email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Диалог, или умение разговаривать

Секреты общения с собеседником

Журнал: №5 (25) 2008 г.

Продолжение. Начало в №4 (24) 2008 г.

Вся наша сознательная жизнь протекает в речевом общении. Когда мы не спим и не смотрим телевизор, мы разговариваем с близкими, с друзьями и знакомыми, с коллегами по работе, с соседями и прохожими на улице. Наконец, мы иногда думаем, а думать значит разговаривать с очень умным и интересным человеком – с самим собой. Правда, многие еще бродят по Интернету, но там тоже разговаривают с прохожими, только обычно в письменной форме.

Между тем разговаривать мы не умеем, потому что нас этому никто не учит, – в школе нас учат грамматике и литературе. Грамматика и литература, безусловно, нужны, в особенности человеку, который умеет разговаривать. Школьная грамматика учит нас правильно говорить и писать, но умение говорить и умение разговаривать – разные вещи. Умение говорить, если мы не умеем разговаривать, иной раз даже вредит нам, или если мы говорим слишком много, или если не скажем то, что нужно сказать, или если скажем то, что говорить не следует. 

Что же значит уметь разговаривать? Умение разговаривать есть умение находить и выражать словом взаимоприемлемые решения при столкновении целей и интересов. Правильно сказать означает организовать и гармонизировать посредством слова собственную жизнь и жизнь своих ближних: соблюдать собственные интересы, не нарушая по возможности интересов другого человека, достигать собственных целей, не прибегая к насилию, и, что очень важно, уметь не обрывать общение – строить разговор таким образом, чтобы он имел продолжение. 

Наше речевое общение состоит из монологов и диалогов. Монолог – высказывание, которое не предполагает непосредственного ответа со стороны получателя речи. Диалог – обмен однородными высказываниями в рамках определенной темы и определенного состава участников, каждый из которых попеременно является создателем и получателем сообщения. 

Диалог состоит из реплик, и грамматика учит нас, что эти реплики бывают трех видов – вопросы, сообщения и побуждения. На вопрос можно ответить сообщением и иногда уточняющим вопросом, но не побуждением; на сообщение – сообщением, вопросом или побуждением; на побуждение – сообщением или вопросом, но не побуждением. Подумайте сами, что получится, если нарушить это простое правило. 

Речь здесь идет не о психологии, а об организации речевых отношений в обществе, о правилах ведения речи. Например, когда кто-то позвонил в вашу дверь, вы спрашиваете: «Кто там?» – а вам в ответ: «Откройте дверь!» – не открывайте, а если у вас есть дети, научите их этому простому правилу. Психология скажет о реакции человека на речевой стимул: о том, что у вас возникнет побуждение открыть дверь, которому не следует поддаваться. Риторика скажет о правиле речевого общения: если на ваш вопрос отвечают побуждением, разумно прервать речевой контакт.

Правила ведения диалога выработались в глубокой древности, они выражены в пословицах, причем пословицы всех народов, если рассмотреть их с этой точки зрения, дадут примерно одинаковый материал. Эти правила были систематически изложены и обоснованы профессором Ю.В. Рождественским (Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1999). Они разделяются на общие правила, правила для слушающего и правила для говорящего: в диалоге говорящие и слушающие меняются местами, а общие правила нацелены на объединение участников диалога и на продолжение общения между ними.

Общие правила

В диалоге положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего. 

Пословицы единогласно утверждают, что слово – серебро, а молчание – золото, и что неслучайно у человека один рот и два уха. Внимательный анализ речи собеседника дает возможность обдумать ее содержание и построить целесообразный ответ.

Человек, готовый к речи, прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать обращенное к нему сообщение. 

Это правило вежливости и безопасности одновременно. Наша невнимательность и невежливость по отношению к другим зачастую приводит к непоправимым последствиям: нам сообщают об опасности и необходимости немедленного решения, а мы пропускаем сказанное мимо ушей. Наш ближний взывает о помощи, а мы отворачиваемся от него. Воспитывайте в детях внимание к речи.

Но тот, кто обращается с речью, несет ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения. 

Известна сказка о мальчике, который всех пугал волком, когда же волк действительно появился, никто мальчику не поверил. Если обращенная речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несет говорящий.

Правила для говорящего

Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.

Один умный человек сказал: «Когда я говорю то, что я говорю, я думаю то, что я думаю». Во-первых, слово, как известно, не воробей, поэтому сказанное не воротишь и оно станет фактом. Во-вторых, «в чем проврался, с тем и простился», – ложь создает проблемы, а информацию, которую вы сообщаете, следует предварительно взвешивать, потому что случайно сказанное вами может привести к неожиданным последствиям. Известна китайская история про точку в глазу дракона. Жил-был великий художник, у которого был ученик. Раз художник поручил ученику нарисовать дракона. Ученик прекрасно нарисовал дракона, но в рисунке чего-то не хватало. Он попросил учителя поправить рисунок. Учитель внимательно посмотрел на дракона, взял кисть и только поставил точку в глаз дракона, как дракон ожил и полетел. Вот такой точкой в глазу дракона может оказаться случайно сообщенная информация.

Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы.

Обычно наша речь представляет собой реакцию на некий стимул. В этом отношении мы мало отличаемся от животных – псу наступили на хвост, и он визжит, человеку сказали что-то неприятное, и он немедленно реагирует возмущенными словами. Разумная речь целесообразна. Высказывание должно быть результатом замысла, а не психологической реакцией на обстоятельства. Перед тем как начать говорить, следует спросить себя: «Что мне нужно от этого человека? Что и как мне следует сказать, чтобы получить нужный результат?» Поэтому всякое наше высказывание должно учитывать цель, собеседника, обстоятельства, речевую ситуацию:

речь должна быть вежливой – помимо того, что быть вежливым просто хорошо и приятно, вежливость речи существенно повышает значимость и авторитет высказываний. В нашем общении, особенно деловом, столкновение целей и интересов дело обычное, нарушение правил вежливости, нелюбезность создает не просто дополнительные препятствия для положительного решения наших проблем, но – сами эти проблемы;

сообщение должно быть уместным – в доме повешенного не говорят о веревке;

содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено, – интонация несет больше информации, чем слова, потому что выражает истолкование говорящим содержания сказанного;

сообщение не должно быть противоречивым – последовательность является важнейшей характеристикой личности и реальности намерения говорящего, пословица предупреждает: «В огороде бузина, а в Киеве дядька»;

сообщение должно содержать новую информацию – смысл диалога в том, что его участники знают и могут сообщить разное об одном и том же предмете речи, поэтому он и называется диа-лог: «диа-» значит по-гречески «через» и «раз-» как «раз-личное», «логос» значит одновременно «слово, мысль и высказывание»;

сообщение не должно быть многословным – долгую речь трудно запомнить и на нее трудно ответить, чем длиннее речь, тем больше вероятность допустить перечисленные выше ошибки, долгая речь компрометирует говорящего, потому что слушающий тоже человек и тоже хотел бы высказаться.

Правила для слушающего

Слушающему полезно знать, что не каждый его собеседник имеет достаточно добросовестные намерения, достаточно разумен, чтобы сообщить нечто полезное, достаточно компетентен в обсуждаемом вопросе, достаточно этичен и достаточно умеет выражать свои мысли.

Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц. Это дает основание для оценки достоверности и новизны содержания речи.

 Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания. Он делает это на основе предшествующего шага анализа речи. Если двое сообщают противоречивые сведения об одном и том же, то, по крайней мере, один из них говорит неправду. Если вам сообщают нечто, что вы считаете неправдоподобным, то у вас есть основание усомниться в истинности сказанного и в этичности сказавшего. В этичности, потому что этика речи возбраняет сообщать как достоверную информацию, которую слушающий может считать неправдоподобной.

Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания. Лиса, как известно, знает сто сказок, и все про курицу, а всякий кулик хвалит свое болото. По речи можно определить намерения и интересы говорящего, и всегда полезно помнить, что эти интересы и намерения могут не совпадать с вашими. Поэтому, когда вы анализируете речь, старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил дольше и полнее. Чем дольше он будет говорить, тем чаще в его речи будут повторяться слова и обороты, которые могут свидетельствовать о его намерении. Их-то и нужно слушать.

Сопоставив высказывания различных лиц на ту же тему, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.

Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями.

Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то есть добросовестность намерений говорящего.

С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.

Не меньшее внимание слушающий уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность понимания и суждения.

Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям (модальностью речи): говорящий может быть скромным, смиренным человеком, но может шутить, испытывать слушающего, намеренно вводить его в заблуждение относительно своих умственных способностей или информированности.

Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную информацию, которая будет основой ответного суждения. 

Это правило самое важное по двум причинам. 

Первое. Все изложенное выше предполагает известное недоверие и критическое отношение к собеседнику. Однако установление в высказываниях негативного содержания означает выделение позитивного, что и является целью общения и основанием для продолжения диалога. Когда обнаружится это позитивное содержание, появится основание для ответа, который принципиально должен быть направлен на согласие. Но соглашаться следует в том, что соответствует вашим намерениям. При этом во всяком диалоге важна инициатива – поворот содержания разговора в желательную для вас сторону. Диалог всегда состязание, и выигрывает не тот, кто больше или красивее говорит, а тот, кто лучше умеет направить тему обсуждения в нужное русло.

Второе. Приведенные рекомендации основаны на пословицах. Пословицы отражают древний страт (пласт) духовной культуры, связанный в основном с язычеством и родовой этикой, когда собственные польза и безопасность рассматриваются как высшая ценность. Однако пословицы почему-то сохраняются в христианской культуре в относительно неизменном виде. Из этого, очевидно, следует, что они предписывают трезвость и осмотрительность в речи и в оценке собеседника, что никому не вредит.

Наконец, последнее. Все эти правила вполне банальны, и в сущности, каждый взрослый человек их знает. Однако одно дело знать, другое дело видеть их как целое, и вовсе третье дело – следовать им. Но кто из нас не совершает ошибки? Следовать этим правилам труднее всего. В спокойных и благоприятных ситуациях ошибки кажутся не опасными, хотя это не совсем верно, но в ситуациях дискуссии, полемики и даже простого спора они приобретают значимость категорического условия.

Читайте в следующем номере журнала: «Диалектический диалог».

Также Вы можете :


<< К началу статьи Продолжение статьи >>


Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|