email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Бог говорит через судьбы людей»

Беседа с Ю.Н. Арабовым

Журнал: №2 (22) 2008 г.
Юрий Николаевич Арабов – прозаик, поэт, сценарист. Дебютировал в кинематографе фильмом «Одинокий голос человека» (1978 г., вышел на экраны в 1987 г.). Постоянный соавтор Александра Сокурова, сценарист десяти его лент. Лауреат премии Каннского кинофестиваля (сценарий фильма «Молох», 1999). Автор сценариев к телесериалам «Доктор Живаго» и «Завещание Ленина». Один из организаторов неформального клуба «Поэзия» в Москве (1986). С 1993 года заведует кафедрой кинодраматургии во ВГИКе. Лауреат литературных премий имени Аполлона Григорьева и Бориса Пастернака, а также кинопремий «Ника», «Золотой Овен» и премии «Триумф».  

– Юрий, расскажите, пожалуйста, о том, как вы вступили на путь литературы. С самого ли начала вы видели себя сценаристом?

– Я не очень люблю рассказывать о творческом пути. Часто такие рассказы сопровождаются переоценкой самого себя и собственных высказываний и действий. Я литератор: занимаюсь литературой с 1972 года. Пишу стихи и прозу, до 1987 года не печатался. Впервые одно из моих стихотворений в сильно искореженном виде было опубликовано в подборке «Юности» «Испытательный стенд»: тогда это был «загончик», куда помещали авангардистов. Я был близок к школе метареализма – к таким поэтам, как А. Парщиков, И. Жданов, А. Еременко, М. Шатуновский, В. Аристов, И. Кутик. Примерно в то же время вместе с Ниной Искренко, Владимиром Друком и другими поэтами мы организовали клуб «Поэзия», куда поначалу сбежались все: от Пригова до Ерофеева. К клубу примыкала и большая группа художников-концептуалистов и авангардистов. Главным организатором и администратором клуба был Леонид Жуков, который создал его как альтернативу Союзу писателей. Тогда мы еще мыслили такими категориями, не подозревая о том, что эра литературы – в том виде, в каком она существовала в России, – приказала долго жить, и вместе с ней приказала долго жить и Россия, которую мы знали и, как могли, любили…

У нас было довольно много шумных акций, был успех. Я тогда писал в основном иронические тексты, которые в перестроечной аудитории имели большой резонанс. Но в начале 90-х годов стало очевидным, что все меняется, со страной что-то происходит… Поняв, что литература перестала быть общественным достоянием, в 90-е годы я стал писать «в стол» и за 12 лет выпустил только три поэтические книжки, «втихую», не рекламируя их и не «пиаря».

– А как вы пришли к кинематографу?

Также Вы можете :