email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Мифы о Годуновых

Народ по-прежнему безмолвствует

Журнал: №4 (24) 2008 г.

В истории России рубежа XVI–XVII веков и начала XX века есть явная закономерность – и перед Смутой, названной современниками «конечным разорением Московского государства», и перед Смутой, во время которой русский народ, по пророчеству К.Н. Леонтьева, из «богоносца» превратился в «богоборца», была убита царская семья (Годуновы и Романовы), и убиты дети-наследники престола – сын Ивана Грозного царевич Дмитрий и сын Николая II цесаревич Алексей. Однако если в отношении цареубийства начала XX столетия сквозь тотальную клевету и столь же неразборчивую апологетику к нам начинает доноситься дух исторической правды, то в отношении событий четырехсотлетней давности этого сказать нельзя.

Пушкин и другие

Начать хотелось бы с небольших отрывков из двух художественных произведений. Вот первый отрывок (место действия – Кострома, начало XIV века): «Коням дали овес, ратные, теснясь к котлам с горячими щами, жрали, сопя и толкаясь ложками. …[Бориса] ввели в высокий терем, где представили четырем незнакомым боярам, [и он] тоже наконец оказался за обеденным столом и сейчас уписывал за обе щеки мясные пироги и кашу, давясь, краснея, что не может оторваться от еды, и виновато взглядывая на старого боярина Захарию, что молча, без улыбки, ждал... (В недавней замятне у Захарии убили взрослого сына, Александра…)».

А вот второй отрывок (место действия – Москва, начало XVII века): 

Воротынский

Ужасное злодейство! Слушай, верно

Губителя раскаянье тревожит:

Конечно, кровь невинного младенца

Ему ступить мешает на престол.

Шуйский

Перешагнет; Борис не так-то робок!

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять
                                                     Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха…

Воротынский

Так, родом он незнатен; мы знатнее.

  Первый отрывок взят из романа Д.М. Балашова «Великий стол», а второй – из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов». Описываемые здесь события обрамляют историю одного из самых значительных родовых сообществ России – потомков известного костромского боярина XIII века Захарии Зерна-Чета (того самого, которого упоминает Д.М. Балашов), основателя Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря. Сразу же отметим – монастырь основан в честь явления Захарии Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским, и этот знаменательный факт весьма важен для традиционного русского сознания, как он был важен и для потомков боярина – Сабуровых, Годуновых, Пешковых, Вельяминовых-Зерновых. Его потомство дало России не только двух царей (Бориса и Федора Годуновых), трех цариц и великих княгинь (Соломонию Сабурову, Евдокию Сабурову и Ирину Годунову), но и целую плеяду выдающихся государственных деятелей – дипломатов и военачальников, бояр, думных дьяков, сынов боярских. Уже из одного перечисления видно, что доверенные бояре царствующего дома Рюриковичей, породнившиеся с ними за столетие до начала Смутного времени, Сабуровы и Годуновы никак не могут быть названы «вчерашними рабами». Между тем пресловутая «незнатность» Сабуровых и Годуновых, которые в местнических спорах «посидели» представителей самого родовитого московского княжества и боярства, продолжает путешествовать из книги в книгу, из фильма в фильм, из учебника в учебник…

Также Вы можете :