email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Богоборчество

как основа конфликта отца и сына в российском кино

Журнал: №2 (22) 2008 г.

В 2008 году отмечается 100-летие российского кинематографа. С 1908 года, когда был снят и показан зрителям первый русский фильм «Понизовая вольница», ведет отсчет отечественная кинематография. До этого картины в Россию привозились из разных стран Европы и Америки. К моменту начала отечественного кинопроизводства российские предприниматели, в одном лице – и продюсеры, и сценаристы, и режиссеры – прекрасно знали вкусы русской публики. Отечественный кинематограф начался с экранизации классики, народных песен, романсов, исторических сюжетов и кинохроники. Через 10 лет все изменилось…

Епископ Тихон, выступая в Государственном Кремлевском дворце на заседании Четвертого (внеочередного) съезда кинематографистов России 30 мая 1998 года, говорил именно об этом: «Вы знаете, что все русское искусство, вся русская классика были проникнуты высоким нравственным содержанием, были той духовной пищей, которой питались целые поколения русских людей. В значительной степени это относится и к кино, которое, являясь молодым видом искусства, находится под сильным влиянием искусств более старых – литературы, театра, живописи… Сейчас многие люди с удовольствием смотрят старые фильмы, несмотря на идеологические изъяны…

Известно, что зрительское восприятие мира – самое богатое, полное, и воздействие на человека зрительной информации – самое сильное. Наши прадеды всегда знали об этом, свидетельством чему русские пословицы о хранении зеницы ока. Их власть над людьми была хорошо осознана православными подвижниками, предостерегающими от увлечения порочными зрительными образами…

На старых лентах, запечатлевших прошлое нашей страны, мы видим государя императора со всей семьей, великих князей, духовенство и других. Пройдет совсем немного лет, и многие из них пройдут крестный путь, станут мучениками и исповедниками, защитниками Отечества от безбожия.

Поистине можно сказать, что при самом своем появлении российское кино было освящено этими образами будущих русских святых. Такого уникального святого начала не знает киноискусство ни одной из других развитых кинематографических стран».

Кино документально успело запечатлеть для нас дореволюционную Россию с ее неспешным течением жизни, живописной архитектурой, вывесками со старой орфографией, наводнениями и пожарами, булыжными мостовыми, по которым проезжают конные извозчики, просторными скверами и парками, заводями рек. Поражают красотой церковные праздники и великосветские приемы, народные гулянья на Пасху и Масленицу. 

Царская хроника долго лежала под спудом и стала доступна зрителю лишь в 90-е годы прошлого века. Ее стали активно включать и в документальные, и в игровые ленты. Тема жизни и гибели венценосной семьи вышла из-под запрета. К царской хронике обращаются ведущие документалисты нашего времени. Они с благоговением вглядываются в живые картинки давних дней, хранящие и образ России, которую мы потеряли, и образ последнего императора с его семьей, ушедшей в вечность.

Также Вы можете :