email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Символ веры и теория эволюции

Мешает ли эволюция спасению?

Журнал: №1 (17) 2007 г.
Адам и Ева. Дюрер Альбрехт
Спор сторонников эволюционизма и креационизма, охвативший ныне весь миp, самым непосредственным образом касается нашей Православной веры. Сегодняшний миф эволюционизма, заявляющий о предшествовавших появлению человека миллионах лет страданий и смерти, наносит удар в самое основание нашей веры.

Много об этом писал мой (ныне покойный) духовный отец иеромонах Серафим (Роуз). Я рад, что дело отца Серафима продолжено здесь в России богословами и учеными Центра «Шестодневъ», а также другими исследователями.

Как ясно продемонстрировали о. Серафим и его последователи, Священное Писание и труды православных Святых Отцов решительно невозможно примирить с учением эволюционизма и концепцией «миллионов лет до сотворения человека». Эволюционизм отвергает всемогущество и всеведение Творца, противоречит данному в Книге Бытия недвусмысленному объяснению сотворения миpa и уничтожает понимание целостности уникальных «видов» живых существ, осознанно сотворенных Богом так, как это описано в Книге Бытия. Эволюционизм и вера в «миллионы лет» не только подрывают основы православной веры. Они также наносят удар по самому основанию учения о нашем спасении Господом Иисусом Христом. Этому я и хочу посвятить свой доклад, а именно тому, в чем состоит православное учение спасения и почему оно абсолютно несовместимо с эволюционизмом и концепцией «миллионов лет». Я намерен показать, что наше православное понимание творения и первозданного миpa неразрывно связано с нашим пониманием спасения.

К сожалению, в последнее время некоторыми православными богословами были предприняты попытки примирить теорию эволюцию и концепцию «миллионов лет» с православным учением. Свои утверждения о том, что эволюционизм и «миллионы лет» могут быть согласованы с православным учением, они не довели до логического завершения, не пожелав признать последствий такого шага во всей их полноте. Если признать эволюционизм истинным учением, то не только все изложенное в Писании оказывается заблуждением и не только наше понимание творения становится ошибочным – сама наша вера в спасение через смерть и воскресение Христа превращается в заблуждение!

Интересно, что некоторые авторитетные атеисты осознают эту псевдозакономерность и открыто об этом заявляют. Они довели свои рассуждения «до логического завершения» и осмеливаются утверждать, что в случае доказуемости истинности теории эволюции станет возможным полностью опровергнуть смысл жизни и смерти Христа. Вот цитата из статьи Г. Ричарда Бозарта «Значение Эволюции», опубликованной в журнале «Американский атеист» за сентябрь 1978 года: «Ныне и всегда основанием христианской веры является учение об особом акте творения (как это описано в Книге Бытия), и христианство вынуждено изо всех сил, всеми правдами и неправдами, бороться против теории эволюции. Сегодня становится понятным, что весь смысл жизни и смерти Христа кроется в факте существования Адама и запретного плода, который они с Евой вкусили. Если нет первородного греха, кому нужно искупление? Если не было падения Адама в грешную жизнь, которая обрывается смертью, какую цель несет в себе христианство? Никакую». Далее автор статьи продолжает: «Эволюция окончательно и навсегда уничтожает саму причину, по которой Иисусу необходимо было сойти на Землю. Уничтожьте Адама и Еву с их первородным грехом – и... смерть Иисуса станет бессмысленной! Если Иисус не был Искупителем, Который умер за наши грехи (а именно это подразумевает эволюция), тогда христианство – ничто!».

Каким же образом эволюция и концепция «миллионов лет» уничтожают смысл жизни и смерти Христа? Для ответа на этот вопрос рассмотрим некоторые подробности православного учения о первозданном миpe, грехопадении человека и нашем спасении Христом. Мы увидим, что эволюционизм и православный догмат о грехопадении и последующем спасении не просто противоречат друг другу – это две диаметрально противоположных концепции мироустройства!

Святые Отцы говорят нам, что до грехопадения Божие творение было иным, чем после него. Сами законы природы были другими. Поэтому, когда сегодня ученые пытаются воссоздавать прошлое и строить свои выводы на основе наблюдений современных физических процессов и физических законов, они упираются в исторический факт грехопадения человека, радикально изменивший эти законы. 

На основании равно Ветхого и Нового Заветов Святые Отцы учат нас, что в первозданном миpe не было смерти, тления и распада. В книге Премудрости Соломона мы читаем: Бог смерти не сотвори... Яко Бог созда человека в неистление... завистию же диаволею смерть вниде в мир... (Прем. 1: 13; 2: 23–24). Это еще одно свидетельство того, что миp до грехопадения находится вне досягаемости научного исследования. Если в том миpe не было смерти, то, например, появление ископаемых существ следует отнести к периоду после грехопадения.

Смерть, как это следует из книги Бытия и других текстов Писания, является следствием греха. Смерть не естественна для миpa, который сотворил Бог в начале. И виде Бог, яко добро (Быт. 1: 4) есть то, что Он сотворил. Вот что однажды сказал о. Серафим (Роуз) одному православному стороннику эволюции: «Если ваши слова верны, и животные умирали, и в миpe был изъян еще до греха Адама, то как же после каждого из Дней Творения Бог смотрел на свое создание и «виде, яко добро»? И после творения животных в Пятый и Шестой День Он «виде яко добра» (И виде Бог, яко добра), и в конце Шестого Дня, после сотворения Человека И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело. Как они могли бы быть «добра» если они уже были смертны и тленны – в противоположность Божьему о них замыслу? Богослужения Православной Церкви содержат множество трогательных мест плача о «несовершенном миpe» (буквально, «поврежденном творении» – прим. переводчика), равно как и восклицаний радости о том, что Своим Воскресением Христос «возродил падшее создание». Как мог бы Бог видеть скорбным свое творение и говорить, что оно очень «добра»? В своем Первом Послании к Коринфянам Апостол Павел называет смерть врагом: Последний же враг испразднится – смерть (1 Кор. 15: 26).

Первозданный миp был более одухотворенным, чем миp, в котором мы живем сегодня. Он был материальным, но не таким грубым, как современный миp.

Некоторые Святые Отцы писали о природе первозданного миpa на основе собственного опыта. Рай, хотя с земли его и не увидишь, существует – мы знаем об этом из слов, сказанных Христом на Кресте разбойнику. Точно так же, как пророк Моисей видел рай и первозданный миp в Божественном видении, когда писал Книгу Бытия, так и некоторые Святые Отцы описали его для нас в своих беседах.

До грехопадения тело человека, как и всё остальное творение, не было подвержено смерти и тлению. Человек был создан потенциально бессмертным, то есть, если бы он не согрешил, то мог бы вечно жить в нетленном теле под сенью Древа Жизни в саду Эдемском. До грехопадения человек не знал боли и болезни. Он не старел. Он не боялся стихий; его тело нельзя было разрушить физически. Он не знал распада. Тело человека, пусть и материальное, и чувственное, было более одухотворенным, чем-то, которое мы имеем теперь.

Сотворенный из праха земного, человек был создан в Благодати. Святые Отцы говорят, что когда Бог вдохнул в Адама живую душу, Он вместе с тем вдохнул в него и Благодать Божию. До грехопадения первый мужчина и первая женщина постоянно имели ее в себе. Св. Иоанн Дамаскин писал, что в раю Адам «имел жилищем обитавшего в нем Бога и облекался в Него, как в светлую ризу. Он был покрыт Его Благодатию и, подобно ангелам, наслаждался сладчайшим плодом лицезрения Господа и питался Им»!

Православная Церковь понимает Благодать как источник Силы Бога. Благодать, или Сила Бога, – это не та сила, которую Бог создал специально для человека. Она, скорее, Нетварна. А так как Нетварен лишь Бог, то Нетварная Благодать Божия и есть Сам Бог. Именно это мы и утверждаем. Через Нетварную Силу Божью человек может участвовать в Божественной жизни Самого Господа.

Первый человек, созданный по образу Божию, был сотворен для обожествления, для союза с Богом, для целостного участия в Боге через Нетварную Силу. Непрестанно приближаясь к Богу в любви, стремясь к духовному наслаждению в Господе больше, нежели к физическому, посредством своих чувств человек должен был становиться все более святым и одухотворенным, все более подобным Господу, все более преображенным Благодатию Божией. Бог бесконечен и непостижим, и поэтому путь единения человека с Богом виделся нескончаемым. Человек был создан немногим ниже ангелов, но, в конце концов, он должен был подняться над всеми, даже высшими ангельскими чинами.

И даже больше: по мере того, как человек, приближаясь к Богу, становился более одухотворенным и обожествленным, он должен был приблизить к Богу и все творение, делая его более одухотворенным и обожествленным.

Как мы отмечали, согласно учению Святых Отцов, первоначальное творение до грехопадения было без изъяна. Св. Симеон Новый Богослов недвусмысленно указывает на то, что до грехопадения не только Рай был лишен изъяна, но и все творение было бессмертным и нетленным. Обладая душой и телом, человек был связующим звеном между первоначально лишенным изъяна материальным миpoм и бесплотным миpoм ангелов. По существу, через свое восхождение к Богу он должен был объединить материальный миp с миpом духовным.

Таково было первоначальное состояние человека и творения, таковым изначально было и его высокое призвание. Но, как мы знаем (и наша повседневная жизнь подтверждает это), Адам пал и был низвергнут из своего первоначального состояния, приведя себя и все творение в состояние тления и смерти.

В грехопадении человеческая природа изменилась. Человек все еще имел в себе образ Божий, но отныне существо его было повреждено. Духовное повреждение сделало его тело материей более грубой, подверженной после смерти тлению и распаду. Кроме того, стало невозможным вечное посмертное пребывание человеческой души в союзе с Богом. Рай был закрыт Адаму в его земной жизни, закрытым он, равно как и небеса, оставался для него и после смерти. Умерев, Адам с Евой и все их потомство снизошли в царство теней, место ожидания, место существования, отдельное от Бога. Вместе с человеком в момент грехопадения было повреждено и все творение: тление и смерть вторглись в его существование. Ведь изначально все творение было создано именно ради человека. Человек должен был поднять творение, но вместо этого он, посредством греха, низвел его до состояния физического разложения. В послании к Римлянам апостол Павел говорит, что единем человеком грех въ миp вниде, и грехом смерть (Рим. 5: 12). Там же (Рим. 8: 20–21), св. апостол Павел говорит, что «суете» и «нетлению» тварь «повинулась» из-за греха человека. Св. Иоанн Златоуст в своем толковании этой строфы Писания спрашивает: «Что значит: «суете тварь повинуся»? – Сделалась тленною. Для чего же и по какой причине? – По твоей вине, человек. Так как ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию». Св. Симеон Новый Богослов также пишет: «Бог не проклял Рай,.. но он проклял всю остальную часть творения, которая также была нетленной».

Мы все – наследники смерти и тления, которые вошли в природу человека в момент грехопадения. Св. Григорий Палама говорит, что через духовную смерть одного Адама, смерть (равно духовная и телесная) перешла на всех людей. Причина этого заключается в том, что человеческая природа едина: мы все – потомки адамовы.

Мы не несем вину за грех Адама и Евы, однако все мы испытываем последствия этого греха. Мы рождены в тлен и унаследовали склонность к греху. Все мы грешны, все мы сбиваемся с пути Божьего, а потому в полной мере заслуживаем последствия греха: духовную и физическую смерть и вечное отпадение от Бога в аду.

Давайте теперь отвлечемся на некоторое время от обсуждения писаний православных Святых Отцов для того, чтобы показать, как разительно оно отличается от современного мифа об эволюции.

Итак, согласно православному мировоззрению, страдания, смерти и тления в первоначальном создании не было, все они были привнесены в него в момент грехопадения человека. Эволюционисты же утверждают, что еще до появления человека миp уже миллионы лет существовал в страдании, смерти и тлении. Православная концепция рассматривает смерть и тление как нечто неестественное относительно первоначального, «доброго» создания. С эволюционной же точки зрения, смерть, напротив, является не только естественным условием, но, более того, прямо обуславливает происхождение всего сущего, включая человека! Известный эволюционист Карл Саган написал однажды: «Великие тайны эволюции – смерть и время: смерть множества живых существ, недостаточно приспособленных к окружающей среде, и время для непрерывного ряда незначительных мутаций, случайно оказывающихся жизнеспособными, время для медленного накопления комплексов удачных мутаций».

Согласно эволюционистскому миpовоззрению, после миллионов лет смертей недостаточно приспособленных форм живых существ (включая обезьяноподобных «предков» человека) «гоминиды» стали людьми. Если человек принимает эту точку зрения, то он должен отказаться от Святоотеческого, основанного на Писании понимания первозданного, неповрежденного миpa. Более того, объяснение Книгой Бытия грехопадения человека и его основного следствия – смерти – может в таком случае быть прочтено лишь аллегорически.

Миф эволюции – это полная противоположность Божественно открытой Истине нашей христианской веры. С православной точки зрения, Спаситель должен был явиться в истории человечества для того, чтобы избавить человека и все творение от смерти, дабы чудесным образом обратить вспять нисходящее направление их развития, вызванное грехопадением. Детерминистский же подход теории эволюции естественным полагает изначально восходящее направление развития, что делает миссию Спасителя излишней.

А теперь, рассмотрев православное учение о первозданном миpe и состоянии человека вместе с творением после грехопадения, давайте обратимся к его естественному продолжению – идее спасения через воплощение, смерть и Воскресение нашего Спасителя Иисуса Христа.

Как я уже отмечал, наше понимание первозданного миpa, роли Адама и грехопадения неразрывно связано с учением о спасении и славе будущего века. Если эти представления лишены определенности, а понятия становятся предметом иносказательных и метафорических толкований, тогда и наше понимание спасения через смерть Христа на Кресте утрачивает свои очертания.

О. Серафим (Роуз) утверждал: «Христова смерть на Кресте была реальным, физическим событием, а не образом или иносказанием; и в то же время она несла в себе духовные последствия, изменившие состояние человека. Она дала нам спасение: не фигуральное, но реальное. Точно так же Адам вкусил от древа и тем самым сделался тленным. Это тоже было физическим событием с духовными последствиями, изменившим состояние человека».

В период между Адамовым грехопадением и пришествием Христа на земле жило множество праведников, о которых мы читаем в Ветхом Завете. Но, несмотря на свою праведность и благочестивую жизнь, последствий грехопадения они исправить не могли. Благодать действовала на них извне, как это случилось с Пророком Моисеем (при этом воздействие было настолько сильным, что ему, спускаясь с Синайской горы, пришлось закрывать свое сияющее лицо). И все же, говорят Святые Отцы, это было лишь временное сияние. Он и все Ветхозаветные пророки не имели Благодати Божией, свойственной им, как свойственны им были собственные сила и мощь. И после смерти всем, даже самым праведным, Рай и небеса были недоступны.

В Ветхозаветный период Бог дал евреям законы, чтобы помочь им жить праведно. Он заповедал животные жертвоприношения, которые евреи должны были исполнять в качестве расплаты за грех. Это было прообразом жертвы Христа и предуготовляло богоизбранный народ к пониманию значения Его крестной смерти. Но ни жертвы, ни законы не могли вернуть человечество в то состояние, в котором оно находилось до грехопадения.

Для уничтожения последствий греха нужна была совершенная, безупречная жертва – человек безгрешный. Посему воплотился Христос, посему Бог стал человеком. Имея Божественную Природу, неотделимую от человеческой, Христос не мог отступить от Бога. Иными словами, Он не мог согрешить. Отказавшись от своего первоначального предназначения, Первый Адам разрушил окружающий его миp. Христос же, называемый Вторым, или Новым Адамом, пришел в миp, чтобы исполнить то, что изначально было предназначено человеку, и вернуть потерянное. Но Христос сделал больше. Он не только сделал человека тем, чем Адам был до грехопадения, – Он дал человеку возможность стать тем, чем мог бы стать Адам, не пади он перед грехом.

Наше спасение Христом началось с Его воплощения. Приняв человеческую природу, Он обожествил ее. А так как человеческая природа едина, люди, благодаря Христову воплощению, получили возможность обожествления: не по природе и Сыновству, как Христос, но по Благодати и усыновлению.

Однако после воплощения Христа человек все еще не был в состоянии реализовать возможность обожествления. В силу своей духовной поврежденности человек был сосудом нечистым. Преграда греха не позволяла человеку получить и хранить в себе Благодать Святого Духа. И вот Христос, преодолев в своем воплощении преграду природы, должен был теперь разрушить преграду греха. Он делает это через свою смерть. По словам Св. Николая Кабасиласа, Христос разрушил три преграды, отделявшие человека от Бога: преграду природы – Своим воплощением, преграду греха – Своей смертью, а преграду смерти – своим Воскресением.

Вспомните слова Св. Григория Паламы, утверждавшего, что через одну свою духовную смерть Адам впустил в миp смерть двойную – духовную и телесную. Далее Св. Григорий пишет: «Благий, чрез едину Свою смерть по телу, излечил в нас сугубую смерть, и чрез единое воскресение своего Тела, даровал нам сугубое воскресение, посредством (Своей) телесной смерти низлагая имущего, в силу смерти, власть над нашей душою и телом, и в том и в другом освобождая нас от его тирании.

И причина этого все в том же единстве природы человеческой. Святой Апостол Павел пишет: Аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем (т.е. Адамом), множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, въ жизни воцарятся единемъ Иисусъ Христомъ (Рим. 5: 17).

Почему Христос умер, спасая человека? Как мы уже говорили, смерть была наказанием за грех. Когда Христос умер на Кресте, он принял на Себя это наказание, но так как он был совершенно безгрешным и, следовательно, этого наказания не заслуживал, оно было прощено всему человечеству, и все человечество было освобождено от последствий первоначального грехопадения.

В этом суть христианского догмата спасения. Своей смертью на Кресте Христос выкупил человека из власти греха; освободил от вечных последствий грехопадения. Христос Сам говорил об этом. Он сказал о Себе: Сын человеческий... прииде... да... дати душу свою избавление за многих (Мф. 20: 28).

По своей бесконечной любви к нам Христос умер вместо нас, чтобы нам была дарована жизнь. Св. Писание говорит: Составляешь же свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре (Рим. 5: 8); и, а умаленаго малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти славою и честию венчанна, яко да благодатию Божиею за всех вкусит смерти (Евр. 2: 9). Св. Афанасий Великий объяснял это следующим образом: «У нас заимствовав подобное нашему тело, потому что все мы были повинны тлению смерти, за всех предав его смерти, приносит Отцу. И это совершает Он по человеколюбию для того, чтобы, ... поскольку все умирали, закону об истлении людей положить конец тем, что власть его исполнилась на Господнем теле».

Св. апостол Павел говорит даже, что Христос по нас грех сотвори и быв по нас клятва (2 Кор. 5: 21; Гал. 3: 13). Будучи совершенно безгрешным, Он за нас принял наказание за грех, то есть смерть, и освободил нас от клятвы.

Теперь давайте посмотрим на спасительные плоды Смерти Христа. Что означает для человечества быть искупленным от извечных последствий греха? Это значит, как пишет Св. Иоанн Дамаскин, что «устроено возвращение к первоначальному (т.е. до грехопадения) блаженству, открыты врата рая». Через Христову смерть мы можем получить прощение и очиститься от греха. Через нее мы можем получить то, чем иначе обладать не достойны: Благодать Божию внутри нас, – так, как Адам обладал ею до грехопадения. Более того, мы можем попасть туда, куда иначе не достойны были бы попасть, – в Рай и на небеса.

Спасительные плоды смерти Христовой были дарованы не только тем, кто жил после Него, но также и тем, кто умер до Его пришествия. Во время своей трехдневной смерти Христос сошел во ад и извел в Рай души праведников, находившихся там на протяжении многих веков. Апостолы Петр и Павел пишут об этом в своих посланиях (И Петр 3: 18–19; 4: 6; Еф. 4: 8–10).

Своей смертью Христос разрушил преграду греха. Но осталась еще одна: сама смерть. Ее Христос разрушил своим Воскресением, когда он восстал из гроба в нетленном духовном теле. Якоже бо о Адаме ecu умирают, – пишет Апостол Павел, – такожде и о Христе ecu оживутъ, кийждо же во своем чину: начатой Христос, потом же Христу веровавший в пришествии Его... Последний же враг испразднится смерть (И Kop 15: 22–23, 26).

Через Воскресение Христово все человечество сделалось участником будущего Воскресения – физического воскресения в нетленных и более одухотворенных телах, чем те, которые мы имеем сейчас: ecu же изменимся вскоре, – пишет Апостол Павел, – во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетлении, и мы изменимся: подобает бо тленному... сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие (И Kop. 15: 52–53). При всеобщем воскресении те, кто принял Христов дар спасения, будут, как Он говорил, воскрешены для вечной жизни; а те, кто отверг его, – воскрешены для вечного мучения (ср. Ин. 5: 29). Повторимся: причина этого – в единстве природы человеческой. Св. апостол Павел подтверждает: Понеже бо человеком смерть (бысть), и человеком воскресение мертвых (И Kop. 15: 21).

Смертью Христа и его Воскресением все последствия грехопадения преодолены: и духовная смерть (потеря Благодати Божией), и физическая. Христос, победивший смерть, дарует нам жизнь: во-первых, полноценную духовную жизнь через обитающую в нас Его животворную Благодать; во-вторых, вечную духовную жизнь в Царствии Небесном; и, в-третьих, вечную физическую жизнь в наших воскрешенных телах.

Цель христианской жизни, говорит Св. Серафим Саровский, стяжать Благодать Духа Святого. Получив внутрь себя семя Божественной Благодати при Крещении, мы должны растить и питать его, чтобы стяжать большую меру Благодати. Все больше наполняясь Божественной Благодатью или Силой, мы возрастаем в подобии Христу. А потом, после нашей смерти, Христос узнает нас как Своих и введет в Свое Царствие.

Ранее я упоминал, что христианам дарована возможность достигнуть состояния даже более высокого, чем состояние Адама до грехопадения. Через воплощение, смерть и Воскресение Христа человек может не только вернуть то, что потерял Адам: теперь мы можем достигнуть того, что было предназначено ему достигнуть. Человек может наполняться Божественной Силой вплоть до обожествления Благодатью.

Спасительная миссия Христа уже завершилась с Его смертью и Воскресением. Но плоды этой миссии с течением времени продолжают открываться. Воскресением Христа все творение будет воссоздано и одухотворится вместе с человеком. Будет, как написано в Апокалипсисе, Новое Небо и Новая Земля (Откр. 21: 1).

Тело воскресшего Христа было и остается несравненно более духовным, чем было нетленное тело Адама до грехопадения. Воскресшее духовное тело Христа схоже с тем, которое Адам должен был достигнуть восхождением к Богу в Райском саду. Так же и Новое Небо с Новой Землей будут несравненно более одухотворенными, чем нетленное творение до грехопадения.

Здесь мы видим, как наше понимание нетленного первозданного миpa самым непосредственным образом связано с представлением о жизни будущего века. Если под влиянием современных эволюционистских идей мы захотим по-новому истолковать нетленное состояние миpa до грехопадения, таким же образом нам придется «перетолковать» и нетленное состояние творения после Всеобщего Воскресения. Причина в том, что, как юдчеркнул о. Серафим (Роуз), эти два состояния «корреспондируют» между собой «и отличаются лишь тем, что будущий миp будет миром духовным, соответствующим духовности живущих в нем людей; и уже не будет возможности потерять нетленность этого миpa. Веруем ли мы, православные христиане, что действительно будем бессмертными и нетленными в той будущей жизни (если, конечно, Богу будет угодно включить нас в число спасенных), или это только иносказание? Если мы веруем и думаем так же, как Святые Отцы, то наша будущая нетленность будет реальной, как и в случае с первозданным миpoм и Адамом до его преслушания».

Мы даже сейчас можем почувствовать возможность спасения наших душ. Но что конкретно означает спасение нашего тела – того, которое стало возможным для человека через Воскресение Христа? Нам не найти для этого лучшего объяснения, чем слова Св. Симеона, который несомненно узрел что-то от будущего века в пророческом Божественном видении. Св. Симеон пишет: «Вы должны знать также, каким славы исполненным и сверкающим будет творение будущего века, потому что когда все будет обновлено, оно не будет более таким, каким было создано в самом начале. Но таким же, согласно слову св. Павла, будет и наше тело. О нашем теле апостол говорит: «Созданное телом природным,..оно взойдет духовным» (И Кор. 15: 44) и более не изменяющимся, каким было тело Господа нашего Иисуса Христа, второго Адама, после Воскресения... Точно таким же после Второго пришествия будет, согласно заповеди Божей, и все творение – не таким, каким оно было создано, материальным и чувственным, но оно будет воссоздано и несомненно станет нематериальным и духовным, превосходящим любое разумение... Небеса станут несравненно ярче и прекрасней, чем кажутся нам ныне; они полностью обновятся. Земля получит новую несказанную красоту, будет одета разнообразными неувядающими цветами, яркими и одухотворенными...Весь миp станет гораздо совершенней, чем то может быть описано словами. Став духовным и божественным, он станет единым целым с миром умозрительным, станет воистину умозрительным раем, небесным Иерусалимом, вечным владением сынов Божьих».

Все это – слава будущего века – стало возможным благодаря воплощению, смерти и Воскресению Христа. Через полноту Христова Спасения человек духовно соединен с Богом и обожествлен; человек может достигнуть Рая и небес после смерти; и после Всеобщего Воскресения тело человека и все творение будут обновлены и станут нетленны – как и их нетленное, духовное и божественное местопребывание.

Теперь, завершив наш обзор православного учения о первозданном миpe, грехопадении, нашем Воскресении и жизни будущего века, давайте убедимся, насколько несовместимо оно со светским мировоззрением эволюционизма.

Совершенно очевидно, что невозможно принимать концепцию миллионов лет эволюции – через «смерть» и «время», как говорит Карл Саган, – и в то же время верить, что изначально создание было нетленным и что смерть вошла в миp как наказание за грех человека. А если мы не верим в смерть как наказание, бессмысленно утверждать, что Христос, умерев на Кресте, взял это наказание на Себя, дабы освободить человечество именно от него. Бессмысленно в таком случае верить и в то, что Христос пришел восстановить утраченное Адамом, что через Христову смерть и Воскресение произойдет восстановление в совершенном облике первоначального нетленного миpa. Короче говоря, эволюционизм вместе с идеей «миллионов лет» смерти до появления человека уничтожает саму причину прихода Христа, его распятия и Воскресения, а именно: спасение человека от последствий грехопадения.

Если принять на веру эволюцию и концепцию «миллионов лет», то Книгу Бытия следует рассматривать не как историю о реальных событиях, а как некую аллегорию. Адам, первозданный человек, должен тогда восприниматься не как реальное историческое лицо, а как некий метафорический образ, представляющий неопределенное множество людей, эволюционировавшее на каком-то этапе истории из «гоминидов». Следовательно, и Христос, Второй Адам, пришедший, чтобы исправить то, что сделал Адам первый, и вернуть то, что тот потерял, не более, чем метафора. Аллегоризация Книги Бытия неизбежно ведет к аллегоризации жертвенной смерти Христа на Кресте.

Последствия такого подхода для православного богословия могут быть разрушительны. И хотя учение Святых Отцов о спасении звучит вполне убедительно и ясно, в работах современных православных исследователей можно иногда натолкнуться на весьма туманные толкования идеи спасения. В частности, эти современные исследователи не в состоянии объяснить значения смерти Христа для дела спасения. Отчего же? Одна из причин, несомненно, кроется в том, что они приняли ложное учение об эволюции и «миллионах лет» смерти до появления человека.

Из сказанного становится понятным, почему многие Святые Отцы, включая Св. Иоанна Златоуста, Св. Василия Великого и Св Ефрема Сирина, усиленно предостерегали христиан от истолкования Книги Бытия в качестве аллегории. Св. Иоанн Дамаскин отмечал даже, что аллегоризация Книги Бытия была частью одной из ранних ересей, отвергнутых Церковью. Если мы примем как аллегорию Книгу Бытия, мы сделаем аллегорией саму суть нашей Веры.

«Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ» – вот в чем суть нашей веры. Какую смерть попрал Христос? Смерть и духовную, и телесную, ту, которая вошла в творение с грехопадением человека. И мы не просто поем тропарь Пасхи. Мы верим в каждое его слово – верим и как библейской Истине, и как историческому факту.

Некоторые люди стремятся разъединить библейскую истину и исторический факт. 

Это внутренне противоречивый подход тех, кто хочет примирить эволюционистское мировоззрение с христианским. К несчастью, этот современный критический подход, берущий свое начало в христианских конфессиях Запада, принят кое-кем и в нашей Православной Церкви. «Адам и Ева не реальные исторические лица, – утверждают они, – но лишь символические фигуры». Однако в таком случае почему же Христос сказал, ссылаясь на Книгу Бытия: От начала же создания, мужа и жену сотворил я есть Бог (Мк. 10: 6)? Вслушайтесь в то, что Он говорит: Бог сотворил мужа и жену от начала создания, а не через миллионы лет эволюции! Являясь воплощенным Словом Бога, Которым сотворено все (ср. Ин 1: 3), Христос говорит о начале творения по Своему собственному опыту.

Более того, если Адам и Ева не существовали, то почему Христос говорит об их втором сыне, праведном Авеле? Если Он, Богочеловек, подтверждает их существование, то как можем сомневаться в этом мы?

Но дух современного критицизма не ограничивается колебаниями относительно историчности Адама и Евы: он ставит под сомнение существование и Ноя, и Авраама, и Моисея. Он подвергает сомнению и подлинность событий всего остального Ветхого Завета; и, в конце концов, не верит и Евангелию. Это веяние смертельно для нашей Православной Веры, и оно должно быть решительно отвергнуто.

Те, кто пытается примирить эволюцию с Книгой Бытия, говорят: «Книга Бытия – это не историческая книга. Это – книга веры. Имеет значение не то, происходило ли описанное на самом деле; главное, что это значит для нас как христиан». На эту уловку мы ответим так: «То, чего на самом деле не происходило, не имеет для нас как христиан никакого значения. Как она (Книга Бытия) может быть для нас "книгой веры", если мы не имеем веры в нее как в истину, Божественным откровением дарованную повесть о реальных людях и реальных событиях?» Но мы снова можем услышать: «Да, неважно, что описываемого в Книге Бытия не случалось на самом деле, ведь это все имеет для нас богословскую ценность». И на это мы ответим так: «Если этого не происходило на самом деле, то никакой богословской ценности это для нас не имеет, так как это – неправда». Православное богословие не интеллектуальное упражнение, не простое барахтанье в абстрактных идеях, оторванных от реальности. Напротив, это предельное выражение реальности, точное отражение Истины, открытой Богом человеку. Кроме центрального догмата о Святой Троице, описывающего Божественное существование Господа вне времени, все остальные православные догматы берут свое начало в истории. Они основаны на реальных исторических событиях. Стоит только убрать этот фундамент, и от величественного здания христианской веры останутся лишь зыбучие пески человеческого мудрования. Давайте обратим особое внимание на эти слова Св. Иоанна Златоуста и будем держаться неискаженных основ учения святой православной веры, которые берут свое начало в истории. Будем принимать в Церкви спасительные плоды Христова дела искупления. Умерев и воскреснув с Христом в Святом Крещении, очистившись от греха и получив Благодать Святаго Духа так, как обладал ею Адам до грехопадения, – да сумеем и мы вечно питать это семя. Да будем возрастать в подобии Христу до обожествления, до союза с Господом в Царствии Небесном. Будем жить в ожидании грядущего восстановления первозданного миpa в совершенстве – до того момента, когда Христос, Второй Адам, привнесет в миp все то, чего должен был достичь первый. Ему, создавшему человека в начале миpa и принявшего за него смерть на Голгофе, – слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|