email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Царство живописца Александра Иванова

Великая русская загадка

Журнал: №4 (20) 2007 г.
Собрание произведений гениального русского живописца А. А. Иванова, самое значительное по полноте и качеству в России, безусловно, является жемчужиной Государственной Третьяковской галереи.

С декабря 2006 по апрель 2007 года в залах музея проходила выставка, посвященная 200-летнему юбилею художника, которая дала широкую панораму  его творчества – от первых рисунков до акварельных листов Библейских эскизов, созданных в последние годы его жизни.

Эта выставка стала предметом пристального внимания публики, активно обсуждалась как в СМИ, так и в профессиональных кругах, что объективно отражает сложившуюся ситуацию: в наши дни Иванов имеет влияние на состояние русских умов, к его наследию обращаются люди диаметрально противоположных взглядов – от религиозных  деятелей до посетителей развлекательных сайтов,  его имя в России является одним из самых востребованных в Интернете, интерес к его личности и творчеству растет и углубляется. Художник-пророк и  художник-утопист, «маньяк» (А. П. Боголюбов) и «избранный гений» (Н. Г. Чернышевский), «Иванов – целая загадка. С  одной стороны, кто из русских его не знает? И с другой – никто из русских людей его не знает»(С. П. Дягилев).

На протяжении десяти последних лет автору довелось работать в качестве лектора и экскурсовода в залах Третьяковской галереи с разными категориями зрителей и наблюдать реакцию публики на представленные  там произведения. Можно  выделить несколько самых популярных залов – своеобразных акцентов музейного пространства, где зрительское внимание традиционно нарастает. Одним из бесспорных центров притяжения всеобщего интереса является зал А. А. Иванова, построенный на месте фруктового сада в процессе реконструкции галереи 1986–1995 годов. Туда, поближе к геометрическому центру музейного пространства, перенесли из одного из угловых залов картину «Явление Христа народу». Давайте представим себе, что мы входим в этот зал.

Всех без исключения зрителей поражают размеры  картины – около 40 квадратных метров (что сравнимо, например, с однокомнатной квартирой) и масштаб изображенных на ней фигур. Создавая эпическое и подлинно монументальное произведение, художник взывал к всенародной аудитории. Это имело двоякое значение: Иванов обращался к своим современникам с нравственной проповедью, потому что верил в возможность социального переустройства  путем нравственного совершенства, и роль художника для него при этом заключалась в том, чтобы найти способы преодоления того общественного состояния, в котором они находились.

Также Вы можете :