email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Домолчаться до стихов

Мария Петровых: жизнь и творчество

Журнал: №2 (40) 2011 г.

Имя Марии Сергеевны Петровых не на слуху потому, что она сама никогда не стремилась к славе, не носила стихи по редакциям. «Одним радостно, когда они печатаются, другимкогда они пишут», — говорила она. Про нее мало написанолишь отрывочные воспоминания ее друзей и современников. Как говорил поэт Д. Самойлов, «образ будет выстроен по ее стихам. Ну что ж, личность поэтаего стихи». 

Мало кто знает это имя — Мария Сергеевна Петровых. Еще меньше людей читали ее стихи, но стоит прочесть хотя бы одно, как хочется читать еще и еще. Недаром ведь ее творчество высоко ценили Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Наверное, имя Марии Сергеевны не на слуху потому, что она сама никогда не стремилась к славе, не носила стихи по редакциям. «Одним радостно, когда они печатаются, другим — когда они пишут», — так говорила она. И для нее действительно самым важным было писать. Бенедикт Сарнов, критик и литературовед, отмечал, что «стихи М.П. замечательны прежде всего присутствием в них вот этой самой… неотступной потребности высказаться».

Но обо всем по порядку.

Мария Сергеевна Петровых родилась в 1908 году в Норском Посаде, недалеко от Ярославля, в большой и дружной семье. Отец ее был инженером хлопчатобумажной фабрики, мать — домохозяйка, местная уроженка. Маруся была младшей из пятерых детей. По ее собственным словам, «ни у кого не было такого хорошего детства». С самых ранних лет она была окружена заботой и любовью. Ее воспоминания об этом времени полны нежности и трепета: «Помню, как мы укладывались спать и перед сном — в ночных кофточках, на коленях читали молитвы “на сон грядущий”. И мама с нами. Мама — всегда красивая, беспредельно любимая». В семье Петровых были богатые духовные традиции: дедушка по материнской линии был священником, а его сын — дядя Марии Сергеевны и брат ее матери — священномученик Димитрий Александрович Смирнов; другой ее дядя — Иван Семенович Петровых (митрополит Иосиф) — активный церковный деятель и духовный писатель. Через всю свою жизнь пронесет она дух добра и интеллигентности, привитый ей в семье.

Будучи образованным человеком, отец Марии Сергеевны сделал все, чтобы дочь с детства занималась иностранными языками, а книжки у нее приходилось даже отнимать — уже в четыре года она пыталась читать Чехова. А в шесть лет написала свое первое стихотворение (четверостишие). Для нее это было подобно чуду, и такое отношение к рождению стихов у нее сохранилось на всю жизнь.

В четырнадцатилетнем возрасте она уже была принята в ярославский Союз поэтов. «Окончив школу, уехала в Москву, поступила на Высшие государственные литературные курсы… Экстерном окончила Московский университет. На одном курсе со мной, — пишет Мария Петровых, — учились ставшие впоследствии замечательными поэтами Арсений Тарковский и Юлия Нейман… Много писали стихов... Я не носила стихов по редакциям. Было без слов понятно, что они “не в том ключе”. Да и в голову не приходило ни мне, ни моим друзьям печатать свои стихи. Важно было одно: писать их».

Годы студенчества были полны ярких художественных впечатлений, веселья и значимых встреч. Те люди, с которыми Мария Сергеевна познакомилась в эту пору, впоследствии были с ней и в радости, и в горе. Среди ее друзей были Борис Пастернак и Анна Ахматова.

О дружбе Марии Сергеевны с Анной Андреевной Ахматовой стоит сказать отдельно. Началась она в 1933 году, когда Петровых сама пришла в Фонтанный дом: «Почему пришла? Стихи ее знала смутно. К знаменитостям тяги не было никогда. Ноги привели, судьба, влечение необъяснимое… Пришла как младший к старшему». И с этого дня они стали подругами. Анна Андреевна очень дорожила этой дружбой и ласково называла подругу «моя Маруся». Дружба Ахматовой и Петровых продолжалась более 30 лет, до самой смерти Анны Андреевны. Одним из московских адресов Ахматовой был «на Беговой у Петровых» — она часто жила там у Марии Сергеевны.

С 1934 года Мария Петровых вместе со своими однокурсниками начала работать над поэтическими переводами. Среди них были и еврейские, и армянские, и болгарские стихи. А ее собственные — все еще писались «в стол».

В 1936 году она вышла замуж за музыковеда Виталия Дмитриевича Головачева. Но семейное счастье продлилось недолго: уже в 1937 году он был осужден на пять лет лагерей. Мария Сергеевна осталась одна с четырехмесячной дочерью на руках.

Когда на небо синее

Глаза поднять невмочь,

Тебе в ответ, уныние,

Возникнет слово: дочь.

Жизнь продолжала испытывать поэтессу на крепость духа. В апреле 1941 года умер отец Марии Сергеевны, в мае сгорел их дом в Сокольниках, а в июне началась война…

Судьба за мной присматривала в оба,

Чтоб вдруг не обошла меня утрата.

Я потеряла друга, мужа, брата,

Я получала письма из-за гроба.

Мария Сергеевна вместе с дочерью была эвакуирована в Чистополь, город, который стал своеобразной «писательской колонией». «Это было трагическое и замечательное время. Это было время необычайной душевной сплоченности, единства. Все разобщающее исчезло…» — вспоминала она впоследствии.

Здесь, в Чистополе, Борис Леонидович Пастернак организовал первый литературный вечер Марии Петровых. Зал был полон, весь вечер она читала свои стихи, и в конце концов Пастернак воскликнул: «Мария Сергеевна, я Вам завидую творческой завистью!»

Но несмотря на удаленность Чистополя от линии фронта, Петровых, как и все вокруг, не забывала, что идет война.

Проснемся, уснем ли — война, война.

Ночью ли, днем ли — война, война.

Ей не суждено было дождаться мужа. Он умер в лагере в 1942 году, за полгода до освобождения. В том же году она вернулась в Москву. Здесь прошел еще один ее стихотворный вечер, после которого она под давлением друзей подготовила рукопись книги и отнесла ее в издательство. Но получила четыре отрицательные рецензии. Критики посчитали, что такая поэзия «несозвучна эпохе», нужна только очень узким категориям читателей. Однако характер Петровых был таков, что она в любой ситуации находила силы жить и писать.

Никто не поможет, никто не поможет,

Метанья твои никого не тревожат, 

В себе отыщи непонятную силу,

Как скрытую золотоносную жилу.

Называя себя «нелепым, нескладным, оцепеневшим человеком», Мария Петровых дарила дружбу и душевное расположение многим. «Ты, Мария, — гибнущим подмога!» — так коротко и емко выразил Осип Мандельштам человеческую суть поэта. И действительно, она всегда помогала, чем могла: давала Ахматовой деньги для передач в Лефортовскую тюрьму для сына — Льва Гумилева; когда Юлия Нейман была без работы — помогала переводами.

Приди от горя отогреться,

Всем сердцем пристальным моим

Зову тебя: скорее встреться,

Мы и без слов поговорим.

Про Марию Сергеевну Петровых мало написано. Есть лишь отрывочные воспоминания ее друзей и современников, а оттого, как говорил Давид Самойлов, «образ будет выстроен по ее стихам. Ну что ж, личность поэта — его стихи». 

А стихи Марии Петровых — это стихи Поэта, у которого есть дар и ответственность за него.

…Не ведайте, поэты,

Ни лжи, ни клеветы.

О нет, покуда живы, 

Запечатлеть должны вы

Грядущего приметы,

Минувшего черты…

Михаил Ландман ощущал Марию Сергеевну Петровых поэтом по формуле, данной Блоком в его статье «О назначении поэта»: «Поэт — это не тот, кто пишет стихами, поэт — это прежде всего человек особого склада, который по-особому воспринимает мировые явления и приводит их в гармонию… И вот такой личностью для меня была Петровых… Пастернак ощущал ее особую чувствительность и напряженный нерв восприятия жизни. Ахматова высоко ценила ее, тоже, думается, именно за это».

Ахматова говорила о Петровых, что «Маруся знает язык, как Бог…». Особенность языка стихов Марии Сергеевны также отмечал Арсений Тарковский: «Глубина замысла и способность к особому словосочетанию делают ее стихи ярким явлением в нашей поэзии. Слова в стихах Марии Петровых светятся, загораясь одно от другого, соседнего. Тайна поэзии Марии Петровых — тайна сильной мысли и обогащенного слова».

Но Мария Сергеевна была «не только тиха, скромна, тверда, горда, но и страстна, полна любвей и ненавистей». Глубинной любовью ее жизни был писатель Александр Фадеев. Результатом этой любви стало множество стихов. Именно Фадееву посвящено стихотворение, которое Ахматова называла шедевром любовной лирики ХХ века, «Назначь мне свиданье…»:

Назначь мне свиданье,

хотя б на мгновенье,

На площади людной,

под бурей осенней,

Мне трудно дышать, я молю о спасенье...

Хотя бы в последний мой смертный час

Назначь мне свиданье у синих глаз.

Вплоть до самой смерти Мария Сергеевна продолжала заниматься переводами, редакторской работой, и все так же писала стихи «в стол».

Все, чьи стихи переводила Мария Петровых, отмечали, что и редактором, и переводчиком она была Божьей милостью, жила этим трудом по самому высокому счету. Неамбициозная, скромная и кроткая по отношению к своему творчеству, в «высоком ремесле» переводчика она не давала себе никаких поблажек.

И все же в 1968 году, когда Марии Сергеевне было уже шестьдесят лет, вышла ее книга «Дальнее дерево». Половину книги занимали армянские переводы, но было и достаточно собственных стихов поэтессы. Следующие сборники выходили, к сожалению, уже посмертно. «Редкие публикации стихов Марии Петровых, — писал Давид Самойлов, — можно объяснить ее огромной взыскательностью к себе. Думаю, дело не только в этом. Поэзия Петровых — истинная лирика, настолько личная, настолько сильно пережитая, что, кажется, поэту тяжело и невозможно было расставаться с ней и выносить ее на форум и на суд. Но, наверное, и у нее была потребность поделиться стихами с читателем, потребность тоже истинно поэтическая».

Суть ее поэтического дара и суть характера — требовательность к себе и ответственность. Вот почему она так больно переживала периоды молчания, когда стихи не писались. В своем дневнике она записала: «Господи, помоги мне. Пусть будут стихи — столько раз слышала их, сквозь меня, сквозь сердце шли потоком — только записать, а лень мне было встать, взять тетрадку — думала — не забуду, запишу. А теперь — столько месяцев молчание — глухое, мертвое. Господи, дай мне услышать!»

В ее поздней лирике все чаще звучит разговор с Богом:

Ночами думала о многом.

В редчайший час

Душа стояла перед Богом

В молчанье горестном

и строгом,

Не поднимая глаз.

И это было как Причастье.

Так начиналось счастье.

Умерла она в 1979 году после тяжелой болезни.

Давид Самойлов, до конца ее дней друживший с Петровых, смог очень точно отразить в стихах ее внутреннюю сущность: 

Этот нежный, чистый голос, 

Голос ясный, как родник… 

Не стремилась, не боролась, 

А сияла, как ночник.


Стихи Марии Петровых разных лет

Не взыщи, мои признанья грубы,

Ведь они под стать моей судьбе.

У меня пересыхают губы

От одной лишь мысли о тебе.


Воздаю тебе посильной данью —

Жизнью, восплощенною в мольбе,

У меня заходится дыханье

От одной лишь мысли о тебе.


Не беда, что сад мой смяли грозы,

Что живу — сама с собой в борьбе,

Но глаза мне застилают слезы

От одной лишь мысли о тебе.

1941

* * *

 Д. С.

Взгляни — два дерева растут

Из корня одного.

Судьба ль, случайность ли, но тут

И без родства — родство.

Когда зимой шумит метель,

Когда мороз суров, —

Березу охраняет ель

От гибельных ветров.

А в зной, когда трава горит

И хвое впору тлеть, —

Береза тенью одарит,

Поможет уцелеть.

Некровные растут не врозь,

Их близость — навсегда,

А у людей — все вкривь да вкось,

И горько от стыда.

* * *

Подумай, разве в этом дело,

Что ты судьбы не одолела,

Не воплотилась до конца,

Иль будто и не воплотилась,

Звездой падучею скатилась,

Пропав без вести, без венца?

Не верь, что ты в служенье щедром

Развеялась, как пыль под ветром.

Не пыль — цветочная пыльца!


Не зря, не даром все прошло.

Не зря, не даром ты сгорела,

Коль сердца твоего тепло

Чужую боль превозмогло,

Чужое сердце отогрело.

Вообрази — тебя уж нет,

Как бы и вовсе не бывало,

Но светится твой тайный след

В иных сердцах... Иль это мало —

В живых сердцах оставить свет?

1967

* * *

Памяти М. Ц.

Не приголубили, не отогрели,

Гибель твою отвратить не сумели,

Неискупаемый смертный грех

Так и остался на всех, на всех.

Господи, как ты была одинока!

Приноровлялась к жизни жестокой...

Даже твой сын в свой недолгий срок —

Как беспощадно он был жесток!

Сил не хватает помнить про это.

Вечно в работе, всегда в нищете,

Вечно в полете... О, путь поэта!

Время не то, и люди не те.

1975

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|