email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Поверить в Шекспира

Жизнь и творчество великого драматурга

Журнал: №2 (58) 2014 г.
Гравированный портрет Шекспира по прижизненному наброску работы Мартина Дройсхута. Ок. 1623 г.

О Шекспире мы знаем крайне мало. Так мало, что до сих пор ведутся споры, существовал ли он вообще? Ведь после него не осталось ни составленной при жизни биографии, ни официальных портретов, ни точного завещания, в котором бы говорилось о его рукописях.

Сын торговца

Известно, что Уильям Шекспир родился в небольшом английском городе Стратфорде-на-Эйвоне в зажиточной семье. В то время Стратфорд был бойким городком, в котором вовсю кипела торговая жизнь. Именно торговлей и занимался отец Уильяма. В официальных документах того времени Джона Шекспира называют перчаточником, однако он занимался также продажей шерсти и леса. Видимо, дела его шли с большим успехом — уже через год после рождения сына Джон Шекспир был выдвинут в число горожан, возглавляющих стратфордскую корпорацию. Он приложил массу усилий, чтобы получить дворянский титул для своей семьи. Подобные авантюры были вполне обычным делом в то время: разбогатевшие земледельцы скупали земли обнищавших дворян, давая возможность себе и своим детям не работать и таким образом получить почетные титулы.
Право называться дворянином отец Уильяма получить так и не смог, тем более после того, как потерял статус городского старейшины: в 1592 году он набрал долгов и даже не выходил на улицу, боясь ареста.

Однако, несмотря на некоторые сложности в делах главы семейства, особой нужды большая семья не испытывала. Из восьми детей, рожденных матерью Шекспира, в живых остались пятеро. Самый старший ребенок в семье, Уильям, родился в 1564 году, предположительно 23 апреля. Точная дата его рождения неизвестна. С этого дня для потомков Шекспира и начинается ряд загадок и предположений, не находящих подчас ни доказательств, ни опровержений.

Спустя двести лет со дня рождения драматурга, в 1785 году, священник Джеймс Уилмот впервые поставит под сомнение авторство произведений Шекспира. Уилмот выдвинет предположение, что за произведениями Шекспира стоит лорд Бэкон, а возможно, и целая группа авторов. Его заявление вызвало широкий резонанс в обществе, которое к этому моменту уже причислило Уильяма Шекспира к классикам; а также положило начало действиям группы «сомневающихся». Сомневающиеся в том, что строки, созданные двести лет назад в Англии, принадлежат сыну перчаточника Уильяму Шекспиру, назовут свое движение антистратфордианским. Уже антистратфордианцы в свою очередь выдвинут «на роль Шекспира» пятьдесят семь кандидатов, среди которых — весь литературный цвет эпохи королевы Елизаветы. В этом списке значился и граф Оксфорд, и якобы не погибший от ножа в 1593 году английский шпион и поэт Кристофер Марло, и даже сама королева Елизавета.

Ни одно из этих предположений не имеет под собой существенных оснований, и шекспироведы не нашли еще ни одного объективного довода в пользу подобных гипотез. Их появление могло быть вызвано разными причинами, среди которых и скудность биографических данных Шекспира, и желание сенсаций мирового масштаба, и консерватизм сознания XVIII века, не предполагающий таланта у человека без громкой родословной и без высшего образования.

Отец Гамлета

Считается, что Шекспир благодаря хорошим доходам отца смог поступить в грамматическую школу, где изучал латынь и творчество античных философов. Позже интерес к древним поэтам и мыслителям, так же как и интерес к истории своей страны, найдет место в драматургии Шекспира. А в то время, имея возможность общаться со всеми слоями общества, Уиль­ям копит впечатления об окружающих его людях. Яркие образы господ, нищих, шутов и их взаимоотношения будут четко отражены в его произведениях.

В 1582 году, в возрасте 18 лет, Шекспир женится на дочери местного богатого торговца — Энн Хатуэй. Семьи Шекспира и Хатуэй, если верить судебным архивам, не раз поручались друг за друга в судебных делах и явно имели дружеские отношения. Скорее всего, и будущие супруги были знакомы с раннего детства.

Сейчас сложно определить, чем был вызван брак восемнадцатилетнего юноши и двадцатишестилетней Энн. Возможно, женитьба был вынужденной мерой, так как на момент бракосочетания невеста была в положении. Из-за ее беременности пришлось поспешить, тем более что надвигался рождественский пост, на пять недель запрещающий обряд венчания. Для проведения обряда требовалось разрешение епископа, которое Уильям благополучно получил 27 ноября.

Даже венчание Шекспира не обошлось без загадок. В документах о бракосочетании писарем была допущена ошибка в фамилии супруги: по этим записям Шекспир женился не на Энн Хатуэй, а на Энн Уэтли. Ошибка писаря дала начало очередным фантазиям на тему личной жизни Уильяма: был влюблен в одну девушку, но по определенным стечениям обстоятельств женился на другой. На самом деле история была куда прозаичнее, что и доказывают записи того же писаря от той же даты: в течение дня писарь несколько раз вписывал в другие документы фамилию некоего Уэтли. Очевидно, забывшись, он и дал невесте Шекспира иную фамилию.

Через полгода после венчания, в мае 1583 года, в семье Шекспира родился первый ребенок — дочь Сюзен. Еще через два года, в 1585 году, Энн родила двойню — сына Хамнета и дочь Джудит. Мальчику было суждено прожить лишь 11 лет. Смерть Хамнета Шекспир горько оплакивал. Он делал все, чтобы дать своему сыну более высокое положение в обществе: Шекспир хотел получить дворянский титул по традиции сначала для своих предков, а потом передать его своему ребенку. Увы, из‑за смерти сына все попытки оказались тщетными. В приходской книге сохранилась запись от 11 августа 1596 года о погребении Хамнета Шекспира.

Шекспир не излил свое горе в сонетах, но увековечил имя сына в одном из самых известных образов, им созданных: Хамнет и Гамлет являются одним и тем же именем в разных вариантах написания.

Слуга лорда Камергера

Последующие восемь лет с момента рождения двойни в семье драматурга шекспироведы называют «потерянными годами». Чем занимался Шекспир в течение восьми лет, документально неизвестно, лишь существует версия, что в 1585 году Шекспир оставил семью в Стратфорде и отправился в Лондон. К 1592 году он уже был известен в театральном мире английской столицы: сначала как артист, а позже в качестве драматурга.

В XVI веке Лондон, несмотря на огромное количество преступников, был самым культурным городом Европы. Богачи приглашали в свои замки актерские труппы, на улицах продавали баллады-отзывы на самые шумные события, ходили музыканты. Несмотря на высокий интерес к искусству у горожан, правительство вводило особые правила для существовавших театров. Профессия актера была в новинку, занятие лицедейством считалось грехом, и актерам под страхом быть причисленными к бродягам приходилось записываться на службу к господам. Так, труппа Шекспира носила название «Слуги лорда Камергера», а позже попала под особое покровительство самого короля.

Тогда же по закону строить театральные здания в пределах города было запрещено. Зрителям по пути в театры следовало пересечь черту города и переправиться через Темзу на правый берег. К тому моменту, когда Шекспир появился в Лондоне, на противоположном берегу городской реки уже существовало несколько театров, сцены в которых периодически арендовали разные труппы, в том числе и артисты Шекспира. Труппа «Слуги лорда Камергера» быстро сумела снискать уважение современников и завоевать любовь горожан. Это неудивительно, ведь в лице Шекспира труппа приобрела не только постоянного, но и выдающегося драматурга, непрерывно обеспечивающего артистов новым материалом.

От труппы требовалось максимально заинтересовать зрителя, учитывая многие неудобства театра того времени. Ведь публике приходилось преодолевать нелегкий путь до театра, а потом в течение двух часов смотреть спектакль стоя. Здание театра не имело крыши, так как искусственного освещения не существовало, и лишь дневной свет освещал действие. Для богатых зрителей по периметру здания располагались крытые галереи, остальная публика стояла перед сценой, на которой находились примитивные декорации для выступления. От актеров требовалась масса усилий, чтобы свести к минимуму неудобства театральных представлений. Именно редчайший шекспировский талант создавать яркие образы, его захватывающие сюжеты, доскональное понимание особенностей театральной сцены и потребностей зрителей привели труппу к большому успеху. Шекспир — художник, поэт и драматург — до мельчайших деталей знал театральный механизм и его работу.

Звезда театральных подмостков

Ему еще не было и тридцати, когда он затронул новую для драматургии тему: историю войны английских династий. Постановка по пьесе «Правдивая трагедия Ричарда, герцога Йорка, и смерть доброго короля Генриха VI с полным изображением борьбы между домами Ланкастер и Йорк» увидела свет в 1590 году и имела ошеломляющий успех у публики.

После создания четырех исторических драм Шекспир перешел к жанру комедии. Увы, его первая пьеса с сюжетом, заимствованным у «Менехмы» Плавта, была осмеяна и обругана Робертом Грином. Грина можно назвать первым литературным критиком XVI века. Он относился к только появляющимся представителям литературной элиты и был по‑настоящему талантливым человеком. Шекспира он заклеймил «вороной-выскочкой», на что не растерявшийся Шекспир ответил веселым и сложно переводимым каламбуром. Выпады Грина, человека в целом несчастного, с несложившейся жизнью, были отнюдь не последними в творческой жизни Шекспира. Завоевавший признание публики и многих передовых людей своего века, Шекспир часто подвергался завистливым уколам со стороны.

Его работоспособность действительно была на зависть велика. За четыре года он создал тридцать пьес, самые успешные из которых — «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец» и «Много шума из ничего» — вознесли его на пик драматургической карьеры. Комедии Шекспира вызвали живейший интерес у публики. В это же время он продолжает создание исторических хроник и пишет свою первую трагедию — «Ромео и Джульетта». На сцене она появилась в 1594 году и прошла с огромным успехом. После «Ромео и Джульетты» всем стало ясно: ее автор — абсолютно сформировавшийся художник и поэт на пике своего мастерства.

Небывалый успех и талантливые постановки помогли труппе Шекспира выделиться из театральной среды Лондона: у труппы появился свой театр. Сезон 1599 года «слуги лорда Камергера» уже играли на сцене своего театра «Глобус», находившегося неподалеку от моста через Темзу. Зрителям стало гораздо удобнее добираться до театра.

Почет и уважение, которых сумел добиться сын торговца Уильям, дали ему силы для повторной попытки получить фамильный герб и статус дворянина. На этот раз его труды увенчались успехом, а заработанные деньги помогли приобрести дом в центре Стратфорда. Там семья Шекспира наконец обрела свои стены. Очевидно, Лондон так и не стал для писателя родным городом, раз местом покупки дома он выбрал город своего детства и юности.

В 1613 году Шекспир, оставив суматоху театра и столицы, навсегда перебрался к своей семье. Старшая дочь пятью годами ранее уже вышла замуж, а младшая, Джудит, пока жила в доме отца.

Почтенный горожанин

Последние три года своей жизни Шекспир спокойно доживал, занимаясь бытовыми делами, общаясь с родственниками и стратфордскими ремесленниками. Он не искал общения со знатью города, хотя имел все возможности называть себя джентльменом и войти в высшие круги общества. В 1616 году младшая дочь Уильяма и Энн объявила родителям о своем намерении выйти замуж, повторив ровно ту же историю, что произошла когда‑то с ее родителями. Жених Джудит, Томас Куини, был на шесть лет младше невесты; молодые в спешке решили заключить брак во время поста. Разрешения епископа жених и невеста получить не смогли, но тем не менее, договорившись с викарием, влюбленные обвенчались. В наказание за свой поступок Томас и Джудит были отлучены от церкви 12 марта 1616 года, за полтора месяца до смерти Шекспира. К этому моменту он был уже тяжело болен, и, вероятно, скандал, связанный с замужеством дочери, усугубил его состояние. Пришлось срочно вносить поправки в завещание, в котором дочь значилась незамужней девушкой. Главной наследницей Шекспир оставил старшую дочь, завещав ей дом и значительную сумму денег. Подписей на листах завещания сохранилось несколько: уверенный росчерк в первом варианте завещания и подпись, сделанная явно очень больным человеком при внесенных поправках в самом конце жизни Шекспира.

Уильям Шекспир скончался 23 апреля 1616 года и был погребен под алтарем стратфордской церкви Святой Троицы, а через семь лет рядом с ним была похоронена его супруга. По просьбе Шекспира на месте его последнего пристанища была возложена доска с надписью: «Добрый друг, во имя Иисуса, не извлекай праха, погребенного здесь. Да благословен будет тот, кто не тронет этих камней, и да будет проклят тот, кто потревожит мои кости».

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|