email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

В поисках бури...

К юбилею М. Ю. Лермонтова

Журнал: №5 (61) 2014 г.

Третьего октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов был не оценен при жизни, только спустя годы он был прочитан и пережит заново. Творчество поэта, в котором переплетены гражданские, философские и глубоко личные мотивы, ускорило расцвет великой русской литературы, оказало влияние на творчество многих писателей и поэтов XIX и XX веков.

«Я меж людей беспечный странник»

Род будущего поэта происходил из Шотландии. Когда-то представитель славного рода офицер Джордж Лермонт был захвачен при штурме крепости Белая (Смоленская область). Впоследствии поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу Романову, перешел в православие, стал под именем Юрия Андреевича родоначальником русского рода Лермонтовых и героически погиб в 1634-м под Смоленском.

Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта, унаследовал от предков изящество манер, вспыльчивость нрава, но отнюдь не богатство. Поэтому женитьба на юной (говорили, ей еще не исполнилось 17 лет) Марии Михайловне Арсеньевой из соседнего имения Тарханы Тульской губернии была для него прекрасной партией.

Их сын, Михаил Юрьевич Лермонтов, родился 3 (15) октября 1814 года в Москве, в доме напротив Красных ворот. Когда ему было три года, мать умерла от чахотки. Потеряв единственную дочь, бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева (урожденная Столыпина), всю любовь перенесла на внука, по сути, взяв на себя его воспитание.

Детство Лермонтова прошло в ее усадьбе, в Тарханах. Страдающий золотухой ребенок был лишен возможности играть с другими детьми. Окруженный заботой бабушки, он не видел и не помнил любви родительской. Все это развило в будущем поэте мечтательность, некоторую замкнутость и глубокое ощущение внутреннего одиночества.

В Тарханах была прекрасная библиотека, и Лермонтов, под руководством домашних учителей овладев языками и пристрастившись к чтению, запоем читал в оригиналах английских, немецких и французских писателей. Изучая таким образом европейскую культуру, он, к его огорчению, мало времени уделял культуре русской, если не считать народных песен, которые слышал в детстве. В 1830 году М. Ю. Лермонтов запишет в своем дневнике: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях. В них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности».

При этом мальчик рос избалованным и своенравным, настоящим «домашним тираном». Качества эти, к сожалению, остались с поэтом на всю жизнь и наложили отпечаток на его судьбу.

Когда Лермонтову исполнилось 14 лет, бабушка повезла его в Москву, чтобы на два года отдать в университетский благородный пансион. Там, под руководством Алексея Федоровича Мерзлякова, русского поэта, литературного критика, переводчика, и Алексея Зиновьевича Зиновьева, филолога и историка, проходили «заседания по словесности», молодым ученикам пансиона прививался вкус к литературе.

Поэт опять много и страстно читал: сначала Шиллера, затем Шекспира (особенно его увлек «Гамлет»). Искал родную душу, пытаясь завести дружбу то с одним, то с другим товарищем. Уже в пансионе Лермонтов начал писать стихи. Это были первые наброски «Демона» и стихотворение «Монолог», а также подражательные «Черкесы» и «Кавказский пленник».

В 1830 году Николай I посетил благородный пансион при Московском университете, и, видимо, ему не понравился дух учебного заведения, потому что вскоре после его посещения был издан указ о преобразовании пансиона в гимназию образца 1824 года, где подразумевался строгий устав и сечение розгами. Вероятно, по этой причине Лермонтов учебу оставил.

«Я волен – даже – если раб страстей!»

Лето Михаил Юрьевич провел в имении у бабушки, где случилась его первая сердечная привязанность – Екатерина Сушкова, подруга его родственницы Александры Верещагиной. Шестнадцатилетний неуклюжий и некрасивый подросток со вздернутым носом и вечной саркастической улыбкой не вызывал сочувствия у красивой восемнадцатилетней девушки с выразительными глазами и волосами до пят.

Спустя пять лет Лермонтов жестоко отомстит ей за холодность.

В то же лето 1830 года Михаил Юрьевич открыл для себя Байрона, посвятил несколько стихотворений (не очень удачных) польской революции и написал знаменитое «Предсказание» («Настанет год, / России черный год, / Когда царей корона упадет…»). А заодно в его жизни появилась новая влюбленность – таинственная Н.Ф., которой посвящен цикл из тридцати стихотворений. Как удалось установить Ираклию Андроникову, это Наталья Федоровна Иванова, дочь московского литератора и драматурга. Чувства сначала казались взаимными, однако потом молодому поэту предпочли более опытного и состоятельного соперника. К 1831 году в творчестве Лермонтова ключевой становится тема измены, а Наталью Федоровну он называет «бесчувственным, холодным божеством».

В начале сентября после сдачи необходимых экзаменов Михаил Юрьевич Лермонтов был принят на нравственно-политическое отделение Московского университета. Тогда же там учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Н. М. Станкевич, Н. П. Огарев. Поэт продолжает писать стихи: в июле закончил драму «Странный человек», а 4 сентября посвятил А. М. Верещагиной поэму «Ангел смерти». Маем 1832 года датирована поэма «Измаил-Бей». К сожалению, учеба не заладилась: Лермонтов достаточно дерзко отвечал профессорам на занятиях, и те срезали его на экзаменах, оставив на второй год. Шестого июня последовало прошение об увольнении, которое было принято правлением Московского университета.

Лермонтов переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование там. Однако ему отказались зачесть год Московского университета, и поэт принимает решение избрать путь военного. В ноябре 1832 года он сдает экзамены в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит там еще два года. Надо сказать, что так называемые «юнкерские поэмы» («Петергофский праздник», «Уланша», «Гошпиталь», «Монго») очень сильно ему повредили в глазах общественного мнения. Долгое время его воспринимали только как автора этих весьма популярных среди офицерства скабрезных сюжетов о любовных похождениях юнкеров.

В 1835 году Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, который стоял в ту пору в Царском Селе. Тогда же вышла в печати поэма «Хаджи Абрек». Пушкин, прочитав ее, сказал: «Мальчик далеко пойдет».

Люди, близко знающие поэта, были уверены в его добром характере и любящем сердце. Отчасти он и был таким, но считал для себя унизительным явиться добрым и любящим перед «надменным шутом» – светом. Вспомнив давнее унижение, он мстительно высмеял Екатерину Сушкову в глазах света, сначала влюбив в себя, гусара и наследника крупного состояния, а затем скомпрометировав (о чем похвастался в письме Верещагиной). Лермонтов расстроил брак Сушковой со своим другом Лопухиным. Примерно в этом же духе будет действовать и его Печорин из романа «Герой нашего времени». А сестра Лопухина Варенька станет в этом романе прототипом Веры – единственной женщины, к которой Лермонтов-Печорин до конца жизни сохранил нежные чувства. Он мечтал жениться на ней, но отец и сестры Варвары не желали иметь в зятьях желчного и мрачного поэта. Лопухину выдали замуж за Николая Бахметева – взрослого, богатого, с солидной репутацией. Ревнивый муж запрещал ей даже упоминать о Лермонтове в его присутствии…

«Моя печаль бессменно тут»

Перелом в судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта», написанное в 1837 году. Особую роль сыграли последние 16 строк, в которых цензура увидела бунт против власти. Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам император; за Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский. Да и бабушка сделала все, чтобы смягчить участь внука. И корнет Лермонтов был переведен в чине прапорщика в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе (откуда он через год вернулся).

С этого момента он переосмыслил все свое творчество. Так, например, «Поле Бородина», откровенно слабое стихотворение, превратилось в известное всем «Бородино» именно в 1837 году. В 1838–1840 годах написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его новеллы печатались в «Отечественных записках» Белинского. Появление отдельного издания романа (апрель 1840 г.) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840 г.) стало ключевым литературным событием эпохи.

Но еще в феврале 1840 года за дуэль с сыном французского посла Э. Барантом Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ, в действующую армию. Как участник тяжелого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (судя по воспоминаниям современников – вполне заслуженным). В документах о представлении Лермонтова к награде говорилось, что «ему была поручена конная команда из казаков-охотников, которая, находясь всегда впереди отряда, первая встречала неприятеля и, выдерживая его натиски, весьма часто обращала в бегство сильные партии». Стихотворение «Валерик», где описан этот бой, – одно из лучших в творчестве Михаила Юрьевича.

В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен недолгий отпуск в Петербург для свидания с бабушкой. В столице Михаил Юрьевич хотел подать в отставку, но бабушка была против – она желала для внука военной карьеры и не одобряла увлечения литературой. Его ждала жизнь с нелюбимой профессией и без любимой женщины. В эти короткие месяцы поэт создал свои лучшие стихи, среди которых «Нет, не тебя так пылко я люблю...», в котором слышится тоска по Варваре Лопухиной. «Родина», «Утес», «Спор», «Листок»… «Пророк» – его последнее произведение.

Возвращаясь в полк летом 1841 года, Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Он по обыкновению был невоздержан на язык; его остроты особенно раздражали Николая Мартынова.

Лермонтов и Мартынов были знакомы с юнкерской школы. Они оба были участниками сражения при речке Валерик. Мартынов командовал линейными частями, а Лермонтов после ранения Дорохова – сотней охотников. Оба написали стихи на эту тему, но очень разные. Повесть «Гуаша» Мартынова – это не очень удачное подражание «Герою нашего времени» Лермонтова. Но сам Мартынов, да и не только он, оценивал свои творения «не хуже» чем лермонтовские – особенно если учесть, что в среде военных Михаила Юрьевича многие продолжали считать в основном автором юнкерских поэм. Таким образом, поединок их начался уже давно, и дуэль (что бы ни послужило ее причиной) стала лишь его завершением.

Споры вокруг дуэли ведутся до сих пор. По мнению многих исследователей, Лермонтов стрелял «на воздух», пуля Мартынова же пробила поэту сердце и оба легких – характер ранения доказывает, что поэт стоял с поднятой вверх рукой. Он скончался через несколько минут после выстрела. Михаил Юрьевич был похоронен на городском кладбище в Пятигорске, а в 1842 году перевезен в Тарханы и погребен в семейном склепе Арсеньевых.

Лермонтов не добрался до пушкинского реализма, он остался неисправимым романтиком. При этом реалистическое видение мира постепенно занимало все большее место в его творчестве. Так, в основе «Мцыри» (1839 г.) реальный сюжет (правда, наполовину основанный на рассказах старика-монаха, которого в поэме Лермонтов изображает сразу в двух лицах – и юноши, и старика). Над поэмой «Демон» Лермонтов работал с 1829 года почти до конца жизни: условная романтическая обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным описаниям. В то же время в последних редакциях поэмы все более отчетливо раскрывается бесперспективность эгоцентрического «демонизма», усиливаются мотивы духовного возрождения – через любовь души, «открытой для добра». 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|