 

Обычно на Рождество дети приезжают к своим родителям и утром, после праздничной литургии (в Сербии ночью служат только на Пасху), вся семья собирается за праздничным столом. Обед начинается с преломления праздничного каравая с запеченной в него монеткой. Считается, что тому, кому попадется монетка, будет сопутствовать удача на протяжении всего года. Непременным атрибутом праздничного стола является прася (серб. – поросенок). Его запекают целиком на вертеле прямо на костре или готовят в специальных больших печах. Первый день Рождества семья проводит вместе, а во второй и третий все обычно ходят в гости и едят, едят, едят…

Новый год

Собираясь на Балканы к Новому году, я запаслась нарядным костюмом, который так и не довелось надеть. Оказалось, что в той части Сербии, где я находилась, не принято праздновать 31 декабря. И когда я рассказывала, что мы в России, хоть и очень скромно (время поста все-таки), отмечаем начало нового года, сербы очень удивлялись. Настоящий Новый год приходит к ним 14 января (хотя многие празднуют и 1-го и 14-го). Здесь уже присутствуют все необходимые атрибуты – петарды, обилие еды, алкоголя и играющих оркестров. Почти как на свадьбе, только спиртного больше, а тортов меньше. 

Еще один факт, вызвавший у сербов недоумение – то, что в России, оплоте православия, принято украшать елки. «Как? – говорили мои собеседники. – Ведь это же католическая традиция!» Они все никак не могли поверить, что елки в России наряжают уже более 300 лет, еще со времен Петра I.

Богоявление

В день Крещения, после чина освящения воды, в некоторых городах на реках и озерах устраивают заплыв-состязание. В воду опускается крест из замороженной прошлогодней крещенской воды, и участники проплывают короткую дистанцию 33 м, каждый старается первым доплыть до креста. Значение этого соревнования, конечно же, символическое. Перед заплывом участников окропляют святой водой, а победителю вручают приз – металлический крест с Распятием.

Видовдан

Видовдан – день великой скорби и великой победы, национальный праздник, символизирующий несгибаемость сербского духа. 28 июня 1389 года турки нанесли удар в самое сердце Сербии: на Косовом поле состоялась знаменитая Косовская битва. По преданию, князю Лазарю накануне боя было видение – он должен был сделать выбор: погибнуть и попасть в Царство небесное или остаться в живых и получить царство земное. Войско во главе с князем Лазарем предпочло умереть, отстаивая свою Родину, Свободу и Веру.

Газиместан – Косово поле – свято для каждого серба, и сейчас – более чем когда-либо. Ведь именно в настоящий момент у сербов хотят отнять Косово, политое кровью их предков, землю, на которой находится около 2000 православных святынь.
В Видовдан обязательно проходит литургия во всех храмах Сербии. В Грачанице, православном монастыре Косово, собираются народ, священство, архиереи – все вместе они едут на Косово поле служить панихиду по погибшим воинам. В этом году полицейские силы НАТО и ООН сделали такой сложный и тщательный досмотр машин и автобусов, подозревая сербов в воинственных намерениях, что попали туда очень и очень немногие. Архиереи служили несколько панихид подряд для того, чтобы могли помолиться те, кому удалось прорваться…

Уход из жизни

Каждому из нас однажды придется покинуть этот мир. В Сербии очень большое значение придается культуре похорон: это важная часть семейной и общественной жизни. Прийти на похороны и поминки – значит не только помолиться за усопшего и отдать ему последний долг, но и проявить уважение к его семье. На похороны приходят даже к тому, с кем по той или иной причине редко встречались в жизни.

В Сербии принято вывешивать объявления с портретом усопшего, датами смерти и похорон на дверях дома, подъезда, квартиры. Эту информацию публикуют и в ежедневной газете, а позже так же сообщают о поминках – сорокадневных, шестимесячных, ежегодных.

В деревнях и небольших городах на похороны приходят «всем миром». Те, кто даже отдаленно знал покойного, считают это последнее прощание своим долгом любви. Если семья православная, умершего отпевают, а после раздают кутью и ракию. Близкие родственники часто носят траур или черную ленточку на кармане. В некоторых местностях неистребимы пережитки язычества: в гроб кладут личные вещи (очки, кофе), на могиле оставляют еду, льют ракию, зажигают сигарету.

В Черногории перед похоронами мужчины часто произносят речь. Она посвящена жизни, личности умершего, говорит ее старший представитель семьи, товарищ или сотрудник. Иногда бывает и несколько ораторов. В то время пока гроб опускают в могилу и засыпают землей, причитают родственницы-плакальщицы или пожилые женщины. Когда они смолкают, люди молча зажигают свечи на могиле и расходятся.

Мне рассказали случай, происшедший в Белграде посреди современного микрорайона. Поздним вечером на улицу перед подъездом вышла пожилая женщина в трауре и начала голосить по умершему. Это была не дань обычаю – просто там, в ночной тишине, ей было легче дать выход безысходному горю привычным с древности способом…

Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков. С раннего детства у ребенка воспитывалось уважительное отношение к храму и духовенству, ведь подчас только Церковь оставалась единственной поддержкой и защитой. В период социализма в каждом доме висела икона святого-покровителя и Крестная Слава; Видовдан и другие традиции помогли миновать мрак безверия. И даст Бог до скончания века никакие бури и потрясения не смогут отнять у сербов самое ценное – их Веру, их Родину, их Свободу.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|