email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Счастье бесконечной жизни…

Интервью с режиссером В.И. Хотиненко

Журнал: №2 (18) 2007 г.
Владимир Хотиненко
Владимир Хотиненко – актер, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ. Режиссер фильмов «Один и без оружия», «В стреляющей глуши», «Зеркало для героя», «Рой», «Патриотическая комедия», «Макаров», «Мусульманин», «72 метра», «По ту сторону волков» и других, телесериалов «Страстной бульвар», «Гибель империи», документального многосерийного фильма «Паломничество в Вечный город». Преподаватель ВГИКа (руководитель мастерской режиссуры игрового кино).

– Владимир Иванович, тема нашего номера – «Как стать счастливым?». Понятие счастья часто связывают с сугубо земными, мирскими радостями. Как Вам кажется, можно ли говорить о счастье в более широкой и глубокой – духовной перспективе? 

– Точно так же, как любовь можно рассматривать в двух аспектах, говоря о любви земной и любви небесной, так и с понятием счастья: земное, бытовое, преходящее счастье отличается от счастья духовного. Я бы не отказался ни от того, ни от другого. Пусть наша земная жизнь коротка, но и она тоже требует простых человеческих радостей, которые нам дарит этот прекрасный мир. Ощущение счастья можно получить просто от состояния природы – будь то пробуждение весны, красота осени или дивный зимний пейзаж... Я думаю, что и такое незамысловатое счастье – это какие-то крупинки благодати, которые сеются в человеческой душе… А более глубокое измерение счастья – это счастье бесконечной жизни. Счастье от осознания того, что смерти нет. Оно не формулируемо, не доказуемо в рамках рационалистической логики, но совершенно очевидно в моменты, когда это чувство тебя посещает. Радость ощущения вечности – не от страха смерти. Смерти я не боюсь. Знаете, недавно выписал в свой ежедневник высказывание одного монаха: «Смерти не боюсь – робею…» Вот это замечательное русское «робею» очень точно определяет отношение к смерти. И здесь я тоже имею в виду не страх смерти, а смысл жизни. 

Кроме того, есть в нашей земной жизни и счастье любви – присутствия близкого человека, радость единения с ним. Мне повезло: я живу с этим чувством благодаря моей жене… Конечно, бывает, эти разные грани счастья вступают в противоречие друг с другом. Знаете, есть такое остроумное выражение: «Все хорошее в этой жизни либо порочно, либо противозаконно, либо толстит». Вот это как раз тот случай, когда мирские радости не вписываются в представление о высшем, небесном счастье.

– В Вашем творчестве всегда присутствует элемент мистики – иного пласта жизни, некоей скрытой и мудрой силы, которая ведет человека непредсказуемыми, иррациональными путями. Скажите, а в Вашей жизни были ли такие случайности, которые оказывались провиденциальными? Есть ли у Вас ощущение чуда и промысла существования?

– Безусловно, в моей жизни было множество невероятных стечений обстоятельств, которые я считаю чудесами. Здесь тоже необходимо различать чудо в бытовом и упрощенном представлении и чудо в духовном понимании.

Также Вы можете :