telugusixcom alohaporn.net today pk movies tamil سكس اكوام ogeins.com سكس الحيونت indian gay site videos kompoz2.com xnxxpro2 ozporno porngalstube.com dvdvilla زوبري arabic-porn.net سكس حريم السلطان
سينما فرتكا videosarabic.com سكس ام وصاحب ابنها kerala sex videos.com indianpornsource.com haryana sex videos gopika hot greenporn.mobi bf vdo indan hot sax desixxxtube.info indian wife sex stories sex vedeo fuqer.mobi bengolibf
hot up girls coxhamster.mobi sex hindi vidieo ;s lwvn abdulaporn.info سكس برازرز مترجم سكس بنات في الحمام todayaraby.com تعليم سكس kerala sex women porncorntube.com x videos village fc2-ppv 1019300 javshare.info 椿 くるみ
 
 
email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Навстречу ветру

Жизнь и творчество Бориса Житкова

Журнал: №3 (53) 2013 г.

Наши старые детские книжки… Будут ли они так же интересны нашим детям и внукам, как некогда нам, или, возбуждая в нас ностальгические чувства, покажутся младшим поколениям устаревшим хламом? Подчас знание биографии писателя — яркой и самобытной — позволяет продлить жизнь его произведениям.

У многих из нас в старой домашней библиотеке сохранились детские книжки с изображениями пальм и кораблей, слонов и обезьян. Писатель Борис Житков, автор этих книжек, в советские времена был невероятно популярен, и неспроста: он первым сумел увлекательно рассказать детям о новых открытиях в науке и технике, придумал для малышей-почемучек книжку-энциклопедию. Невыдуманные рассказы Житкова о дальних странах, морских путешествиях, самоотверженных людях находили живой отклик в детском сердце. И все же в постсоветское время книги Житкова наряду со многими другими морально устаревшими произведениями соцреализма были вытеснены с полок новыми книгами о дальних странах и далеко шагнувшем с тех пор вперед научно-техническом прогрессе. Но не поторопились ли мы сбросить детского классика «с корабля современности»?

«Живут во мне два человека…»

нтеллигенция XIX века — особое явление в русской истории. Это высокий уровень культуры, профессионализм, знание своего дела. Открытость и хлебосольство; и задушевный разговор, неизменно заканчивающийся спором о вечных темах, поскольку интеллигенции свойственны сомнения и заблуждения. Это зачитанный томик Пушкина, звуки рояля в гостиной; и где‑нибудь на столике в углу вместо Библии — какая‑нибудь брошюрка Каутского. Именно в такой атмосфере интеллигентного семейства 11 сентября 1882 года в Новгороде родился Борис Степанович Житков. Его отец, Степан Ва­сильевич, был учителем математики, автором учебников, на которых выросло не одно поколение школьников. Мать будущего писателя, Татьяна Павловна, принадлежала миру музыки: игре на фортепиано она училась у самого Антона Рубинштейна. Неудивительно, что в душе Бориса с детства боролись между собой две страсти: одна — к науке и технике, другая — к музыке и искусству. Он изучал звездное небо, учился управлять парусной шхуной, играть на скрипке и рисовать с одинаковой страстью. Внутренняя борьба «физика» с «лириком» довела его до того, что в четырнадцать лет он решил обратиться за советом ко Льву Толстому. «Лев Николаевич, — писал Борис, — если есть у Вас минуточка времени, напишите мне, как должен смотреть христианин на искусство и музыку… имеет ли право человек посвящать этому жизнь с точки зрения прогресса человечества». В обращении к Толстому и мыслях о «прогрессе человечества» скрывается еще одна сторона семейного воспитания Житкова. Как и большая часть интеллигенции того времени, родители Бориса разделяли идеи демократии, народного просвещения. В доме принимали представителей всех сословий. Степан Васильевич был готов одинаково обстоятельно беседовать и с сапожником, и с градоначальником. Своих народнических взглядов он не скрывал, что в те времена не приветствовалось, так что Житковым вскоре пришлось, как «политически неблагонадежным», уехать в Одессу. Там Борис поступил в гимназию и оказался в одном классе с Николаем Корнейчуковым (впоследствии выдающимся писателем, критиком, переводчиком Корнеем Чуковским, сыгравшим ключевую роль в судьбе Бориса Житкова).

«Он долго не обращал на меня никакого внимания, — вспоминал Корней Иванович о Житкове, — и это причиняло мне боль. Но мне нравилось в нем всё: что он живет в порту, что у него есть собственная лодка, и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес… Характер у Житкова был инициативный и деспотически властный, и так как его, третьеклассника, уже тогда буквально распирало от множества знаний, умений и сведений, которые наполняли его до краев, он учил меня всему: гальванопластике, французскому языку (который знал превосходно), завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, предсказанию погоды, плаванию, ловле тарантулов… Под его ближайшим руководством я прочел две книги Тимирязева и книгу Фламмариона об устройстве Вселенной. У него же я научился отковыривать у биндюгов (то есть длинных телег, запряженных волами) при помощи молотка и стамески старые оловянные бляхи и плавить их в чугунном котелке на костре».

В Одессе связи Житкова-отца с «революционным подпольем» разрослись: через него в Россию провозили запрещенную литературу, печатали листовки. И Борис также принимал в этой работе самое деятельное участие. Впрочем, не столько из‑за своей убежденности в правоте дела, сколько от желания выполнять рискованные поручения под страхом каторги или ссылки. В его последующей литературной работе ему очень пригодилась детская дружба с кочегарами, фабричными рабочими, солдатами, переплетчиками, которую он завел во время своих конспиративных визитов. Вся эта ранняя вовлеченность в опасное дело дала Житкову опыт какой‑то взрослой жизни, из‑за чего он казался гораздо старше и серьезнее своих сверстников. Но во всем его стремлении к опасности, тренировках силы воли, крайних опытах аскетизма чувствовались мальчишество, романтический максимализм, наивное желание стать сверхчеловеком. Любопытно, что это же неуемное желание учить и руководить, которое положило начало детской дружбе Житкова с Чуковским, привело в итоге к ее неожиданному концу.

Одно время Житков сильно увлекался «закалкой воли». И в качестве испытания предложил Чуковскому отправиться вместе пешком из Одессы в Киев. Борис разработал маршрут, график похода, рассчитал, когда нужно спать и как принимать пищу. Но когда измученный жаждой и усталостью Чуковский «выбился из графика» и просто физически не смог выполнять жесткие правила Житкова, тот довел его до дома своей родственницы в Херсоне и не моргнув глазом расстался с ним на долгие годы, оставив записку: «Мы больше не знакомы».

Вечный Колумб

еудивительно, что такая бескомпромис­сность натуры не позволила Житкову благополучно получить высшее образование. Сначала он поступил в Новороссийский университет на математическое отделение. Но так увлекся гонками яхт, что отправился в путешествие и по пути, в Констанце, сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. Потом начались революционные события 1905 г., и, конечно, Житков не мог оказаться в стороне: он привозил оружие взбунтовавшимся матросам, изготавливал самодельные бомбы. При этом ни в партии, ни в какой‑либо политической организации он не состоял. И все же из университета его тогда исключили.

Вскоре Житков отправляется в экспедицию по Енисею. Отец, перед которым Борис всегда благоговел и называл только по имени-отчеству, одобрительно писал о решении сына: «Мне кажется, это хорошо, что Борис не в канцелярию и даже не в лабораторию попадает, а в экспедицию, в подвижное, живое дело». В экспедиции Борис был и капитаном судна и ученым, кроме того, он сам принимал участие и в сборке корабля. Это произвело на него столь сильное впечатление, что после успешного завершения экспедиции он решает стать инженером-кораблестроителем и поступает в Петербургский политехнический институт. После года учебы Житков едет на практику в Данию, где работает простым рабочим на машиностроительном заводе. «Тяжела морская служба на сухом пути, — пишет он отцу. — Правая рука вся в водяных пузырях… Простукал я целый день, т. е. 10 часов. Изодрал руки, отмахал плечо, но не сдался». Тем же летом Житков уходит штурманом в дальнее плавание из Одессы на Дальний Восток. Вот тогда‑то он и повидал Индию, Сингапур и Японию, о чем поведал потом в своих рассказах.

Завершение учебы в институте совпало у Житкова с началом Первой мировой войны. Его призвали на службу и направили в Англию кем‑то вроде эксперта-инженера принимать моторы от английских производителей для русских самолетов и подводных лодок. Именно там, в Лондоне, в ресторане «Савой» (как тесен мир!), Житков снова через много лет встретился с Чуковским, который приехал в 1916 г. в Англию в составе делегации писателей. По сдержанному приветствию и односложным ответам Чуковский сразу почувствовал, что Житков все еще помнит «проваленный» им поход в Киев. Но вечером Борис пришел в номер к другу детства. «Он был уже совсем не такой накрахмаленный, каким я видел его в ресторане, — вспоминает Чуковский. — Он рассказывал, как ему приходится вести здесь борьбу со взяточниками из военного ведомства, наживая себе врагов. Расстались мы друзьями».

После этой встречи Житков прислал Чуковскому открытку с такой подписью: «Хочется очень повидаться. Пребываю в тоске и томлении духа. Ей-богу. Пожалуйста, откликнись». Но встретились они в Петрограде только после гражданской войны, в 1923 году, и Житков был уже совсем другим. «Какой был у него изможденный, измызганный вид! Желтые впалые щеки, обвисшая, истрепанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость… Нужда у него была крайняя: по его словам, даже трамвайный билет стал для него почти недоступною роскошью», — пишет Чуковский, который, конечно же, пригласил друга к себе. Эта новая встреча двух старых друзей была ознаменована и другим важным событием. В гостях у Чуковского Житков стал рассказывать о своих морских приключениях детям. И дети слушали его с таким вниманием и восторгом, что Чуковскому, наблюдавшему эту картину, пришла в голову мысль: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не сделаться литератором?» Когда же Житков принес свои первые рассказы для нового детского журнала «Воробей», Чуковский с удивлением обнаружил, что произведения начинающего автора настолько совершенны и самобытны, что не нуждаются ни в какой литературной правке. «Неожиданно и бесповоротно открылась калитка в заборе, вдоль которого я ходил и безуспешно стучал: кулаками, каблуками, головой. Совсем не там, где я стучал, открылись двери и сказали: "ради Бога, входите, входите"…» — написал Житков в этот день в своем дневнике.

«Изобретатель» детской литературы

Житков вошел в литературу относительно поздно, когда ему было уже за сорок. Но его короткая творческая жизнь (всего 15 лет) была удивительно плодотворна. Он написал около 200 рассказов, статей, повестей, стихов; постоянно вел дневник; его письма к многочисленным адресатам полны удивительных историй и размышлений.

Начал же он с работы в новом детском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). И те, кто работал с ним, сразу почувствовали, насколько многогранен его литературный потенциал: Житков один мог свободно выпускать весь номер. Он мог написать и научно-популярную статью, и рассказ, и стихотворение, а в конце еще и ответить на письма читателей.

Приход Житкова в литературу оказался очень своевременным. Именно тогда, в 1920–1930‑е годы, создавалась детская литература, которая не просто описывала мир ребенка, но знакомила малышей с теми новыми явлениями, в первую очередь в науке и технике, которые тогда входили в жизнь. Пароходы и самолеты, ледоколы и метро — обо всем этом надо было увлекательно рассказать. И в этом Житкову не было равных. Как исследователь и инженер, он не просто знал и любил технику, но находил в ней драматическую коллизию, которая становилась основой рассказа. В этом отличие рассказов Житкова от произведений многих мастеров научно-популярного жанра, которые нанизывали научный рассказ на внешний сюжет. И даже если сегодня железная дорога устроена иначе, чем в 30‑е годы прошлого века, читать о ней у Житкова все равно интересно, потому что он пишет не о железной дороге, а об отношениях людей, связанных с ней.

Нашлось в литературе применение и инженерным талантам Бориса Житкова: он стал изобретателем нового жанра — энциклопедии для малышей, которая была бы и художественной книжкой, и путеводителем в современный мир. Его знаменитую книжку «Что я видел» о приключениях маленького мальчика Алеши-почемучки в Москве в свое время читали детям чуть ли не в каждом доме. Прототипом героя Житкова стал настоящий мальчик Алеша, который жил вместе с писателем в одной коммунальной квартире. Житков часто проверял на нем свои литературные находки: если ребенок слушает — значит написано интересно.

Помимо работы в журналах, Житков издавал и отдельные сборники рассказов: «Злое море», «Морские истории». Многие свои сюжеты писатель брал из жизни: «Механик Салерно», «Дмитрий Коржик». Он замечательно передает речь и характер моряков, отчего его рассказы кажутся очень цельными и непохожими один на другой. И все же в них есть нечто общее, что приближает творчество Житкова к произведениям русской классики: героям Лермонтова, «Хаджи Мурату» Толстого и другим. Это тема смелости и мужества, безрассудного риска и подлинной храбрости. Герои морских рассказов, обладающие всеми этими качествами, были бы интересны и сегодняшнему юному читателю. Как пишет в одной из своих книг психолог Ирина Медведева: «Романтизм не только закаляет душу и дает силы жить, но и служит как бы сладкой оболочкой для того, чтобы ребенок лучше принимал и усваивал традиционные нравственные установки».

Книга жизни

Рассказ о творчестве Житкова не был бы полным без упоминания еще одного его произведения, которое он сам считал для себя главным. Это роман «Виктор Вавич», который был опубликован уже после смерти автора, в 1999 году, в основном благодаря усилиям Лидии Корнеевны Чуковской. В романе описываются события революции 1905 года, и на первый взгляд в нем нет ничего, что помешало бы ему быть опубликованным в советское время. Тем не менее на роман было наложено «вето»: революция в нем изображена «не так, как надо», слишком много в нем «обывательской пошлости». В романе Житков действительно подробно описывает свое окружение, атмосферу того времени, пытается дать ей мировоззренческую оценку. «Пишу я, собственно, о власти Князя Мира Сего. Вот и вся тема. Вся. Не уписать всей‑то и во сто томов. Если хоть немножко Господь поможет, хоть уголок‑то показать», — так характеризует он свой роман в одном из писем. О содержании романа и его месте в литературе критики высказываются неоднозначно. К примеру, писатель Андрей Битов ставит этот роман рядом с «Доктором Живаго» Пастернака и шолоховским «Тихим Доном». Очевидно одно: роман по стилю сильно отличается от рассказов Житкова, в нем нет ни искрящегося юмора писателя, ни яркости героев, это скорее роман-воспоминание, где присутствует и критическое осмысление прошлого, возможно, смутившее советскую цензуру.

Житков ушел из жизни довольно рано, в 56 лет. Причиной тому был рак легких. «Смерть Житкова — это отчасти и моя смерть», — так откликнулся на потерю друга Чуковский. О Житкове он написал прекрасный очерк. Оставила свои воспоминания о Житкове и дочь Корнея Ивановича, Лидия Чуковская. Есть и другие достойные жизнеописания писателя. Любопытно, что практически нигде в них не упоминается о личной жизни Бориса Житкова. А ведь он был не раз женат, у него было двое своих детей и один приемный сын. Но если в целом окинуть взглядом жизнь писателя, то станет очевидно, что в ней практически не было места личному. Он вел очень аскетический образ жизни и настолько отдавался своему делу, что на другое времени не хватало. Эта одержимость работой отчасти передалась и потомкам писателя. Его дочь, Фелицата Борисовна Житкова, была знаменитым тренером по плаванию. А в 1931 году она установила свой первый рекорд СССР, проплыв вольным стилем самую трудную дистанцию — 1500 м.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|