email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Когда Каин убил Авеля

Священник - о войне

Журнал: №3 (23) 2008 г.

Протоиерей Дмитрий Смирнов родился в Москве 7 марта 1951 года. В 1968 году окончил физико-математическую школу № 42. Закончил художественно­графический факультет пединститута. Диплом защищал по скульптуре. В августе 1978 года поступил в Московскую духовную семинарию в Сергиевом Посаде, которую закончил экстерном за два года, и через год поступил в Академию, которую закончил также экстерном за полтора года. В 1980 году был назначен священником в штат Крестовоздвиженского храма с. Алтуфьева г. Москвы. С 1 января 1991 года назначен настоятелем в храм Святителя Митрофана Воронежского, где и служит до настоящего времени. Параллельно, по мере роста количества новых прихожан, стал настоятелем восьми храмов, два из которых – в Московской области.

В настоящее время является председателем Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректором Православного Свято-Тихоновского Богословского института, деканом факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, сопредседателем Церковно­общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата.


– Батюшка, темой номера нашего журнала мы выбрали непростой вопрос отношения христианства к войне. Что такое война? Где ее истоки? Первая в мире война, как известно, происходит между ангелами (Откр. 12:79)…

– Война – это крайняя форма нелюбви, это действие, противоположное любви. Исток войны – грех. Человеческая война берет начало в Эдемском саду, когда Адам нарушил заповедь Божию и изгнан был из рая, оторвался от источника любви – Бога. Война началась, когда Каин убил Авеля.  

– Почему для православного человека неприемлема толстовская идея о непротивлении злу насилием?

– Конечно, сама идея войны для христианина неприемлема, поэтому он осуждает такие войны, которые имеют захватнический, хищнический характер. Но бывает другая война – когда противник входит в твой дом и убивает любимых тобою людей, – тогда ты вынужден защищать их от врага. Здесь совсем другой род войны и совсем другой мотив. Например, Великая Отечественная война – это не война с целью покорения Германии, ставилась задача дойти до Берлина, но не было задачи захватить немецкий народ.  

– Отец Дмитрий, как объяснить тот факт ветхозаветной истории, что Бог повелевает иудеям, вошедшим после странствия по пустыне в Землю обетованную, во время захватнической войны «предавать заклятию», уничтожать целые города Палестины – убивать не только мужчин, но и женщин, детей… и притом – кажется, парадоксально – не трогать деревья (Втор. 20:1620, Нав. 6:16, 8:2, 8:2429, 10:2842, 11:1015, 2122).

– Такого рода войны, благословенные Богом, – это кара, они сродни действию природной стихии – например, извержение вулкана также не щадит ничего живого. Но Богу неугодно было, чтобы эта территория осталась выжженной пустыней, деревья требовалось сохранить, чтобы эта земля была пригодна для жизни. Народы, которые населяли эту землю, были глубоко испорчены, исправить их было уже невозможно.  

– Но как тогда относиться к войнам по укреплению и расширению границ государства, благодаря которым мы сейчас имеем огромную самостоятельную страну Россию, а не глубокую провинцию иностранного государства…

Также Вы можете :