email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

По следам прошлого. Часть 4

Как заинтересовать ребенка историей? Продолжение

Журнал: №5 (31) 2009 г.

Продолжение. Начало в №№ 2(28) - 4(30) 2009 г.

СФРАГИСТИКА

«Та самая печать…»

Мама открывает дверь Кириллу, который прямо с порога возбужденно начинает рассказывать школьные новости. 

Кирилл: Ты представляешь, у нас в школе будет на Новый год маскарад, и все должны прийти в костюмах Я сначала хотел быть рыцарем, но Пашка тоже будет рыцарем. Тогда я сказал, что буду Томом Кентом. 

Мама (удивленно): Томом Кентом? 

Кирилл: Ну вспомни, это мальчик из «Принцa и нищего». Поможешь мне костюм сделать? 

Мама: А разве для этого костюма нужно что-нибудь делать? Любая твоя одежда после двух месяцев становится лохмотьями. 

Кирилл(возмущенно): Мам, ну я же серьезно! Времени-то совсем не осталось — всего три дня. 

Мама: Ну хорошо, я помогу тебе. 

Спустя некоторое время оба увлеченно работают: Кирилл подбирает кусочки ткани для «лохмотьев» нищего, мама их сшивает. За работой идет беседа.

Мама: Я вижу, тебе понравилась повесть Марка Твена, да? 

Кирилл: Очень! Я даже представил, как мог бы стать королем и что бы тогда делал. 

Мама: Кстати, читая про принца и нищего, ты познакомился с еще одной наукой, которая помогает историкам идти по следам прошлого. 

Кирилл (горячась): Ну нет, никаких наук там не было! 

Мама: Не помнишь ли, а каким образом Эдуард доказал, что он — король Англии? 

Кирилл: Конечно, помню, даже могу прочитать. (Достает книгу и читает.) «Лицо его прояснилось, и он ошеломил оборванного кандидата на престол вопросом: — Где большая государственная печать? Ответь на этот вопрос, и загадка будет разгадана, ибо на этот вопрос может ответить только тот, кто был принцем Уэльским! Вот от какого пустяка зависит судьба трона и династии!» 

Ну вот, принц Эдуард вспомнил, где печать, и все поверили, что он — настоящий король. 

Мама: Так вот, печать — и есть предмет, которым занимается одна из наук, помогающих историкам. 

Кирилл: Та самая печать?! 

Мама: И та самая, и многие другие. Печати изучает специальная наука — сфрагистика. Правда, прежде чем приобрести известную нам современную форму, «та самая» печать прошла долгий путь. До принятия христианства русские князья во главе дружин часто ходили походами на соседнее государство — Византию. Князь Олег после одного из таких походов даже прибил в знак победы свой щит на вратах столицы Византии Константинополя, или, как называли его русичи, Цapьгpaдa. Наследник Олега, князь Игорь, заключил с греками договор, в котором говорилось и о торговле: «А великий князь русский и бояры его посылают к грекам корабли, если хотят, с пoслaми и кyпцaми. Послы пусть имеют печати золотые, а купцы — серебряные». Как ты думаешь, зачем им нужно было иметь при себе печати? 

Кирилл: Наверное, чтобы доказать, что они — купцы и послы, а не какие-нибудь шпионы. 

Мама: Значит, печать — это… 

Кирилл: Как бы удостоверение? 

Мама: Точнее, знак, удостоверяющий подлинность. Как выглядели те печати, о которых говорится в договоре, сегодня можно только догадываться: может быть, это были перстни, а может быть, вислые печати. 

Кирилл: Вислые — это значит их повесили? 

Мама: Совершенно верно. Вот посмотри на эту фотографию: так выглядели печати, привешенные к документам. Обычно их делали из золота или серебра…

Кирилл (перебивая): Из настоящего золота?! 

Мама: Да, но это были печати княжеские. Люди рангом пониже — посадники, тысяцкие, епископы прикрепляли печати свинцовые или восковые. 

Кирилл: А обычные люди? 

Мама: А обычные люди печатей не имели. 

Кирилл: Мам, а как ее прицепляли к бумаге-то? 

Мама: Если ты принесешь пластилин, нитку и лист плотной бумаги — я покажу тебе. 

Кирилл: Да это я мигом! (Убегает в соседнюю комнату.) 

Гербовый орел

Карнавальный костюм закончен и отложен в сторону, мама раскладывает на столе принесенные Кириллом предметы и начинает объяснять. 

Мама: Когда бумага бывала написана, и чернила высыхали — внизу листа делали дырочку и протаскивали сквозь нее шнур. Затем нагревали на огне кусочек металла или воска, скрепляли им концы шнура и прижимали с двух сторон специальными щипцами. Металл застывал, и получалась вот такая грамота с печатью. 

Кирилл: Здорово. Ну а если шнурок порвется и печать отвалится? 

Мама: Что ж, такое случалось, и, судя по находкам, довольно часто. Но историкам даже такой оторвавшийся кусочек металла или воска сможет рассказать много интересного. 

Кирилл: Но на ней же ничего нет? 

Мама: Это на нашей, пластилиновой, ничего нет, а на настоящей обязательно было. 

Кирилл: Что? 

Мама: А что бы ты на ней нарисовал, доказывая, что это — твоя печать? 

Кирилл: М-м-м… Может быть, свою фамилию, или первые буквы имени и фамилии, какой-нибудь рисунок. 

Мама: Примерно то же самое изображали на древних печатях. Первые русские печати выглядели так: на одной стороне рисовали святого покровителя, а на другой писали: «Господи, помоги рабу Твоему» — и добавляли свое имя. 

Кирилл: И все? А я думал, что печати царей и князей должны быть с какими-нибудь особыми рисунками — как гербы. 

Мама: Личные печати царей, конечно, были особыми. Посмотри на эти рисунки. Как ты думаешь, что это? 

Кирилл: Значки какие-то непонятные. Но чем-то они все похожи… (Почесывает затылок.) Нет, что это такое, я не знаю. 

Мама: Да, эта загадка не из легких. Объяснить смысл и происхождение этих рисунков ученые пытаются до сих пор. Однако известно, что великие князья до Александра Невского имели на своих личных печатях особые знаки — двузубцы и трезубцы, которые переходили от князя к князю, несколько изменяясь. А поскольку все эти князья из династии Рюриковичей, то и знаки называли «знаками Рюриковичей». 

Но существовали еще и другие печати — на них изображались государственные гербы, поэтому и печати назывались «гербовые». Как ты думаешь, что было изображено на печати времен Ивана Грозного? 

Кирилл: Наверное, двуглавый орел. 

Мама: Да, а впервые орел на печати появился при деде Ивана Грозного — Иване III. 

Печать Ратибора

Кирилл: А до Ивана III что было? 

Мама: Почти 200 лет ига, когда Русь была одним из улусов — подвластных областей огромного монголо-татарского государства. Великий князь получал в Орде ярлык, дававший право на княжение. Иван III отказался платить Орде дань, и после 1480 года, когда войска хана Ахмета, дважды попытавшись переправиться через реку Угру, были отброшены русскими и ушли ни с чем, Русь снова обрела независимость. 

Московское княжество, присоединив к себе земли соседних княжеств, в XV веке стало единым государством, а князь Московский — «государем всея Руси». Иван III подчинил Москве вольный Новгород, Тверское, Ростовское и другие княжества. Новое название — государь — потребовало и новых знаков власти: в руках Ивана III появились скипетр и держава. На монетах и печатях начали рисовать государственный герб: на одной стороне двуглавый орел и на другой — всадник, поражающий копьем дракона. 

А теперь посмотрим вот на эту печать. Подобных печатей нашли несколько: около Киева, Керчи и в Крыму. Здесь тоже кроется загадка, но разгадать тебе ее вполне по силам. Итак, что на ней изображено? 

Кирилл: Какой-то человек… А, знаю! Раз у него над головой кружок, забыл, как он называется, — значит, это святой. А зовут его (пытается читать): «О Климе…» 

Мама (подсказывая): «Климент». Это действительно изображен святой Климент, а кружочек над его головой называется нимб. 

Кирилл (ободренный успехом): Та-ак. На другой стороне печати тоже надпись (читает): «От Ратибора». (Улыбаясь) Вот и все. Какая же тут загадка? 

Мама: Но ты не сказал, кому принадлежала печать? 

Кирилл (удивленно): Ратибору, кому же еще? 

Мама: А зачем тогда на печать поместили изображение святого Климента? 

Кирилл: Но ты же сама рассказывала про такие печати: на одной стороне писали имя ее владельцa, на другой — имя его небесного покровителя. 

Мама: Но почему же у Ратибора покровитель святой Климент? 

Кирилл: М-да… Может быть, они ошиблись? 

Мама (улыбаясь): Не думаю. Скажи, а мог святой носить имя «Ратибор»?

Кирилл: Мог, а почему же нет? 

Мама: А ты присмотрись к этому имени внимательнее, вспомни, о чем мы уже с тобой беседовали раньше. И ответь на вопрос: «Ратибор» — какое это имя — языческое или христианское? 

Кирилл (неуверенно): Наверное, языческое. 

Мама: Да, и состоит оно из двух слов: «рать» и «бор». 

Кирилл: Рать — это войско, а бор — лес. Ерунда какая-то получилась. 

Мама: Вовсе нет. «Бор», вероятно, сокращенное слово «бороть», то есть воевать, значит, имя Ратибор можно перевести как «побеждающий рати». А вот Климент — имя христианское, раз его носит святой. Значит…

Кирилл: Что значит? 

Мама: Значит, оба имени принадлежат одному человеку. 

Кирилл: А разве так бывает? 

Мама: Ты не помнишь таких людей: Федор Большой, Иван Волк? 

Кирилл: Aга! Вспомнил! Выходит, этот Ратибор так звался дома, а его христианское имя — Климент. 

Мама: А что бы ты еще мог рассказать о Ратиборе? 

Кирилл: Еще? 

Мама: Ну вот хотя бы это: раз он имел печать, то был человек непростой. Поэтому мы можем попытаться найти что-нибудь о нем в летописи. (Берет с полки толстую книгу, читает ее название.) «Повесть временных лет». Помнишь такую? 

Кирилл: Конечно, ее написал монах Нестор. 

Мама (открывает книгу, читает): «Начало княжения Всеволода в Киеве. Всеволод же сел в Киеве на столе отца своею и брата своею, приняв власть над всей Русской землей. В лeтo 6587 (1079). Всеволод… посадил в Тмутаракани посадником Ратибора». 

Кирилл: Вот здорово! Это про нашего Ратибора? 

Мама: Вероятно. Время изготовления печати совпадает с описанными событиями. 

Кирилл: Да, и ты говорила, что такие печати нашли в Киеве и еще там где-то. 

Мама: Молодец, что подметил это. Всеволод отправил Ратибора посадничать в далекую Тмутаракань. Тот, должно быть, оттуда посылал князю какие-то сообщения, скрепляя их печатью. Письма не сохранились, а печати уцелели. 

Кирилл: Князь, наверное, наказал его за что-нибудь, раз отправил в неведомые края. 

Мама: Ну почему же в «неведомые», город Тмутаракань был хорошо знаком киевским князьям. 

Кирилл: Город? Но ведь Тмутараканью называют какие-то далекие земли. Отправить в Тмутаракань — это значит очень, очень далеко. 

Мама: Правильно. Но произошло это выражение от названия вполне реального города, который, однако, исчез, не сохранившись даже на картах. Кстати, благодаря летописи и находкам печатей Ратибора ученые смогли предположительно определить местонахождение Тмутаракани — в районе современной Тамани, через пролив от города Керчи — Корчева по-летописному. 

Так что у печати, у этой маленькой помощницы науки истории, большие возможности: она помогает определить, когда был написан документ… 

Кирилл (продолжая): Кому он пpинадлежал. 

Мама: Верно! И даже подлинный он или нет. 

Кирилл: Ну, это ты уж переборщила. 

Мама: Ты так думаешь? 

Задание читателям. Попробуйте-ка, уважаемые читатели, вместе с Киpиллом определить, подлинная или поддельная это грамота? 

Договорная грамота князя Ярослава с новгородцами

Целуй, князь, крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгородcкиx людей тебе, князь, не обижать и земель их не отнимать. А грамоту ту подписали Иван Прибышович Заворожский, да Тит Емельянович Блинов, да Третьяк Волкович Зайцев.

На печати изображен дву­главый орел.

Окончание в следующем номере «Винограда»

Также Вы можете :


<< К началу статьи Продолжение статьи >>


Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|