email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Умение читать

Читать – не значит понимать

Журнал: №3 (15) 2006 г.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль,
И долговечней – царственное слово.
А.А. Ахматова

Умение читать – основное качество личной культуры человека. Никакой другой навык не может сравниться в своем значении с ним, и никакая другая культурная привычка не может его заменить.

Умение читать не сводится к тому, чтобы воспроизвести письменный текст в устной форме. Допустим, что мы прочитали стихотворение и уяснили значение каждого слова, разобрали каждое предложение, определили стихотворный размер, выяснили, почему автор расставил знаки препинания так, а не иначе. Поняли ли мы текст? Не обязательно. Нам еще предстоит осмыслить его, то есть увидеть образы, созданные автором, понять, как они построены, раскрыть художественную идею произведения, замысел писателя, то, какими приемами он выразил свою мысль.

Текст – это последовательность слов и предложений, но, чтобы понять его, нужно представить как целое, выявить его литературную форму: общий тип содержания, членение на части строфы или абзацы, главы, разделы, если это роман или повесть, и – действия и сцены, если это драматургическое произведение. В общем, мы читаем произведение, участвуя в двух потоках сразу: «снизу вверх» от частей к целому и «сверху вниз» от целого к частям. 

Литературное произведение – это еще и единство материи и формы. Материя – язык и стиль произведения, форма – его композиция, сюжет, последовательность диалогических и монологических фрагментов, которые членят время и пространство произведения, выделяя в нем и связывая в единый словесный ряд реплики персонажей и повествование. Писатель не может нарисовать все, что делали герои, например, романа «Война и мир», на протяжении нескольких лет, но выделяет и показывает лишь некоторые отдельные моменты их жизни, «сшивает» их так, что читатель, сам того не замечая, воспринимает действие как непрерывное. Или наоборот, автор строит произведение, сознательно изменяя последовательность событий, как это происходит, например, в «Герое нашего времени».

Также Вы можете :