email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Авиценна

Врач без границ

Журнал: №5 (55) 2013 г.

Для многих людей слово «врач» — первая ассоциация, которая возникает при упоминании имени Авиценны. Это неудивительно, хотя, кроме занятия медициной, Авиценна, или, точнее, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, много времени посвящал изучению и написанию трудов по философии, астрономии, геометрии, химии и другим наукам...

Свой уникальный практический опыт в области медицины великий Авиценна сумел передать в книге «Канон врачебной науки» — обширном энциклопедическом трактате. В книге впервые появляются описания оспы, проказы, показываются отличия между чумой и холерой, предложены способы лечения разных болезней. Конечно, сейчас некоторые из этих методов вызывают улыбку, но многие не только не устарели, но и получили научное объяснение. Ведь, будучи личным лекарем эмира Бухары, Авиценна мог пользоваться дворцовой библиотекой правителя, что позволяло ему знакомиться с работами знаменитых врачевателей древности — Гиппократа, Галена, а также лучшими достижениями восточной медицины.

«От праха черного и до небесных тел…»

Встреча с эмиром произошла, когда Ибн Сине было всего 17. Уже тогда он проявлял неординарные способности в исцелении болезней. Его пригласили лечить тяжелобольного эмира, а после успешного выздоровления правителя предложили место придворного врача. Авиценна писал в автобиографии, что в тот период он наиболее полно углубился в изучение медицинской науки и открыл новые методы лечения, потому что мог не только изучать труды выдающихся мыслителей древних времен и современности, но также имел возможность наблюдать за болеющими людьми.

Тяга к знаниям проявилась у мальчика в раннем возрасте. Он родился в 980 году в селе Авшана, недалеко от Бухары. Тогда этот город был столицей государства Саманидов и его культурным центром. Отец Ибн Сины, зажиточный чиновник, вскоре перевез семью в Бухару. На тот момент мальчику было около 10 лет, но он уже знал наизусть почти весь Коран. Его отдали в школу изучать мусульманское законоведение, и, несмотря на то что мальчик был в ней самым младшим, он проявил яркие способности и завоевал уважение старших. Когда ему было только 12, взрослые слушатели школы приходили к нему за советом.

С 14 лет Ибн Сина самостоятельно изучал медицину, прочитав все трактаты, которые можно было найти. Еще большую любовь к этому предмету ему привил знаменитый врач того времени Абу Сахл Масихи. Он был автором книги «Эмия, или Книга ста глав», которая считалась учебником медицины. Благодаря своей любо­знательности и помощи учителя Ибн Сина достиг невероятных успехов в изучении искусства врачевания и уже в юности имел обширный опыт исцеления больных, что послужило поводом для приглашения во дворец к эмиру Бухары.

А в 20 лет Авиценна был уже автором нескольких книг — энциклопедии естественных наук, двадцатитомной книги, разъясняющей мусульманские законы, трактата об этике и многотомного медицинского словаря. С 18 лет он вел переписку с ведущими учеными Востока — вступал с ними в дискуссии по вопросам философии, физики, астрономии.

«Я тайны разгадал мудрейших слов и дел…»

На долю Ибн Сины выпали серьезные испытания. После завоевания Бухары тюрками Авиценне пришлось покинуть родные места. Он поступил на службу ко двору правителей Хорезма. Здесь Авиценна вместе со своим учителем Масихи продолжал заниматься медициной и другими науками. За широту познаний и талант исцелять его стали называть «князем врачей». Его слава распространилась далеко, и однажды он получил приглашение перейти ко двору султана Махмуда Газневи — жестокого правителя соседнего государства. После отказа благополучная жизнь Авиценны закончилась, начались годы скитаний: он был вынужден бежать вместе с Масихи. Во время перехода через пустыню пожилой учитель умер. Авиценна похоронил его, но сам с большим трудом смог остаться в живых. Чтобы заработать себе на пропитание, он занимался врачеванием на постоялых дворах.

Часто во время странствий Авиценна писал свои труды, находясь в седле. Он путешествовал по территории Арабского халифата, который в первой половине одиннадцатого века уже был разрозненным государством. Междоусобные конфликты и нападения внешних завоевателей приближали его к распаду, поэтому долговременное нахождение даже при дворе мелкого правителя было небезопасным. Становясь врачом, а значит, и советником очередного эмира, ученый нередко был свидетелем и невольным участником дворцовых интриг, что подвергало его жизнь опасности и не давало осесть на одном месте.

Однажды за попытку перейти на службу к правителю Исфахана Авиценна был на несколько месяцев заточен в крепость. И все‑таки ему удалось это сделать некоторое время спустя. При дворе Ала ад-Давла Авиценна провел последние четырнадцать лет жизни — с 1023 по 1037 год. Здесь ему были созданы все условия для плодотворной научной и творческой деятельности. Он был врачом и главным советником эмира, даже сопровождал его в военных походах.

«Коварства я избег, распутал все узлы…»

У правителя Исфахана Авиценна смог завершить книгу всей жизни — «Канон врачебной науки». Можно сказать, что он написал первый в мире медицинский энциклопедический труд подобного масштаба, объединивший идеи античных врачей со всеми современными знаниями того времени, включая личный опыт автора.

Ученый впервые предположил, что заболевания могут вызывать какие‑то мельчайшие существа, описал симптомы, клиническую картину многих болезней и собрал знания о строении и функциях человеческого организма. Например, в первом томе можно встретить трактаты по анатомии, физиологии, диагностике, хирургии. Третий и четвертый тома — это книги о болезнях человека и способах их лечения. А во втором и пятом томах содержатся знания о различных лекарственных средствах — от самых простых до многокомпонентных.

Также в «Каноне» много прикладных к искусству врачевания знаний. В нем Авиценна рассуждает о важности всестороннего воспитания и развития ребенка, о профилактике болезней, о проблемах гигиены и других вещах. Например, вот что пишет ученый по поводу физических упражнений: «Мы говорим, что физическое упражнение есть произвольное движение, приводящее к непрерывному глубокому дыханию. Умеренно и своевременно занимающийся [физическими упражнениями человек] не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней, вызываемых испорченными соками, а также болезней, обусловливаемых натурой и зависящих от предыдущих [болезней]. При этом, конечно, и другие режимы должны быть соответствующими и правильными».

А вот его мнение о принципах лечения, большое значение среди которых имеет режим питания больного: «Я говорю, что лечение совершается тремя вещами. Одна из них — режим и питание, вторая — применение лекарств и третья — применение действия рукой. Под режимом мы разумеем регулирование ограниченных числом, необходимых факторов, которые существуют обычно; к ним относится и пища… Большей частью мы стремимся уменьшить и запретить пищу тогда, когда заняты лечением острых болезней. Мы уменьшаем пищу также и при хронических заболеваниях, но это уменьшение будет гораздо меньше, чем уменьшение при острых заболеваниях, потому что при хронических заболеваниях мы больше заботимся о силе [больного], ибо знаем, что до кризиса таких [заболеваний] далеко, далеко также и их окончание. Если не сохранить силу, то не хватит ее стойкости до момента кризиса, и ее не хватит для приведения к зрелому состоянию того, период созревания чего продолжается долго».

Говоря о пище и в целом, и как о способе устранения болезней в частности, Авиценна придает ей большое значение. А сами лекарства применяются им как вспомогательная терапия.

Некоторые универсальные знания, собранные в «Каноне», Авиценна стремится облечь в легкую и красивую форму. Здесь есть даже поэма о медицине. Она начинается так:

«Поэты — принцы Вселенной, врачи руководят телом. Красноречие упомянутых выше радует душу, преданность последних исцеляет болезни».

Практически сразу после написания «Канон врачебной науки» становится книгой номер один по медицине в мире. В XV веке, после изобретения печатного станка Иоганном Гутенбергом, «Канон» был напечатан вторым после Библии. Даже в лечебниках Древней Руси упоминается имя ученого и приводятся его рецепты лекарств. Тогда и появилось искаженное имя «Ависен» вместо «Ибн Сина».

«Лишь тайну смерти я распутать не сумел»

Авиценну интересовало буквально все, что касалось устройства этого мира. Кроме медицины он занимался химией, физикой, астрономией, математикой, ботаникой. Не меньше внимания уделял и духовной сфере — был поэтом, философом, музицировал, написал несколько книг стихов и трактаты об искусстве. А многие свои знания и опыт часто излагал в виде поэм.

Возможно, именно знание всех сфер человеческого бытия позволило Авиценне достичь такого успеха в лечении людей. Ученый понимал, что иногда причина болезни имеет в своей основе не только нарушение физических функций организма или какое‑то внешнее воздействие. По своему складу он был человеком будущего, предвестником эпохи Возрождения, когда для людей идеалом был прообраз Творца, исполненного гуманизма и способности созидать мир во всех его проявлениях.

Умер знаменитый врач от болезни желудка. Она началась внезапно, во время военного похода, и на этот раз Авиценна не смог себя исцелить. Он похоронен в Исфахане, в мавзолее эмира. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|