email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Учить ли риторике в школе?

Если да, то кому и как…

Журнал: №3 (19) 2007 г.
Аристотель говорит, юноши слушают. Рисунок И. Ильинского
Софист, ритор, схоласт, педант – все эти слова означают преподавателя тех видов словесности, которые связаны с развитием интеллектуальных способностей человека. Некоторые слова с удивительным постоянством и во всех европейских языках получают отрицательное или ироническое значение: «Происходящее в “софистике”, в “риторике”, в “схоластике”, вообще в “рационализме” рефлективное обращение мысли на себя самое и на свое выражение в слове глубоко, порой даже болезненно противоречит инерции сознания того персонажа, которого называли когда-то естественным человеком».

Итак, с одной стороны, – софист и ритор, которые педантично учат дисциплине и технике мысли и слова (а слово «педант» по-французски означает школьного учителя), а с другой, – естественный человек, который полагает, что в жизни ему достаточно его природной мудрости. Естественный человек боится усомниться в своем природном уме, к которому на самом деле относится с подозрением, и поэтому всячески избегает «рефлексивного обращения мысли». Он раздражается, если ему приходится отвечать на вопрос: что я делаю, когда я думаю или когда я говорю? А если этот естественный человек оказывается в ситуации, когда ему объясняют, что он делает, когда думает, и при этом нужно еще и оценить собственные мысли и слова, ему становится вовсе не по себе.

Софисты создали риторику и диалектику и были первыми педагогами, которые ввели развивающую систему образования. Именно благодаря софистам с их риторикой европейская культура перескочила через пропасть умственной инерции и смогла стать тем, что она есть.

Чем занимается риторика? Существует языковая компетенция – способность человека создавать грамматически и семантически правильные предложения. Языковая компетенция – предмет учебной грамматики, лексикологии и так называемой «культуры речи». Дисциплина, формирующая речевую компетенцию, риторика, учит, что и как нужно сказать или написать в конкретных обстоятельствах и в определенных целях. Главный инструмент риторики – рефлексия мысли, выработка нормы мышления и построения произведений слова. Такие нормы позволяют сравнивать публичные высказывания и лиц, которые их создают. А это значит, что мы можем отбирать лучшие предложения и принимать оптимальные решения, а также выделять людей, предлагающих наиболее перспективные и приемлемые идеи и умеющих наилучшим образом их обосновать. Возможности человека определяют по его речи.

Риторика – не только развивающая, но и образовательная дисциплина: чтобы научиться создавать целесообразные и убедительные высказывания, необходимо изучать и анализировать образцовые произведения риторической прозы – ораторского искусства, философии, богословия, истории, публицистики. Такие произведения эстетически совершенны, именно в них содержатся великие идеи, которыми живет культура.

Но есть у риторики еще одно важное качество

Также Вы можете :