email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Тайны орфографической зоркости

Интервью c профессором кафедры русского языка МГПИ им. В.И. Ленина В.В. Бабайцевой

Журнал: №3 (19) 2007 г.
Вера Васильевна Бабайцева
Бабайцева Вера Васильевна, в 1945 году окончила с отличием МГПИ им. В.И. Ленина, в 1955 году защитила кандидатскую диссертацию в Институте русского языка АН СССР. В 1967 году вышла в свет первая монография «Переходные конструкции в синтаксисе (конструкции, сочетающие свойства двусоставных и односоставных (именных безличных) предложений)». С 1977 года – профессор кафедры русского языка МГПИ им. В.И. Ленина (сейчас – МПГУ). Автор множества школьных и вузовских учебников по русскому языку. 

– В чем особенность Вашего учебного комплекса?

– Во-первых, теория и задания учебного комплекса располагаются в разных книгах. Достигнутая, как нам кажется, системность изложения материала в учебнике способствует запоминанию теории. Сборник заданий существует для каждого класса. Третий компонент комплекса – рабочая тетрадь, в которой даются те же задания, но не надо записывать предложения. Тем самым можно добиться очень быстрого выполнения ряда заданий, быстрейшего запоминания нового материала.

До сих пор многие авторы учебников забывают или вовсе не понимают, что теорию надо давать системно: отрывочные сведения теоретического характера не дают системы знаний. Сравните с другими – математическими, например, учебниками: ведь сборники задач выпускаются отдельно. И потом, когда теория перемежается с орфографическими и пунктуационными правилами, основанными на этой теории, они запоминаются лучше. 

Безусловно, есть и некоторые трудности, связанные с таким разделением материала: приходится вначале читать, что в учебнике написано, потом открывать другую книгу. Затруднение еще в том, что ученик в школу должен носить две книжки (рабочую тетрадь мы рекомендуем оставлять дома, но учитель время от времени должен ее проверять). В конечном счете в школу приносить можно только сборник заданий: ведь учитель в первую очередь объясняет новый материал, и учебник не всегда нужно применять к его объяснению.

– Как сделать изучение русского языка интересным? Какие творческие задания могут быть даны ученикам?

– «Неожиданно мне приходит на память рассказ штурмана одного из ледоколов о том, что, пробиваясь сквозь Финский залив, он увидел на льду замерзшую охапку простых полевых цветов. Они были присыпаны снегом. Кто потерял их здесь, в ледяной пустыне?» – автор, К. Паустовский, об этом не рассказывает… Я привожу этот отрывок, а потом даю задание: продолжите. Как вы думаете, когда, по какой причине появились эти красные гвоздики на льдине? Это развивает воображение.

Лет шесть-семь назад я ввела в школьные учебники кроссворды филологического характера с лингвистической направленностью. 

А вот, например, задание «Лесенка»: рисую треугольничек, расчерчиваю его на клетки, даю задание: впишите в клеточки этой лесенки приставки. В первую клеточку должна быть вписана приставка из одной буквы. Во вторую ступеньку – из двух букв, в третью – из трех и так далее. А в примечании я указываю: «Если вас затрудняет подбор приставок, прочтите соответствующий параграф учебника». Таким образом я убиваю сразу двух зайцев: ученики вспоминают самые трудные приставки и запоминают их буквенный состав – раз, второе – читают параграф учебника не просто так, а с определенным заданием, и это делает чтение интересным.

– Насколько целесообразно зубрить орфографические правила? Ведь по окончании школы они быстро забываются, и человек пишет грамотно не по правилам, а интуитивно, не задумываясь.

– Я опубликовала в свое время в журнале «Русская словесность» статью «Тайны орфографической зоркости». Говорят, что развитию орфографической зоркости способствует чтение, однако далеко не всякое чтение, – хотя, несомненно, оно является одним из важнейших условий ее формирования. Также общепринятым является мнение, что ее развитию помогает письмо. В связи с этим хочется вспомнить шутливую историю о том, как ученик по заданию учительницы должен был сто раз написать слово «шел», в котором была допущена ошибка. Ученик, выполнив правильно задание, оставил учительнице записку: «Я написал 100 раз “шел” и ушол домой».

Очевидно, что многое зависит от психического склада людей, от их природной, врожденной наблюдательности, от того, что одни больше видят в явлениях общее, а другие – частное. 

Грамотные люди пишут слова, не применяя правила правописания, в памяти взрослых хранится зрительный образ слова, который опирается, как правило, на согласные. Именно правописание гласных вызывает наибольшее количество орфографических ошибок. Орфографическая зоркость обуславливает и формирует не столько зрительный образ слова, сколько видение буквенного состава слова.
Чем она формируется? Осознанным чтением, при котором слова вызывают в сознании наглядно-чувственные образы предметов, их признаки, действия, а также изучением орфографических правил. Потом мы их забываем – даже я, автор учебников, не всегда все правила помню. Если я сомневаюсь в написании какого-то слова или допустила ошибку в его написании, зрительная память подскажет, что в этом слове что-то не так. Тогда нужно обратиться к словарю – этому я учу учителей, студентов и школьников.

– Какие тексты, по-вашему, должны использоваться в примерах и упражнениях учебника?

– Литературу можно любить только через язык, и моя любовь к литературе проявляется в учебниках: стараюсь подбирать очень хороший иллюстративный материал, очень люблю А. Пушкина, К. Паустовского. Из современных писателей замечательный стилист – И. Соколов-Микитов, включаю отрывки из М. Пришвина, А. Чехова, А. Куприна. Показательно, что ученики 10–11 классов красногорской школы, куда меня неоднократно приглашали для беседы с учителями, заинтересовались авторами, которых я цитирую, и посвятили литературный вечер поэзии Вероники Тушновой: у меня ее стихотворение было дано в заданиях – и школьники заинтересовались этой поэтессой. Я вызываю с помощью текстов, которые выбираю для лингвистических заданий, интерес к самому писателю.

Школа должна выработать языковое чутье, ученик должен чувствовать стиль, окраску тех или иных фраз, выражений, поэтому в моем учебнике для 10–11 классов большие интересные отрывки из классической и современной литературы. Задание к ним – анализ текста, в современной школе это одно из самых продуктивных заданий, одно из самых распространенных: «Найдите в данном тексте предложения, интересные для синтаксического разбора». Чтобы найти такое предложение, ученик должен просмотреть весь текст. Он читает текст и мысленно производит разбор. И потом, какое предложение он выберет: самое легкое, самое прозрачное по структуре или самое трудное? Важно, чтобы оценка за анализ ставилась с учетом выбора учащегося. 

– Какое художественное оформление должно быть у учебника?

– Учебник должен быть иллюстрирован рисунками, связанными с темой. В учебнике, неоднократно переиздававшемся с 1962 года, «Русский язык 5–9» было интересное иллюстративное решение: как мы классифицируем слова по частям речи? Три основных критерия: первый – грамматическое значение слова, второй – морфологические категории, третий – синтаксическая функция. Я придумала: на картинке нужно изобразить трех китов – чтобы запомнить три принципа классификации. Мне учителя рассказывают теперь, что, когда встает необходимость классифицировать то или иное слово, ученики говорят: «Надо вспомнить о трех китах». Репродукции картин и задание по сочинению на основе картины дается в сборнике заданий.

– Могут ли компьютерные технологии со временем заменить учебник?

– Не могу сказать определенно: в этом году я видела одну такую компьютерную программу для занятий русским языком. В общем-то, это интересно, к тому же, на компьютере картинки значительно ярче и красочнее, чем в учебнике. Но я нашла в теоретической части компьютерной программы некоторые неточности, поскольку в некоторых случаях я, к примеру, даю не общепринятую трактовку лингвистических понятий, а ту, которая соответствует современному состоянию языка. Именно вариативность является одной из особенностей современного подхода к изучению русского языка в школе. Учитель может знакомить девятиклассников с разными вариантами трактовки, классификации языковых явлений.

– Какое место на уроке занимает работа ученика с учебником?

– На уроке главным лицом должен быть все-таки учитель, который руководит работой класса, тогда она будет более живой и более эффективной. Частенько бывает, что наш учитель на уроке даст задания для самостоятельной работы, а сам сидит, читает какой-нибудь журнальчик, – ученики работают. Нет уж, пусть дети делают такие задания дома. А в классе с участием учителя обязательно должна быть живая беседа, в которой должен быть задействован если не весь класс, то большая его часть.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|