email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Россия. Украина. Беларусь

Политика против истории

Журнал: №6 (62) 2014 г.
Рисунок Е. Васильевой

Почему спустя десять веков после появления государства, объединившего всех восточных славян, возник миф, что одни славянские племена – «не братья» другим славянским племенам? О предпосылках этого конфликта рассуждает Сергей Вячеславович ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, декан историко-филологического факультета Российского православного университета.

В IX–X веках появилось первое государство, объединившее разные славянские племена: Русская земля, известная под более привычным именем, которое дали ему ученые, – Киевская Русь. За несколько веков существования этого государства в его границах сформировался русский народ, который сохранился и после распада Киевской Руси, а в дальнейшем стал основой для формирования русской нации.

Формирование русского народа

Процесс формирования русского этноса начался еще в догосударственный период. На него оказывали влияние как внутренние факторы, связанные со спецификой бытия славянских племен на определенной территории в определенных природно-климатических условиях, так и внешние, в основном внешнеполитические. Основным внутренним фактором было то, что у славян, в отличие от соседних с ними народов, например германцев или тюрков, очень рано возникла территориальная община, которая заменила собой кровнородственную. А одно из важнейших отличий территориальной общины от кровнородственной заключается в том, что народы, живущие территориальной общиной, совершенно спокойно принимают к себе выходцев из других этносов. Древние славяне очень быстро ассимилировали соседние народы, так как не заставляли соседей принимать свои обычаи и верить в своих богов. Поэтому соседние племена в процессе совместной жизни со славянами переходили на славянский язык и постепенно начинали считать себя славянами, сохраняя при этом свои обычаи и традиции. И только спустя какое-то время, иногда через несколько веков, перенимали славянские обычаи, но в свою очередь какие-то их обычаи становились славянскими.

В конце IX века ильменские словене и кривичи призвали из Южной Прибалтики на княжение русов во главе с Рюриком. Изначально русы не были славянами. Возможно, русами вообще называли представителей разных этносов. Но уже в пределах Киевской Руси из разноэтничных русов сформировался так называемый «род русский», взявший на себя обязанности управлять славянскими племенами. А к концу X века, то есть спустя всего сто лет после своего прихода к восточным славянам, «род русский» окончательно потерял свою этническую «особость». Именно по­этому с конца X века само понятие «род русский» исчезает из употребления, представители правящего рода уже полностью осознают себя славянами, и со временем этот правящий род принимает новое обозначение – Рюриковичи.

Киевская Русь

Только в XI веке появляется термин для обозначения возникшей народности – «русины», «русы» и, наконец, «русские». Это означало, что в XI веке наши предки начинают осознавать себя частью одного народа, а различия между отдельными частями этого народа теперь связаны с принадлежностью к определенной территории. Поэтому полян на страницах летописи окончательно сменяют киевляне, кривичей – смоляне и полочане, ильменских словен – новгородцы. Иначе говоря, племенные различия сначала уходят на второй план, а потом и вовсе исчезают, но сохраняются противоречия между жителями различных территорий, регионов и городов.

Именно эти противоречия между разными городами и княжествами Киевской Руси послужили одной из причин того, что сама Киевская Русь как единое государство просуществовала очень недолго. Уже в конце XI века начинается медленный, но верный распад единого государства на отдельные княжества, а к началу XIII века на территории бывшей Киевской Руси было уже около 50 крупных и мелких княжеств, которые конкурировали между собой. Но одновременно на Руси возникают два новых крупных политических центра: один на юго-западе – Галицко-Волынское княжество, другой на северо-востоке – Владимиро-Суздальское княжество.

Несмотря на то что эти княжества боролись за сферы влияния, они все равно продолжали ощущать себя некой единой общностью, Русской землей, а жители этих княжеств продолжали осознавать себя частью единого народа. Единой для всех оставалась вера – православие, а также некие общие традиции. Впрочем, уже тогда в Галицко-Волынском княжестве ощущалось заметное влияние западной культуры, так как жители его не только воевали с поляками, венграми, чехами, но и проводили совместные политические и военные акции со своими западными соседями, торговали, обменивались культурным опытом. В Галицко-Волынской Руси, к примеру, единственной из всех русских земель, проводились рыцарские турниры по образцу европейских.

Сложно сказать, что могло бы произойти между этими двумя политическими центрами в дальнейшем – борьба за сферы влияния или новое объединение земель, если бы не появился новый внешнеполитический фактор – монгольское завоевание.

Нашествие татаро-монголов

Одним из результатов монгольского завоевания стало разделение русских земель, до того единых в культурном, экономическом и политическом отношениях. Северо-восточные княжества оказались под тяжелейшим ордынским игом, но в жесточайшей борьбе с татарами выковали собственную единую государственность – Великое княжество Московское, с XVI века – Московское, или Российское царство. А вот западные, южные и юго-западные русские земли собственную государственность потеряли: примерно сто лет с момента монгольского нашествия они еще как-то сохраняли независимость, но к концу XIV века все эти земли окончательно подпадают под власть Литвы и Польши. Так, западнорусские и южнорусские княжества (Минское, Киевское, Черниговское и др.) становятся частью Литовского государства. Галицко-Волынское княжество делится между Литвой и Польшей: к Литве отходит Волынь и часть Подолии, а Галиция (современные Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области) становится польской территорией. Потом, с конца XIV до конца XVI века, шел длительный и сложный процесс объединения Литвы и Польши, завершившийся созданием в 1569 году Речи Посполитой, в составе которой оказались все западные, юго-западные и южные русские земли.

Западнорусские земли в составе Речи Посполитой

В XIII–XIV веках Великое княжество Литовское было фактически православной страной с преобладающим русским населением и государственным русским языком. Но уже с конца XIV века ситуация стала постепенно меняться, потому что часть литовской знати сделала выбор в пользу католичества и союза с католической Польшей. В 1596 году была заключена Брестская церковная уния и создана униатская (греко-католическая) церковь. По условиям этой унии Православная церковь на польских территориях подчинилась римскому папе и приняла католическую догматику, сохранив православную обрядность. Но большинство русского населения отказалось подчиняться этому решению, продолжая оставаться в лоне Православной церкви. Собственно униатство утвердилось только в Галиции, которая уже давно находилась под польской властью, хотя униатские священники при полной поддержке польских властей всячески пытались извести и православную веру, и Православную церковь на всех землях, захваченных польским государством.

Уже в то время южные и юго-западные русские земли назывались Малая Русь, или Малороссия. В Польше, а потом и в России эту территорию именовали еще Украиной, то есть окраинными землями своих государств. Напомню, что в Древней Руси «украинами» окраинные территории называли еще в XIII веке. А земли Российского государства стали именоваться Великой Русью, или Великороссией.

Католическая экспансия привела к тому, что православные русские в польском государстве превратились в некий второстепенный народ. А те, кто принял католичество или униатство, наоборот, получили возможность карьерного роста, возвышения, более легкого существования. Некоторая часть русской элиты и народа начала ориентироваться на западные правила жизни, что, естественно, поощрялось польскими властями, которые всячески старались включить русские земли в ареал западной цивилизации.

Например, та же Галиция фактически с конца XIV века вообще выпадает из сферы влияния православной традиции, и ни исторически, ни цивилизационно, ни культурно Галицкая земля на протяжении последующей истории уже никогда не была с Россией. Больше того, Галиция все эти века жила отдельно от Малороссии (Украины). И к моменту включения галицийских земель в состав Советского Союза жители Галиции стали совершенно другим народом. У этого населения была своя вера (униатство), свои традиции, ценности, правила, которые часто противоречили русским и малороссийским традициям и ценностям. Даже галицийский диалект украинского языка очень сильно отличается от того диалекта, на котором говорят, например, жители Полтавщины или Киевщины, так как в нем очень много полонизмов – заимствований из польского языка. И одной из главных составляющих той трагедии, которая сейчас разворачивается на Украине, является желание ее новых властей насильно навязать галицийские ценности и традиции, а также галицийский диалект остальным украинцам и русскому населению Украины. Эти ценности и традиции выдаются за единственно верные украинские ценности, а галицийский диалект – за единственно правильный украинский язык.

Формирование русского, белорусского и украинского этносов

Российское царство, выполняя задачу восстановления единого Русского государства, постепенно отвоевывало свое историческое наследие у поляков (к примеру, Киев был возвращен во второй половине XVII века) и сдерживало захватнические планы Турции в Причерноморье. Наконец, после победоносных екатерининских войн в конце XVIII века западные и юго-западные русские земли вновь оказались под владычеством российского государя. Только Галиция и Буковина после знаменитых разделов Польши стали частью Австрии. Они оставались австрийскими до распада Австро-Венгерской империи в 1918 году, а в 1921 году вновь оказались под властью поляков. В 1939 году в Галицию вошли советские войска, но окончательно частью СССР Галиция стала уже после Победы в Великой Отечественной войне.

Многовековое западное влияние, конечно, привело к формированию значительных отличий в культуре и быте западных, юго-западных, юго-восточных и северо-восточных православных жителей. Так, постепенно начинают формироваться три ветви в составе русского народа: в пределах Московского царства – великорусская народность, на территории нынешней Украины – малороссийская народность, а в западнорусских землях – белорусская. Впоследствии население правого и левого берегов Днепра стало называть себя «малороссами», а позднее «украинцами», хотя изначально так их называли только поляки и москвичи. Но при этом и в XIX веке они все еще продолжали считать себя частью единого русского народа и единой Русской православной церкви. Также с официальной точки зрения в Российской империи и малороссы, и белорусы, и великорусы считались русскими. Но в середине XIX столетия в умах малороссийской интеллигенции впервые возникает образ отдельного украинского народа, и происходит первая попытка формирования украинской национальной идеологии.

Украинская Советская Социалистическая Республика

В ХХ веке большевики искусственно сформировали территорию УССР, включив в историческую Малороссию северские и новороссийские земли, а позднее и Крым. Несмотря на то что Северская земля (Харьков) и Новороссия (Екатеринослав-Днепропетровск, Юзовка-Донецк, Херсон, Мелитополь, Одесса, Николаев) всегда считались частью России и никогда не были частью Малороссии-Украины, большевики, очень вольно распоряжавшиеся судьбами народов, с целью усиления «пролетарского элемента» на Украине передали эти исконно русские земли соседней УССР. После Великой Отечественной войны территория УССР расширилась на западе за счет Галиции и Закарпатья, на юге – за счет Крымского полуострова, который в 1954 году отдали Украине в силу то ли народно-хозяйственных, то ли каких-то политических соображений.

Кроме того, именно благодаря большевикам и советской власти украинский язык стал не только по‑настоящему литературным, но и государственным языком, на котором велось все делопроизводство в Украинской республике. Начала активно развиваться национальная украинская культура, образование на украинском языке, в том числе высшее образование; появилась украинская наука. Вообще советская власть занималась активной украинизацией населения на территории УССР. Нередко русских людей насильно заставляли записывать себя украинцами, русских детей обучали только в украинских школах и т. д. Это было проявлением политики подавления русского национального самосознания, так как именно русское национальное самосознание и православие считались главной опасностью для советской власти. Но большевистская политика была далеко не главным фактором формирования украинского национализма, тем более что сам этот национализм появился намного раньше.

Украинский национализм возник, по большому счету, не столько в Малороссии, сколько на территории Галиции, входившей до революции в Австро-Венгерскую империю. В конкурентной борьбе за эти земли австрийцы всеми силами поощряли украинский национализм в Галиции, население которой, по сути, никогда не было частью украинского народа. Несмотря на столь лелеемую ими «незалежность», украинские националисты всегда находились под очень сильной опекой внешних сил: сначала австрийских, потом немецких, позже им активно покровительствовали англичане и американцы. С другой стороны, своими главными врагами украинские националисты еще в 1920–1930-е годы стали считать русских, поляков и евреев, которых они в буквальном смысле вырезали. И именно украинские националисты, позднее набранные в фашистские дивизии, отличались особым зверством на оккупированных гитлеровцами территориях.

Украинский национализм сегодня

Украинские националисты именно себя считают настоящими потомками древних славян и единственными наследниками Киевской Руси. Всех русских они даже не признают славянами, объявляя их финно-уграми или потомками монголов.

Но все попытки идеологически объединить население Украины в некий мифический единый украинский народ не увенчались успехом. И прежде всего потому, что провозглашенная в 1991 году независимая Украинская Республика изначально не была единой. Она фактически состояла из четырех больших культурно-исторических регионов: Западная Украина с центром во Львове (историческая Галиция), Центральная Украина с центром в Киеве (историческая Малороссия), Новороссия и Крым. При этом в центре и на западе преобладало собственно украинское население, украинский язык и украинская культура, на юго-востоке и в Крыму – русское население, русский язык и русская культура. Кроме того, есть еще Закарпатье, где голос за свою национальную и религиозную независимость периодически поднимают православные русины и независимо от них – венгры. Наконец, на Украине сразу же возникла очень сложная конфессиональная ситуация: помимо Русской православной церкви Московского Патриархата, возникли самозваные Киевский патриархат и Украинская автокефальная церковь, а в западных областях вновь возродилась и получила очень сильное влияние Греко-католическая (униатская) церковь.

И если в 1990-е годы тогдашние украинские власти еще умели сохранить некий компромисс между всеми этими противоречащими друг другу регионами и традициями, то после усиления националистических политических кругов, активно поддержанных западными политиками, ситуация резко усложнилась, и в итоге началась настоящая гражданская война.


Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|