email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

В ожидании вечности

Фаюмские портреты: их называют 
«иконами до иконы»

Журнал: №2 (70) 2016 г.

Искусство художников египетского Фаюма родилось в I веке н. э. Портреты, обнаруженные европейскими исследователями в древних погребениях, исполнены так достоверно, что на них невозможно смотреть без глубокого волнения. Прекрасные юноши с правильными чертами лица, пышноволосые девушки, дети, старики, мужчины средних лет, женщины с детьми — их лица не выражают эмоций, но взгляд завораживает.

В 1900 году в Керчи археологи нашли античный саркофаг. На одной из внутренних стенок открылась роспись, представляющая нам мастерскую художника. В руке мастера – инструмент, который он греет на небольшой жаровне. Рядом – подрамник и палитра с ящичками для красок. На стене за ним висят готовые портреты. Долгое время об античном искусстве мир судил почти исключительно по скульптуре и архитектуре. О живописи же можно было получить представление только по сохранившимся мозаикам и росписям Древнего Рима или по греческой вазописи. Но ко времени керченской находки мир уже видел и живописные портреты.

История открытия

Название «фаюмские» портреты получили с легкой руки британского археолога сэра Уильяма Мэттью Флиндерса Питри. Он был одним из основоположников современной научной египтологии, но результаты своих исследований излагал не только в научных отчетах, но и в книгах, предназначенных для широкого круга читателей. Большой популярностью пользовалась его книга «Десять лет раскопок в Египте».

В оазисе Фаюм возле современного поселения Хавара фараон Аменемхет III построил свою пирамиду и заупокойный храм, известный у греков как Лабиринт в Фаюме, о котором рассказывали еще Геродот и Страбон. Его-то и отправился искать в 1887 году сэр Питри. Он провел расчистку и при раскопках некрополя нашел нетронутое захоронение, а в нем прекрасно сохранившиеся порт-реты с поразительной достоверностью изображения. Это была первая научная находка, документально зафиксированная. Позже была еще одна его экспедиция в Фаюм, и снова удачная.

Впоследствии такие портреты были обнаружены и в других некрополях Египта, другими исследователями. Да и до Питри в Европу тоже попадали египетские диковинки. Впервые портреты людей, найденные в древних погребениях, были описаны в 1615 году итальянским путешественником Пьетро делла Валле, тем самым, что привез в Европу персидских кошек и описал в своей книге персидские глиняные таблички с клинописью. В Египте он приобрел два необыкновенных портрета, с которых как живые смотрели на него некогда жившие люди, и отправил их в Европу.

В начале XIX века после наполеоновских походов интерес к Древнему Египту вспыхнул с особой силой. Увы! Информации о том, где были совершены первые находки, не сохранилось. Единичные предметы стали добычей антикваров, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекли. Однако в 1887 году невероятный эффект в Европе произвело сообщение о том, что в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, в Среднем Египте, местные жители – искатели сокровищ – нашли древний некрополь с захоронениями мумий. К их разочарованию, гробницы разграбили уже до них, а портреты на деревянных дощечках, вставленные в пелены мумий на месте лиц, для них не представляли интереса. Грабители использовали их для растопки костров. Прибывший на место находки спустя несколько дней врач Даниель Мари Фуке, изучавший мумии, опоздал и смог сохранить лишь несколько портретов.

Больше повезло антиквару из Вены Теодору Графту. Он приобретал портреты у египетских старьевщиков-перепродавцов и составил большую коллекцию. Чтобы поднять на них цену, он представил ее немецкому египтологу и писателю Георгу Эберсу, и тот признал их подлинно античными. Но именно Питри, чьи находки того же года были научно обработаны, датированы и опубликованы, дал название этому уникальному явлению в истории искусства, имевшему начало и конец.

Затерянный в пустыне

Фаюмский оазис расположен на северо-востоке Ливийской пустыни, недалеко от Каира. Это один из древнейших центров земледелия и культуры на земле. Он отделен грядой гор от русла Нила и расположен в природной впадине. Современный город Эль-Файюм, основанный в 4000 г. до н. э., сегодня старейший из всех сохранившихся древних городов мира. Когда-то он был известен как Крокодилополь, покровителем которого был бог Себек с головой крокодила. Но времена фараонов и почитания крокодилов кончились с завоеванием Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. Египтом стала править греческая династия Птолемеев.

Греческое население Фаюма было многочисленным, и местная знать постепенно стала следовать греческой моде, а греки переняли многое из обычаев египтян, так же как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и завоевания Египта Римом в 30 году до н. э. Здесь жили сирийцы и финикийцы, евреи, ливийцы. Все это разнообразие этносов мы находим на фаюмских портретах. Пришлое население приняло древнюю религиозную традицию бальзамирования тел умерших, которую практиковали египтяне.

Диодор Сицилийский описывал нравы греко-римского Египта так: «Люди этой страны считают время, проведенное на Земле, совершенно незначительным, но уделяют большую важность времени, в течение которого добродетели и достоинства усопшего останутся в памяти переживших его; жилые дома они называют харчевнями, так как мы проводим в них краткий промежуток времени, а гробницы они именуют вечными жилищами, так как мертвые ведут в Гадесе бесконечное существование».

Традиционно мумия заключалась в футляр или саркофаг и украшалась маской с чертами умершего, чтобы душа, возвращаясь в свое прежнее обиталище, нашла хозяина. Маски эти были выполнены по канону египетского искусства: несколько при-украшенно и условно. В фаюмских же погребениях масок не было, а вместо них к лицу мумии прикреплялись живописные портреты, написанные на тоненьких дощечках местных пород деревьев. Встречались и портреты, написанные на холсте, которым дощечки были обернуты. Из небольшого отверстия среди льняных бинтов, как из окошечка или из рамы, было видно реалистически изображенное лицо покойного.

Так, из счастливого союза трех традиций – египетского канона, римского познания натуры и эллинского духа – в I веке н. э. родилось искусство художников Фаюма. Портреты исполнены так достоверно, что на них невозможно смотреть без глубокого волнения. Кто они были, как жили эти люди две тысячи лет назад? Некоторые из них были современниками Христа! Всматриваясь в эти лица, мы получаем ответный взгляд – глубокий, проницательный, прощальный. Есть версия, что портреты писались с натуры. При жизни хозяина они могли вставляться в раму и украшать его дом. Художники, писавшие их, скорее всего были греками. Ведь техника живописи восковыми красками родилась именно в Греции.

Как это сделано

«Энкаустика» в переводе с древнегреческого – искусство выжигания. Нагревание красок и инструментов было необходимо для  создания живописной поверхности, позволявшей достигнуть столь любимого античностью эффекта правдоподобия. По свидетельству Плиния Старшего, восковые краски научились делать и стали применять для рос-писи греческих кораблей еще за 600 лет до н. э. Полигнот, Никанор, Мнесилай, Эласипп, Памфил – художники, чьи имена остались в древних текстах, а работы не сохранились. Несмотря на эксперименты современных художников и желание возродить технику энкаустики, античный способ изготовления красок и приемы работы во многом остаются загадкой.

По описаниям древних, связующим веществом для обычных минеральных красителей был чистый пчелиный воск. Его долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретого инструмента каутерия – металлического стержня, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой – лопаточка для заглаживания красочного слоя. Еще в распоряжении художника был кестор, что-то вроде острого штихеля, которым делались углубленные контуры; и кисть для свободного письма.

Картина сначала выглядела словно мозаичной, без тональных переходов. Поэтому на второй стадии работы разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и одновременно перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски «прижигали», ставя вплотную к картине жаровню с горячими углями. Часто поверх живописи на порт-реты наносили по трафарету золотой лавровый венок. Это был погребальный атрибут. Встречаются портреты, где золото присутствует и в фоне – видимо, это были персоны из римской и греческой элиты, о чем говорят их имена – Титус, Артемидорус…

Прекрасные юноши с правильными чертами лица, пышноволосые девушки, дети, старики, мужчины средних лет, женщины с детьми – их лица не выражают эмоций, но взгляд завораживает. Художники особенно акцентировали глаза. Подробно и точно изображены серьги, браслеты, кольца в виде свернутой змеи, амулеты, прически. Портреты оказались еще и замечательным материалом для изучения быта эпохи. Еще Флиндерс Питри при изучении сопоставлял портреты с мумиями. А при датировке сличал прически с римской модой и скульптурными портретами. Выяснилось, что столичная римская мода на дамские прически в провинциальном Фаюме запаздывала на 20–30 лет! Правда, в Риме она менялась так быстро, что знатные римлянки иногда заказывали свой мраморный бюст вместе со съемным мраморным париком, который в любой момент можно было сменить.

Интересно, что возраст усопшего и его изображение на порт-рете не всегда совпадали. В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В среднем возрасте запечатлен и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники говорят, что оба они умерли глубокими стариками. Возможно, так произошло потому, что в египетских изображениях принят был некий идеальный образ и идеальный возраст – чаще всего молодой. А кроме того, надо помнить, что при всей живописности эти портреты остаются ритуальными. Они изображали человека с точки зрения вечности. Художники не просто фиксировали индивидуальные черты; фаюмский портрет – это образ вечной, бессмертной личности.

Портрет души

Их еще называют «иконами до иконы». И действительно, многое в этой стилистике роднит их с ранними образцами иконописи. Особенно поздние портреты III и IV веков, когда христианство уже распространялось в Египте. Поздние портреты часто выполнялись в смешанной технике энкаустики и темперы. Изображения теряли живописность и объемность, становились более условными. Все реже встречался поворот в три четверти, чаще анфас. Глаза становятся огромными, взгляд погружен в себя и направлен поверх зрителя.

В одном из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей, в монастыре Святой Екатерины, основанном в IV веке у подножия горы Синай, находятся самые древние из существующих икон. В том же 1887 году, когда Питри нашел фаюмские портреты, русский исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками. Несколько энкаустических икон в середине XIX века вывез в Россию архимандрит Порфирий (Успенский), и сегодня они хранятся в собрании Музея искусств в Киеве. Самая известная – «Св. Сергий и Св. Вакх».

Исследователи не раз отмечали их близость к фаюмскому портрету по манере и технике живописи. Первые иконописцы были людьми своей эпохи, и их искусство опиралось на существующую традицию. Став в IV веке официально признанной религией, распространившись в Египте, христианство положило конец обычаю бальзамирования и поставило точку в истории погребальных портретов. Но на этой почве синтеза западных и восточных традиций возникла позднее великая византийская культура.

Сегодня известно около 900 фаюмских портретов. Они находятся в разных музеях мира. Крупнейшими собраниями обладают музеи Каира, Берлина, Лондона, Парижа, Нью-Йорка. В Москве в ГМИИ имени Пушкина хранится одна из лучших коллекций из двадцати двух экспонатов, которые дают представление обо всех этапах развития фаюмского портрета. Этим мы обязаны русскому востоковеду В. С. Голенищеву и меценату Ю. С. Нечаеву-Мальцову. Хотя в постоянной экспозиции представлено лишь несколько портретов, со всей коллекцией можно познакомиться в прекрасно изданном музеем альбоме «Фаюмский портрет». 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|