email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Книга женской души

Ранняя поэзия А. Ахматовой

Журнал: №2 (11) 2005 г.
Анна Ахматова. 1921 г. Фото М.С. Наппельбаума
Успешность литературного дебюта Ахматовой удивляла и даже немного смущала ее саму. Родственница Гумилевых, проводившая с ними в Слепневе лето 1912 г., вспоминала: «По утрам мимо дома обычно ехала почта, Николай Степанович бегал ее встречать, колокольчик был слышен издали. К ним в то лето приходило много журналов, и они с Анной Андреевной сразу бросались их просматривать. Помню, однажды я завтракала не во флигеле у родителей, а в большом доме. Николай Гумилев и Анна Ахматова опаздывали. Когда они вошли, Анна Ивановна <мать Гумилева. – Т.А.> спросила: «Ну, Коля, что пишут?» Николай торжествующе ответил: «Бранят!» – «А ты, Аня?» Опустив глаза, тихо и как-то смущенно Ахматова ответила: «Хвалят». (Чернова Е.Б. Воспоминания об Анне Ахматовой. – ВА. – С. 45).
…И вот я, лунатически ступая, 
Вступила в жизнь и испугала жизнь:
Она передо мною стлалась лугом, 
Где некогда гуляла Прозерпина,
Передо мной, безродной, неумелой,
Открылись неожиданные двери,
И выходили люди, и кричали:
«Она пришла, она пришла сама!»
А я на них глядела с изумленьем
И думала: «Они с ума сошли!»
И чем сильней они меня хвалили,
Чем мной сильнее люди восхищались,
Тем мне страшнее было в мире жить
И тем сильней хотелось пробудиться,
И знала я, что заплачу сторицей
В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,
Везде. Где просыпаться надлежит
Таким, как я, – но длилась пытка счастьем. 
(«Северные элегии». Дополнения. О десятых годах) 

Творчество Ахматовой принято делить всего на два периода – ранний (1910–1930-е гг.) и поздний (1940–1960-е гг.). Непроходимой границы между ними нет, а водоразделом служит вынужденная «пауза»: после выхода в свет в 1922 г. ее сборника «Anno Domini MCMXXI» Ахматову не печатали вплоть до конца 30-х гг. Разница между «ранней» и «поздней» Ахматовой видна как на содержательном уровне (ранняя Ахматова – камерный поэт, поздняя испытывает все большее тяготение к общественно-исторической тематике), так и на стилистическом. «Поздняя» Ахматова нередко пишет о «ранней» (самый яркий пример – «Поэма без героя») и как будто даже соперничает с ней.

Также Вы можете :