telugusixcom alohaporn.net today pk movies tamil سكس اكوام ogeins.com سكس الحيونت indian gay site videos kompoz2.com xnxxpro2 ozporno porngalstube.com dvdvilla زوبري arabic-porn.net سكس حريم السلطان
سينما فرتكا videosarabic.com سكس ام وصاحب ابنها kerala sex videos.com indianpornsource.com haryana sex videos gopika hot greenporn.mobi bf vdo indan hot sax desixxxtube.info indian wife sex stories sex vedeo fuqer.mobi bengolibf
hot up girls coxhamster.mobi sex hindi vidieo ;s lwvn abdulaporn.info سكس برازرز مترجم سكس بنات في الحمام todayaraby.com تعليم سكس kerala sex women porncorntube.com x videos village fc2-ppv 1019300 javshare.info 椿 くるみ
 
 
email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Адмирал Ушаков

Последние годы

Журнал: №2 (14) 2006 г.
Встреча А.В. Суворова с Ф.Ф. Ушаковым. Художник В.Д. Илюхин

Гроза над Россией

При жизни адмирала Федора Федоровича Ушакова Россия участвовала в разных войнах: в Семилетней, которую возглавлял талантливый прусский полководец король Фридрих; в русско-турецких, громя отнюдь не слабую султанскую Турцию; в схватках со Швецией; в постоянных стычках с южными соседями. Адмирал вместе с Александром Васильевичем Суворовым изгонял войска французской Директории из Италии. Сам же Ушаков одержал наиблестящую морскую победу при Калиакрии и взял штурмом самую мощную крепость в Европе – Корфу.

После смерти Суворова, он был в России, наверное, самый знаменитый военачальник, боевой и непобедимый командир. Императрица Екатерина II и император Павел I приучили Россию к победам, и поражение наших войск (под командованием Александра I) в битве при Аустерлице болью отозвалось в сердце российского общества. С недоверием оно отнеслось и к Тильзитскому миру с Наполеоном, ибо еще недавно тот был «узурпатором», «тираном», «республиканской гидрой», а теперь вдруг стал союзником и вошел в семью королей как равный, да к тому же еще и как победитель. Поэтому когда громыхнуло в июне 1812 года, когда на Россию покатилась армия двунадесяти языков Европы, то всколыхнулся весь народ: дворяне, купцы, армия, священство, мещанство. Как и все откровенные завоеватели, Наполеон нес лозунги новой европейской цивилизации и прежде всего свободы, в том числе и для крепостных крестьян. Но те отнюдь не хотели принимать ее из рук захватчика и тоже поднялись на защиту Отечества, взяв «дубину народную». Воинские части стягивались к Москве. Везде собирались ополчения. Не осталось в стороне и дворянство Тамбовщины, которое на собрании решило создать свой полк. С командиром все было ясно. Большинство постановило, что им будет адмирал Ушаков. Губернский предводитель дворянства Чубаров, приглашая героя на собрание, направил ему послание, в котором писал: «Долговременная опытность службы вашей и отличное усердие ваше перед престолом Российской державы, вами доказанные, да подадут в присутствии всего дворянства твердые способы к ревностным подвигам на пользу общую и да подвигнут всех к благодетельным пожертвованиям, и да вдохнут они готовность в сердце каждого из дворян принять на службу к спасению Отечества и к сохранению собственной своей безопасности». Ушаков поблагодарил дворянское собрание за честь, но здоровье уже не позволяло ему возглавить воинское соединение. Он написал в ответ: «За избрание меня губернским начальником над новым внутренним ополчением по Тамбовской губернии, за благосклонное обо мне мнение и за честь, сделанную мне, приношу всепокорнейшую мою благодарность. С отличным усердием и ревностью желал бы я принять на себя сию должность и служить Отечеству, но с крайним сожалением за болезнью и великой слабостью здоровья принять ее на себя и исполнить никак не в состоянии и не могу». 

Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он проводил время в Алексеевке, в Темникове отнюдь не в покое. Молился о даровании победы русскому воинству, посылал наставления своим племянникам, не посрамившим своего дядю (они знали, что Николай Ушаков сражался под Москвой, на Днепре, Березине, вошел под гвардейским знаменем в Париж). Встречался адмирал и с уездными дворянами, вступившими в ополчение, и с беженцами из тех мест, по которым прокатилась война, уничтожившая имения, разорившая города и села.

Тогда-то и сказал он свои знаменитые слова: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. Мне немного остается жить – не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!» И еще наставлял он ополченцев, которых привели в зал темниковского градоначальника Никифорова и своих недорослей для наущения. 

Об этом сохранились записи, которые приводим в сокращении:

«Дядя мой, отец Федор, известный Вам молитвенник Санаксарского монастыря, <судя> по рассказам, если надо какого строптивого и неразумного послушника, и посохом мог поучить. Братия же возгласила: “Бить монаха палкой – не дозволено! И тем паче самому иеромонаху. Вы же, – говорили они, – иногда нас за противоречия и из кельи выталкиваете. А еще повелеваете всему братству в обстоятельствах нашествия на обитель разбойников отпор им давать, для чего раздали по кельям колья и рогатины. А каково это монахам? Ведь монаху лучше самому быть биту, чем другого бить!“

Федор Федорович помолчал, как бы давая осмыслить сие противоречивое мнение. И затем изрек то, что отец Федор сказал монахам.

– Други мои, то рассуждения ваши для одного человека, а не для общества. Что должен монах по пострижении, яко без рук быть, но к деланию руками худых, а не добрых дел – к добрым же делам монах наипаче пострижением приобязуется. А по Христову закону, поелику нет больше себя добродетели, аще кому душу свою положит за други своя, как и я, к наблюдению спасительных порядков в обществе братском <…>, иногда и ударю слегка кого за развращение нрава или из келий кого толкну, страх потерявшего, для спасения его души и чтоб удалить из братства сие развращение ко общему соблазну и греху следуемое. Причем же я ударил его слегка, единственно в знак страха и отведения его от худости. И через эту мою поправность, – сказал им отец Федор, – он будет здоров всегда.

Вот и вы, господа юные, – обратился уже сам адмирал к дворянским недорослям, – своих командиров почитать будете должны, слушать их команды и приказы. Командир, конечно же, не иеромонах, но он тоже печется о спасительном порядке в войске, о том, чтобы научить воина помощи други своя, порядку и воинскому делу доброму. Я на флоте никогда от наказания не отказывался. 

Затем добавил:

– От справедливого наказания, кое от общего беспорядка и соблазна уводило. А вам же, – обратился он к взрослым ополченцам, – другая часть слов святого нашего земляка важна. – Там он сказал: “По рассуждению вашему, – говорил он монахам, – когда прийдут и совершат нашествие на обитель варвары, перед убийством не останавливающиеся, то им не сопротивляться? Прийдут хоть и пятеро злодеев, а нас восемьдесят человек, да не будем противиться – то пятеро всем нам сделаются разорителями и, следовательно, бедствие учинят и обители, и спасению. Например, в пятистах подводах обоз может по дороге разграблен быть одним злодеем – и какая же от этого будет от сего пустота, и гибель, и грех. Не должны мы, со святым Златоустом говорю, оставаться без действия и ожидать сверхъестественной защиты от Благодати Божией, тогда как можем и сами от напасти естественными защитить себя способами, кои единственной премудростью Божией в благотворении к роду человеческому даруемы.”

Адмирал встал, оперся на стул градоначальника и продолжал.

– Вот, ведь можно ждать, что Наполеона настигнет Божия кара, а можно, ожидая ее, самим все силы употребить, чтобы сие стало быстрее, чтобы врагу противостоять, а не малодушничать, ибо сие противно будет Богу! А посему желаю вам идти поскорее навстречу ворогу и не допустить его в глубины России.

Непобедимый адмирал обвел взором небольшой отряд ополченцев, который тоже встал, и, перекрестив его, твердым еще голосом сказал:
– С Богом! За Веру. Царя и Отечество послужите!”

Милосердец

Теперь Федор Федорович все больше и больше думал о будущем мире своего пребывания. Старался освободиться от лишних земных забот и проявлял постоянное тщание о всех, кто приходил и просил о помощи. Во дворе дома адмирала в Алексеевке постоянно толпились убогие, странники, бывшие моряки и солдаты, приезжали бедные дворянские вдовы с детьми, монахи из дальних монастырей. Никого он не оставлял без внимания, кормил, помогал. Адъютант, бывший матрос, ворчал: «Да нешто на всех напасешься, Федор Федорович? У нас самих скоро ничего не останется». А адмирал похлопывал его по плечу и напоминал, что хоть вмале надо помогать всем страждущим и немощным. А таких на Руси всегда немало.

Известно было, что в Ярославской губернии он раздал свои земли, имения родным и близким, чтобы не ссорились. А не много-немало общая их стоимость составляла 200 тысяч рублей. В свое время еще большее благодеяние совершил Федор Федорович, отдав бесплатно 500 десятин прибрежной земли «для надобностей» города Севастополя. А ведь эта земля была подарена ему императрицей Екатериной за блестящие победы. В общем, адмирал этим самым совершил царский подарок своему городу.

Особо всколыхнулось его милосердие в 1812 году. Взнос за взносом идут от него на армию, на раненых солдат, разоренным городам, на помощь в селах страждущим от разорения, бедствующим и не имеющим жилищ, одежды и пропитания. Он решил снять все деньги (подчеркнуто мною. – В. Г.), положенные им под проценты в Петербургской охранной кассе, и отдать на вспомоществование страждущим от разорения злобствующего врага. Он писал: «Я давно имел желание вси сии деньги без изъятия раздать бедной нищей братии, не имеющей пропитания. И ныне, находя самый удобнейший и вернейший случай исполнить мое желание, <...> полученный мною от Санкт-Петербургского опекунского совета на вышеозначенную сумму денег двадцать тысяч (не чета нынешним двадцати – В. Г.) билет сохранной кассы, писанный 1803 года августа 27-го дня под № 453 и объявление мое на получение денег, при сем препровождаю к Вашему сиятельству. Прошу покорнейше все следующие мне <...> деньги, капитальную сумму и с процентами за все прошедшее время истребовать, принять в Ваше ведение и <...> употребить их в пользу разоренных, страждущих от неимущества бедных людей».

Соседние темниковские помещики иногда относились с недоверием к добросердечию и творению блага для других, попросту говоря, благотворительности старого адмирала. Мог бы ведь жить в столице, Санкт-Петербурге, быть при царском дворе, получать новые блага, но почему-то оказался здесь, в глуши, богатство не бережет – раздает… Однако постепенно слава о его милосердии распространилась, стала устойчивой и все больше влияла на смягчение нравов и усиление благотворительности в помещичьих владениях и крестьянских домах, среди купцов и мещан. Да и не только в темниковском уезде, а на всей Тамбовщине и в соседних губерниях.

Последние годы жизни

Ушедший в отставку, на пенсию, на покой человек, занимавший большие посты, положения, звания, почти всегда теряется. Только что он был в центре событий, разговоров, внимания. Только что его сопровождали и окружали люди, соратники, друзья, доброжелатели, и вдруг – тишина, ехидство, безразличие. Как снова вернуть себя в жизнь, как вызвать со дна жизненного колодца усыхающие силы, прочистить ходы для родников жизнелюбия, интереса, возродить любовь к людям, ведь столько жестокого, уродливого, коварного видано в них? Не всем дано пройти этот последний жизненный отрезок с достоинством и честью. У одних кутежи, измены, ущербность, падения в молодости выпирают в старости физическими муками, дряхлостью, распадом чувств. У других наступает период всеотрицания, уничтожающего злословия, самосжигающего сарказма над всем происходящим без их участия. Третьи не теряют свою доброту, а наоборот, прирастают к Богу верой и молитвой. У таких, как Ушаков, не только сохраняется все лучшее. В них расцветает то, что было мало востребовано ранее, а вернее, совсем не востребовано: милосердие, добротолюбие, сердечность.

Седой адмирал не изображал из себя командира, не сверкал погонами и наградами. Он почти каждый день приходил в церковь, зажигал свечи у икон, тихо и незаметно вставал в правом ряду в конце храма и предавался молитве. Если совершалась Литургия, он следовал ее ходу, клал поклоны, повторял слова многих, известных ему молитв и песнопений, затем подходил к Кресту и так же тихо уходил после благословения настоятеля. Его часто просили остаться на скромную монастырскую трапезу. Он охотно принимал приглашения, слушал отрывки из жития святых, склонялся по окончании еды в молитве, повторяя: «…...не лиши нас и небесного Твоего царствия». И эта мысль о будущем Царстве вечном уже не оставляла его во все дни пребывания в Алексеевке Темниковского уезда на Тамбовщине, в трех верстах от Санаксарского монастыря. Там построил он на холме свой дом, из которого созерцал уединенную обитель, плывущую, как и ее «Святой Павел», в море житейском.

В «Русском вестнике», издаваемом Сергеем Глинкой, в 1817 году было помещено «Известие о кончине Адмирала Федора Федоровича Ушакова». Его современник из Пензы со скорбью писал о смерти военачальника: «К душевному сожалению всех тех, которые уважают славу и добродетели знаменитых соотечественников, 1 октября сего 1817 года скончался адмирал Федор Федорович Ушаков. Хотя жизнь его посвящена была трудам и службе на морях, но он дожил до 74 лет <...> Получив отставку, адмирал Ушаков поселился в поместье <...> После деятельной жизни сердце, животворное Верою, любит наслаждаться уединеньем. Кто жил для пользы общественной, тому приятно в преклонные лета жить с самим собою и с Богом. Вот для чего покойный адмирал для жительства своего избрал деревню, близкую к святой обители».

Его дом был открыт для всех жаждущих помощи, для ищущих успокоения, для бедных и убогих. Здесь, в отдалении от прежнего своего дела, он снова проявил высокий талант Человека и Гражданина, милостивца и благотворителя. Современник отмечал это в «Русском вестнике»: «Уклоняясь от светского шума, Ушаков не удалил сердца своего от ближнего. С какой ревностью служил он некогда Отечеству, с таким же усердием спешил доставлять помощь тем, которые прибегали к нему».

Это истовое моление было замечено всей братией монастыря. Даже через 12 лет после смерти Ушакова иеромонах Нафанаил в письме архиепископу Тамбовскому Афанасию сообщал: «Оный адмирал Ушаков <...> и знаменитый благотворитель Санаксарской обители до прибытия своего из Санкт-Петербурга около восьми лет вел жизнь уединенную в собственной своем доме, в своей деревне Алексеевке (расстояние от монастыря через лес версты три), который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям Божьим во всякое время, а в Великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения <...> по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. B послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. В честь и память благодетельного имени своего сделал в обитель, в Соборную церковь, дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник. Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви».

Ушаков молился усердно, поминая ушедших из жизни своих соратников, родственников, случайно встреченных на дорогах людей, желал здоровья живущим и раздавал все, что имел, всем, кто приходил к нему с просьбой, кто тихо надеялся, кто безмолвно стоял с протянутой рукой на паперти.
Образ жизни Федора Федоровича, скромность, щедрая благотворительность делают его уже тогда почти святым для окружения, ему поклоняются, желают многих лет жизни. Искренними и высокими словами заканчивает современник свое слово памяти об Ушакове:

«Он довольно жил для Отечества, для службы и для славы; но бедные, пользующиеся неистощимой его благотворительностью, со скорбью и со слезами говорят: “Он мало жил для нас!..” Я не имел счастья быть свидетелем подвигов Ушакова, но я знал его добродетели, его благотворительность, его любовь к ближним: напоминание о том будет услаждать душу мою и руководствовать к добру. Имя адмирала Ушакова причислилось к именам знаменитых Русских мореходов, а добродетели его запечатлелись в сердцах всех тех, которые пользовались его знакомством в последние годы жизни его, посвященной Вере и благотворению».

В последние годы он все чаще и чаще пребывал в келье, оставаясь там по приглашению и согласию настоятеля. День, два, а то и всю седмицу, бывало, не выходил он из кельи: все молился, обращался к Всевышнему, просил вечного покоя, успокоения души и вечной памяти для отошедших в Царствие Небесное своих родителей, помня о дяде своем незабвенном Федоре, что позвал его сюда жизнью своей праведной, молитвой непрестанной.

Он молился о Богохранимой России, о спасении от бедствий и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных, совершая молитвы против супостатов за Веру, царя и Отечество. Знал, что корабли его – существа неживые, но вспоминал их и просил для них благословения, как просят благословения и заступничества над домом. И конечно, молился за своих моряков, что доверяли ему свою жизнь, зная, что он их отец, командир, покровитель и заступник. Молился он и за соратников, офицеров своих, за своих верных капитанов, безгранично преданных ему, исполнивших его волю, служащих вместе с ним Отечеству Русскому, и все молитвы его были обращены к Богу, столь щедро оделившему его воинским и человеческим талантом, давшем ему возможность так служить православной Руси, чтобы не было за эту службу укора от народа нашего.

Так под прекрасным духовным знаком молитвы Благотворения и Милосердия закончилась жизнь великого адмирала.

2 октября 1817 года в соборной метрической книге Спасо-Преображенской церкви было записано: «Адмирал и разных орденов кавалер Федор Федорович Ушаков погребен соборне». В графе о летах красивой вязью выведено – 75, о причине смерти нетвердым почерком обозначено: «натуральною», «погребен в Санаксарском монастыре».

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|