email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Происхождение Земли

Эволюция научных взглядов

Журнал: №3 (15) 2006 г.
Современная геохронология, изучающая последовательность формирования и возраст горных пород, образующих земную кору, разбивает историю Земли на эры, периоды, эпохи и века: кайнозойская, мезозойская, палеозойская, протерозойская, архейская. Исходя из последовательности залегания горных пород, геохимического анализа найденных окаменелостей, пыльцы растений и т. д. можно получить стратиграфическую колонку со строгой иерархией, но без указания конкретного возраста – времени формирования данной геологической системы. Другими словами, относительная геохронология основана на результатах конкретных наблюдений и их анализа. 

Статья Терри Мортенсона, бакалавра математики, магистра богословия, защитившего докторскую диссертацию в Университете Ковентри (Англия) по истории геологии, приоткрывает страницы истории эволюции научных взглядов на возраст нашей планеты.

Сегодня мало кто сомневается в том, что Вселенной и Земле миллионы лет. Но так было не всегда, и в наше время число ученых, отвергающих эту гипотезу, быстро растет. Идея о том, что Земле очень много лет, получила развитие в XIX веке благодаря геологии и встретила отпор со стороны группы христиан – как ученых, так и людей, не занимающихся наукой профессионально. Большинство из них жили в Британии, поэтому они стали называться «Библейскими геологами».

Происходившие в начале XIX века дискуссии по этому вопросу интересны и важны как для тех, кто изучает прошлое, так и для тех, кто занимается наукой, особенно историей отношений науки и христианства. Эти, хотя и давние, дебаты могут способствовать пониманию сути дебатов нынешних, которые происходят между сторонниками эволюции и креационизма, поскольку они затрагивают социальные, нравственные и духовные проблемы современности.

Новые теории об истории сотворения

До XIX века в христианском мире (по крайней мере, в Европе и в Северной Америке) господствующим было следующее мнение: приблизительно в 4000 г. до Р.Х. Бог сотворил мир за шесть дней, каждый из которых продолжался 24 часа, и около 1600 г. до Р.Х. Земля пережила глобальную катастрофу – потоп, произошедший во времена Ноя. В конце XVIII века появились и стали приобретать популярность различные версии истории происхождения Земли, которые по сути своей были эволюционистскими и материалистическими. Под этими словами я подразумеваю теории, учитывающие только время, случай и законы природы, которые присущи материальному миру. От идеи участия Бога в сотворении мира отказались или, по крайней мере, перестали мыслить Его в качестве Творца Земли.

Трое французских ученых внесли значительный вклад в развитие этих теорий. В своем труде «Природные эпохи» (1778) Комт де Буффон (1708–1788) высказал предположение, что Земля произошла в результате столкновения кометы с Солнцем и что, находясь первоначально в состоянии раскаленной лавы, она постепенно остывала на протяжении, по меньшей мере, 78 000 лет. Пьер Лаплас (1749–1827) опубликовал в работе «Объяснение системы Вселенной» (1796) свою гипотезу о туманностях. Ему представлялось, что Солнечная система в результате естественного процесса постепенно конденсировалась из облака газа на протяжении неопределенного, но очень долгого времени. Жан Ламарк (1744–1829) в своей «Зоологической философии» (1809) предложил теорию биологической эволюции, продолжавшейся долгое время и набиравшей темпы благодаря приобретаемым свойствам.

В начале XIX века, когда геология становилась отдельной научной дисциплиной, в ней продолжали возникать новые теории. Абрахам Вернер (1749–1817) был немецким специалистом по минералам. Несмотря на то, что сам он печатался редко, его влияние на геологию было велико, так как многие из известнейших геологов XIX века были его студентами. Он предложил теорию, гласящую, что земные пласты химически и механически осаждались из медленно отступающего Мирового океана. Вернеру представлялось, что Земле должно было быть, по крайней мере, миллион лет. Его океаническая теория была быстро отвергнута, но идея «старой Земли» осела в умах студентов.

Шотландец Джеймс Хаттон (1726–1797) учился на врача, затем занимался хозяйством на ферме, пока, наконец, не заинтересовался геологией. В своей работе «Теория Земли» (1795) он высказал предположение, что континенты медленно и постоянно разрушались процессами эрозии, после чего материал выносился в океанские бассейны. Эти осадки затем постепенно отвердевали и в результате катастрофы поднимались под влиянием внутреннего тепла Земли, образуя новые континенты, которые впоследствии также будут постепенно сноситься в океан. Имея в виду цикличность этого процесса, Хаттон заявил, что не видит доказательств того, что у Земли было начало. Этим он навлек на себя обвинения в атеизме со стороны ряда коллег. 

Ни Вернер, ни Хаттон не обращали внимания на ископаемые, найденные в скальных породах. Заметил их другой человек, значительно повлиявший на развитие «теории старой Земли», – англичанин Вильям Смит (1769–1839). Инженер и землемер, занимавшийся дренажными системами, он участвовал в строительстве каналов по всей Англии и Уэльсу, что привело его к знакомству с геологическими формациями и множеством ископаемых. Его назвали «отцом английской стратиграфии», потому что он создал первые геологические карты Англии и Уэльса, а также разработал метод датировки пород с помощью ископаемых. Будучи сторонником теории катастроф, схожей с той, что выдвинул Кювье, он тоже считал, что Земля намного старше возраста, указанного в Библии.

Француз Жорж Кювье (1768–1832) занимался сравнительной анатомией и популяризировал одну из теорий катастроф в своем труде «Теория Земли» (1812 г., первое английское издание вышло в 1813 г.). Изучая ископаемые, и прежде всего обнаруженные в Парижском бассейне, он сделал вывод, что за бесчисленное множество лет произошло как минимум четыре региональные или глобальные катастрофы, последняя из которых была примерно 5000 лет назад. Судя по всему, Кювье верил, что после каждой катастрофы Бог сверхъестественным образом творил новые формы жизни. 

Наконец, Чарльз Лайель (1797–1875), который стал геологом, получив юридическое образование, опубликовал свой трехтомный труд «Принципы геологии» в 1830 г. Пользуясь униформистскими идеями Хаттона, Лайель настаивал на том, что можно и даже нужно объяснять геологические особенности Земли медленными естественными процессами эрозии, выпадением осадков, землетрясениями и извержениями вулканов, которые были столь же частыми и сильными, как в наши дни. Он отвергал все, связанное с региональным или глобальным катастрофизмом, и считал, что землетрясения, извержения вулканов и наводнения по частоте и мощности в целом не отличались от сегодняшних. К 1840-м годам его взгляд стал основной геологической парадигмой.

Таким образом, в начале XIX века существовали три взгляда на историю происхождения Земли. Катастрофисты считали, что творение осуществлялось «бесчисленное множество лет» и что на протяжении этого срока время от времени происходил ряд значительнейших катастроф – потопов, уничтожавших значительную часть живых существ, которых Бог заменял новыми, сверхъестественным образом созданными видами. Униформисты верили, что все нынешние геологические изменения происходят с такой же скоростью, интенсивностью и мощностью, как и на протяжении всей истории; они не были склонны обращать внимание на вопрос происхождения форм жизни. Библейские геологи и их последователи верили сказанному в Библии: все было сотворено за шесть дней (и это следует понимать буквально) несколько тысяч лет назад; спустя некоторое время произошел уникальный глобальный потоп, породивший большинство геологической информации. Христиане, которые не соглашались с библейскими геологами, были или униформистами, или катастрофистами. Они по-разному интерпретировали Книгу Бытия, пытаясь доказать идею творения, длившегося миллионы лет.

Библейские геологи

Библейские геологи были людьми, мало похожими друг на друга. Я выявил около 30 авторов, которые теоретизировали в период с 1815 по 1855 г. Несмотря на то, что некоторые из них знали друг о друге и о написанных коллегами работах, они так и не создали организованную группу. Большинство из них жили в Британии, хотя мне удалось обнаружить и нескольких американцев. Возможно, что в странах континентальной Европы были и другие представители этого направления.

Некоторые из библейских геологов были священнослужителями. Одни имели хорошее научное образование, другие нет. Некоторые были компетентны в области геологии, так как много читали и имели возможность изучить на практике ископаемых Британии и европейского континента. Они много писали – от маленьких памфлетов до массивных, хорошо снабженных документацией книг, приводя библейские, философские и геологические возражения против теории старой Земли. 

Из общего количества четыре библейских геолога отличаются наибольшей компетентностью в своей области. Это Джордж Янг, Джордж Фэирхолм, Джон Мюррей и Вильям Ринд. Их работы демонстрируют глубокое знание научной (особенно геологической) литературы того времени, а также наличие значительных собственных исследований геологических формаций. Они были известны как христиане с твердой верой и пользовались уважением. Любопытное совпадение – все четверо были шотландцами.

Получив научную и теологическую подготовку, Янг (1777–1848) верой и правдой прослужил 42 года как пастор пресвитерианской церкви в Витби (графство Йоркшир, Англия), где была обнаружена значительная часть так называемой «геологической шкалы» – в шахтах и на побережье. Он помогал в создании музея в Витби и был членом Йоркширского Философского Общества, уделявшего особое внимание естественным наукам, а также собирал коллекции окаменелостей и минералов, представленных на побережье. Три из двадцати одной написанной им книги, а также шесть журнальных статей посвящены вопросам геологии. Из всех библейских геологов он произвел самый тщательный анализ геологического материала. 

Фэирхолм (1789–1846) был богатым землевладельцем, который занимался самообразованием и много путешествовал по Британии и по Европе, изучая геологию, географию, ископаемых и животных. Написанные им две книги о геологии и несколько научных журнальных статей, основанных на чтении, экспериментах и полевых наблюдениях, говорят о нем как о внимательном наблюдателе, глубоко осмысливающем происходящее в природе. Изучение систем долин Англии и Европы, а также наблюдения за эрозией на побережье и на некоторых крупных водопадах в Германии и Северной Америке заставили его сделать вывод о том, что потоп, который пережил Ной, произошел около 5000 лет назад.

Мюррей (1786–1851), удостоенный степеней магистра и доктора наук, был широко известен и высоко ценим по всей Британии как выездной лектор по физике и химии. Впечатляют знания, полученные им во многих областях (как в науке, так и в литературе), но главный его вклад был сделан в области химии и горного дела. На его счету около 20 научных изобретений (в том числе безопасная лампа для шахтеров), нашедших практическое применение. Он написал 28 книг и 60 журнальных статей на темы, связанные с химией, физикой, медициной, геологией, другими естественными науками и фабричным производством. Он также написал пламенный памфлет, призывающий положить конец рабству в колониях. Две из написанных им книг посвящены непосредственно геологии и Библии. 

Наконец, Ринд (1797–1874), который учился на хирурга и несколько лет занимался медициной до того, как посвятил остаток своей жизни, большая часть которой прошла в Эдинбурге, научным исследованиям, лекциям и писательскому труду – прежде всего в области ботаники, зоологии и геологии. Он опубликовал 6 статей в научных журналах, связанных с биологией, медициной и геологией. Во многих книгах Ринда видно, насколько сильно он желал, чтобы у детей, особенно в возрасте 10–18 лет, были хорошие учебники. Главным трудом его жизни стала книга «История овощного королевства» (1841), в которой речь шла о растениях – живых и окаменелых. До 1877 года книга издавалась восемь раз. Ринд также написал три книги о геологии, рассчитанные на взрослых. Две из них содержали только факты. Геологи хвалили их за точность. В книге «Возраст Земли» приводятся причины, по которым теории «старой Земли» оказываются неприемлемыми – и с точки зрения Библии, и с точки зрения геологии.

Истинная причина дебатов XIX века

Несмотря на значительные и хорошо подтвержденные фактами библейские, геологические и философские возражения как против теории катастроф, так и против теории униформизма, работы наиболее компетентных библейских геологов оказались или обойдены вниманием, или представлены в неверном свете. Но опровергнуть их так никому и не удалось. Почему? Причина, на мой взгляд, кроется в том, что речь шла о философском (точнее, религиозном) конфликте мировоззрений.

Библейские геологи возражали не против фактов, а против неверной интерпретации этих фактов. Они утверждали, что интерпретация сторонников теории «старой Земли» основана на противоречащих Библии философских предположениях, и в этом они были правы. Буффон был или деистом, или тайным атеистом, так же как Ламарк и Хаттон. Лаплас был атеистом, и секрета из этого не делал. Вернер, Кювье, Смит и Лайель были, скорее всего, или деистами, или теистами с очень размытыми представлениями о вере. Эти разработчики теорий «старой Земли» мало похожи на тех объективных, опирающихся прежде всего на факты искателей, какими их часто пытаются представить. На самом деле они проявляли ничуть не меньше предвзятости, чем библейские геологи. Сторонники теории «старой Земли» имели разные представления о Боге, но все они отвергали того Бога, о котором говорится в Библии. Данные, полученные астрономией и геологией, все они интерпретировали, основываясь на предпосылках философии материализма.

Один из ведущих историков писал: «Самое важное – это то, что показали недавние исследования в области культурной антропологии и социологии: концептуальная система, которая превращает естественный мир в доступную пониманию форму, становится заметна лучше всего, когда ученый создает классификацию (например, пород камня). Предыдущий опыт, полученное ранее образование, верность учреждениям или организациям, личный темперамент и теоретическое мировоззрение – все вместе способствуют определению частных границ “естественного”».

Было бы ошибкой думать, что эти факторы одинаково влияют на всех ученых. Тем не менее одним из главных компонентов теоретического мировоззрения человека будут его религиозные взгляды (будь то атеизм, агностицизм или же какая-либо традиционная религия). Влияние, оказанное мировоззрением на теорию «старой Земли», намного сильнее, чем это часто понимается или признается. Мировоззрение человека влияет не только на то, как он интерпретирует факты, но и на то, как он их истолковывает. Другой видный историк в области науки верно подмечает то, что относится и к ученым, и ко всем вообще: «Люди часто видят то, что ожидают увидеть, и не замечают то, чего видеть не желают». Подлинной причиной дебатов о библейской геологии стал конфликт мировоззрений – деизма, неопределенного теизма и атеизма, объединившихся против библейского христианства. Как это ни печально, многие христиане (среди них были даже священнослужители) впитали в себя немало антибиблейских философских предположений, скрытых в научных трудах того времени. После публикации дарвиновской теории в 1859 г. библейские геологи (как плеяда ученых) почти вымерли. Удивительно, что их мысли по поводу Библии и геологии вновь получили распространение в середине XX века в современном движении ученых-креацианистов, сторонников «молодой Земли», – движении, которое сейчас стало всемирным.

Применение к сегодняшнему дню

Дебаты о библейской геологии, происходившие в начале XIX века, имеют отношение к нам по двум причинам. Во-первых, они показывают, что вопреки распространенному мнению научные факты не интерпретируют сами себя. Свидетельства интерпретируются в зависимости от философских и религиозных убеждений ученых или сообществ, к которым ученые принадлежат. Геологи, придерживавшиеся теории «старой Земли», отвергли библейское повествование о Сотворении и потопе, произошедшем во времена Ноя, и не могли увидеть в камнях ни доказательств того, что Земле 6000 лет, ни следов глобальной катастрофы. Библейские геологи смотрели на те же самые камни и ископаемые и приходили к выводу, что имели дело с ясными как день доказательствами достоверности библейского повествования.

История подтверждает, что библейские геологи были правы. Униформизм Лайеля был господствующей догмой в геологии в течение 150 лет – пока в конце 1970-х гг. не появилось новое направление – «неокатастрофизм», и пока не произошло переосмысливание геологических данных. Лайелевский способ их интерпретации просто не соответствует фактам, а свидетельства катастрофизма на глобальном уровне становятся все более и более очевидными даже многим эволюционистам. 

Схожие процессы наблюдаются и в биологии. Геология «старой Земли» расчистила путь дарвинизму. Во время своего знаменитого кругосветного путешествия Чарльз Дарвин изучал первый том «Принципов геологии» Лайеля, а затем применил те же самые материалистические положения к данным из биологии. При очевидном триумфе дарвинизма материализм стал контролировать все дисциплины, преподаваемые в университетах, – не только на Западе, но и в бывших коммунистических странах, а также в половине остальных стран мира. Но дарвинская эволюция подверглась значительной критике за последние сорок лет, и не только со стороны тех, кто верен Библии, но и тех, кто считает себя агностиками в отношении существования Бога. Эти столь разные ученые показывают: теория эволюции переживает кризис, так как научные исследования все больше и больше свидетельствуют, что она попросту не соответствует реальным фактам.

Некоторые из библейских геологов начала XIX века выражали озабоченность по поводу того, что первые главы Книги Бытия не считались верным историческим повествованием, полагая, что если такой взгляд утвердится, то в скором времени будут отвергнуты и другие части Библии, а это неизбежно приведет к духовному упадку и нравственному разложению в обществе. Один из библейских геологов в 1834 г. писал об этом так: «Многие же уважаемые геологи проявили свое почтение по отношению к Божественному Откровению тем, что обозначили различие между его историческим и нравственным содержанием, утверждая, что богодухновенная и абсолютная Истина – только второе, а не первое. Первое, следовательно, открыто всему разнообразию философского и научного толкования, видоизменения и отрицания!.. То, какими последствиями это обернется для Земли, хранящей откровение, время покажет – скоро и ужасно –на открывающихся страницах общенародного скептицизма, неверности и отступничества, а также праведного Божьего суда над таковыми!» 

Мне кажется, что последние 170 лет западной истории оправдали худшие опасения этого геолога. Запад подвержен быстрому упадку – и нравственному, и социальному (наркомания, половая распущенность, аборты, эпидемия разводов, насилие в школах, самоубийства и т. д.). Это особенно сильно проявляется в Британии и Америке, где христианство раньше оказывало значительное нравственное влияние на культуру. Те же самые негативные последствия ощущаются везде, где чувствуется влияние Запада. Наши верования относительно прошлого, особенно происхождения и истории физического сотворения, оказывают немалое влияние на наши цели в жизни, ценности, нравственное поведение и отношение к другим. Это влияние видно и на личном уровне, и на общественном, и на уровне государств. От компромисса с ошибкой пострадали и многие церкви.

Материализм как мировоззрение оказывается несостоятельным – не только потому, что существуют сильные доказательства против эволюции, но и потому, что материализм не дает философского основания для нравственного или справедливого общества. Не дает он и цели в жизни. 

Эволюцию нельзя винить в нравственном и социальном хаосе. Но она стала «научным» оправданием для отвержения Бога и Его Слова, а также для множества зла, совершенного за последние 150 лет (в том числе в недрах капитализма с его эксплуатацией, нацизма, расизма и коммунизма). Единственное, что может остановить нравственное разложение и обратить вспять безнадежность на Западе и на Востоке, – это возвращение людей к Богу и к Его Слову, которое открывает нам истинную историю мира.

Перевод с английского – Е. Устинович

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|