email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Доктор Моцарт

Музыка, способная исцелять

Журнал: №5 (67) 2015 г.
Рисунок Т. Климентовской

Давно известно, что посещение концертов приносит радость, но теперь ученым удалось доказать, что музыка способна исцелять и влиять на интеллектуальный потенциал, помогая детям лучше учиться, а взрослым – до глубокой старости сохранять гибкость ума и отменную память.

Идея исцелять музыкой родилась задолго до возникновения современной цивилизации. Об этом упоминается еще в Ветхом Завете. В библейской притче рассказывается о том, как Давид излечил израильского царя Саула от черной меланхолии своей игрой на гуслях. Эскулапы Древнего Египта советовали страдающим бессонницей слушать пение хора.

Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XIV веке Западную Европу охватила эпидемия хореи, или «пляски святого Витта». По улицам городов и селений бродили толпы неистово дергавшихся бесноватых людей, которые выкрикивали не-членораздельные звуки и падали с пеной у рта. Эпидемия быстро прекращалась лишь там, где властям удавалось вовремя призывать музыкантов-инструменталистов, игравших медленную, спокойную, умиротворяющую музыку.

Но если раньше эти знания были основаны на опыте или осознавались интуитивно, то в наши дни ученые рассматривают различные аспекты влияния музыки на мозг человека более детально, изучают частоту звука, вибрации, какие доли мозга активизируются при прослушивании той или иной мелодии, проводят эксперименты.

Почему музыка так влияет на нас

Музыка – явление физическое, поскольку представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят обработку в слуховом анализаторе, в частности – в корковых структурах головного мозга. Возникающие реакции порождают различные эстетические переживания, динамика которых всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и кровообращение.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Кстати, японские ученые установили: когда профессиональные музыканты слушают музыку, у них более активно работает левое полушарие мозга, тогда как у обычных людей – правое. Это может означать, что музыканты, в отличие от других людей, могут «обрабатывать» музыку, как речь. Если бы в концертном зале стояло устройство для сканирования мозга, можно было бы без труда определить, кто из публики – музыкант.

Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, подстраивается под нее, и в результате поднимается настроение, работоспособность, может снижаться болевая чувствительность, нормализуется сон. Неудивительно, что мелодии, доставляющие радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления. Приятная музыка улучшает концентрацию внимания и тонизирует нервную систему. Некоторые симфонические произведения даже изменяют кислотность желудочного сока, поэтому прием пищи в музыкальном сопровождении оправдан с физиологической точки зрения, а элегии, ноктюрны и колыбельные помогают при легких формах депрессии и психозах.

Аудиозаписи, которые воспроизводят шум леса, звуки дождя, морской прибой, пение птиц, помогают человеку успокоить нервную систему. Практически каждый может вспомнить, когда любимая мелодия исправляла настроение. Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом, который в настоящее время наука только начинает изучать.

Механизм воздействия

«Центр удовольствия», как известно, находится в части мозга, именуемой гипоталамусом. Гипоталамус реагирует на приятную музыку, вызывая ощущение радости и удовлетворения. Но только тогда, когда музыка соответствует следующим параметрам:

• состоит из многочисленных периодически повторяющихся звуковых элементов;

• эти звуковые периоды синхронизированы между собой;

• помимо них в музыке присутствуют постоянно изменяющиеся элементы, зависящие от основных периодов.

Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных циклов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но ее общие элементы – врожденные. Этими элементами являются синхронизация и определенные соотношения звуковых периодов.

Логично, что определенная музыка может оказывать эффект, обратный положительному. Например, саундтреки к фильмам ужасов. Основная цель такой музыки – вызвать страх, неприятные эмоции и создать напряжение. Для достижения цели в подобной музыке должна быть нарушена структура. Именно поэтому у многих людей во время просмотра страшного фильма, который сопровождается дисгармоничной мелодией, появляются страх и тревога. Музыка воздействует в данном случае зачастую сильнее изображения. И если отключить звук, то картинка может показаться не такой ужасающей. 

Невидимое влияние

Особенно сильное позитивное влияние оказывает на наш организм классическая музыка композиторов прошлых лет. Так, произведения Мендельсона, Гершвина, Моцарта снимают приступы шумовой мигрени, которая нередко разыгрывается после прослушивания тяжелой музыки. Самым мощным воздействием обладает музыка Моцарта: мелодии австрийского гения улучшают концентрацию внимания и продуктивность работы мозга. Ученые изучили 25 детей в возрасте 8–9 лет и 25 взрослых 65–75 лет. Все участники трижды прошли психологический тест Струпа (на проверку скорости реакции во время выполнения заданий). В первый раз участники выполняли его под музыку Моцарта, второй раз – под измененную версию той же музыки с внесенным диссонансом, а третий раз – в тишине.

Оказалось, что наиболее точные результаты тестов участники обеих групп показали на первом этапе эксперимента, а больше всего ошибок было допущено на втором этапе.

Кстати, музыка Моцарта обладает и другим особым свойством – она помогает выхаживать недоношенных детей: через 30 минут воздействия музыки великого композитора в течение двух дней скорость обмена веществ у малышей снижалась в среднем на 13  %, что в результате увеличивало возможность прибавки необходимого веса. Интересно, что музыка Баха при этом не имеет такого эффекта. Поэтому израильские ученые даже рекомендуют  использовать для реабилитации недоношенных младенцев именно музыку Моцарта.

Стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу?

«Однозначно стоит. Если не в музыкальную школу, то хотя бы на занятия с частным преподавателем, – уверен профессор Алексей Борисович Данилов. – Занятия музыкой в возрасте до 7 лет позволяют усилить нейронные связи в мозге (и развитие этих связей между моторной и сенсорной зонами), создавая таким образом основу, “фундамент” для дальнейшего успешного обучения, и не только музыке, но и другим наукам». 

Ученые из американского университета провели эксперимент, в ходе которого изучали реакцию мозга добровольцев, часть из которых когда-то училась играть на музыкальных инструментах, а часть не имела подобного детского опыта. Тестирование показало, что «музыканты» лучше справлялись с задачами, их мозг быстрее выявлял противоречия в поступающей информации. Исследование позволило сделать вывод, что практика игры на музыкальных инструментах  повышает развитие когнитивных способностей и предотвращает возникновение деменции в старости.

Эксперты подчеркивают – важно начинать занятия музыкой до 7 лет. При сравнении структуры мозга у музыкантов, начавших карьеру в раннем возрасте, было обнаружено больше нервных волокон, соединяющих левое и правое полушария, в отличие от музыкантов, которые начали играть позже 7 лет. Оказалось, чем раньше человек начинал заниматься музыкой, тем больше было соединений.

Руководитель лаборатории возрастной физиологии мозга отдела исследований мозга Научного центра неврологии РАМН профессор Виталий Фокин пояснил, что в самом раннем возрасте наблюдается избыток нейронов, и если они будут задействованы, это приведет к положительным изменениям.

Сила воли

Кроме того, благодаря музицированию в раннем возрасте усиливается самоконтроль и повышаются когнитивные функции. Дети, которые занимаются музыкой с 5–7 лет, лучше контролируют свое поведение, чаще совершают разумный, обдуманный выбор, эффективнее решают проблемы, планируют и прогнозируют дальнейшие действия.

По мнению Алексея Борисовича Данилова, самоконтроль и сила воли, которые формируются у детей, занимающихся музыкой, могут влиять на успеваемость даже больше, чем уровень интеллекта. В то время как во многих школах сокращают количество часов пения и музыки, исследования показывают, что раннее музыкальное образование может улучшить академическую успеваемость детей в будущем и помогает преодолеть синдром дефицита внимания. «Слушать приятную музыку, ставить ее малышам в детстве, а затем и обучать детей игре на музыкальных инструментах – важное занятие не только с эстетической точки зрения, но и с медицинской, – добавляет Алексей Борисович. – Музыка – одно из самых сильных средств развития мозга и прекрасное лекарство от депрессии и стресса!»  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|