email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Загляните в календарь…

Размышления о христианском летосчислении

Журнал: №4 (20) 2007 г.
Многие сталкивались с таким явлением: даты тех или иных исторических событий отмечаются по «старому» и по «новому» стилям. К примеру, по «новому» стилю Новый год приходится на 1 января, а по «старому» стилю – это 14 января. Или – по «новому» стилю Рождество Христово приходится на 25 декабря, а по «старому» стилю – на 7 января. Подобное календарное различие возникло и существует потому, что современный мир, в первую очередь те страны, традиционной религией в которых является христианство, живет по двум календарям – юлианскому и григорианскому. В этом номере «Винограда» мы расскажем, как и когда возникли эти календари.

Юлианский календарь

Юлианский календарь, возникший еще во времена Юлия Цезаря и обязанный ему своим названием, был признан обязательным для всего христианского мира в 325 г. на Вселенском Никейском Соборе. Тогда же за начало летосчисления приняли создание Адама, происшедшее в пятницу 1 марта 1 года Мироздания.

На Никейском Соборе были также составлены правила для определения дня Пасхи. Праздник Пасхи существовал еще в ветхозаветные времена. Евреи праздновали его в память об освобождении из египетского плена и выходе из Египта. О времени празднования Пасхи в Законе Моисея говорилось следующее: «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства Сегодня выходите вы, в месяце Авиве» (Исход, XIII, 3–4). «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам и пусть хранится он у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть и заколет его все собрание общества Израильского вечером пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его – это Пасха Господня» (Исход, XII, 3, 6, 8, 11). «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня» (Левит, XXIII, 5).

Итак, ветхозаветную Пасху следовало праздновать в ночь с 14 на 15-й день месяца авива. Месяц авив, или его позднее название – нисан, Библия называет также месяцем колосьев. В этом месяце происходит самое раннее созревание хлебов, которое, по наблюдениям, никогда не бывает ранее весеннего равноденствия. Именно поэтому сложилась традиция праздновать ветхозаветную пасху не раньше весеннего равноденствия. Таким образом, весеннее равноденствие является некоторой границей, определяющей время наступления месяца авива, или нисана, в котором праздновалась ветхозаветная Пасха.

Новозаветная, или христианская, Пасха получила иной смысл: этот день связан со страданиями Христа, Его смертью и Воскресением. Новый смысл праздника потребовал и пересмотра календаря. День Воскресения Христова должен был обязательно приходиться на первый – воскресный – день недели. 

Среди христиан – приверженцев новозаветной и ветхозаветной традиций – возникли споры о времени празднования Пасхи, которые велись на протяжении нескольких столетий.

Также Вы можете :