email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Алексей Петренко

Жить и работать совестливо

Журнал: №6 (26) 2008 г.

Алексей Васильевич Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области на Украине. Окончил Харьковский театральный институт (1961). С 1961 года — актер театров Запорожья и Донецка, с 1964 г. — Ленинградского театра им. Ленсовета, с 1977 г. — Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1978 г. — МХАТа, в 1982–1986 гг. работал по договору в театре «Школа драматического искусства» (под руководством А. Васильева), в 1991–1992 гг. — в театре «Школа современной пьесы». Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2000, за фильм «Сибирский цирюльник»), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998). Лауреат призов «Признание» (2001) и «Немеркнущая зрительская любовь» (2003) на кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге. Многократно удостаивался призов за лучшую мужскую роль на различных отечественных и международных кинофестивалях. Актерские работы — в более 60 фильмов. Среди них:

«Король Лир»
(1970, реж. Г. Козинцев)

«Агония»
(1974, реж.Э.Климов)

«Сказ про то, как царь Петр Арапа женил»
(1976, реж. А. Митта)

«Двадцать дней без войны» (1976, реж. А. Герман)

«Беда»
(1977, реж. Д. Асанова)

«Женитьба»
(1977, реж. В. Мельников)

«Жестокий романс»
(1984, реж. Э.Рязанов)

«Пиры Вальтазара, или Ночь со Сталиным»
(1989, реж. Ю. Кара)

«Послушай, не идет ли дождь» (1999, реж.А. Кордон)

«Сибирский цирюльник» (1999, реж. Н. Михалков)

«Коллекционер»
(2001, реж. Ю. Грымов)

«Двенадцать»
(2007, реж. Н. Михалков)

— Алексей Васильевич, я знаю, что вы родом из украинского села, работали пастухом, кузнецом, молотобойцем и в театральный институт поступили с третьего раза. Откуда такое стремление к актерскому поприщу?

— Понимаете, я ведь очень ленивый. И выбрал профессию, в которой ничего не надо делать. Просто создаешь иллюзию, что ты все умеешь. И править государством, и царствовать, и генералиссимусом быть, и генералом, и рядовым, и чем угодно… 

А если серьезно, то актерство сродни материнству. Я очень жалею, что не родил много детей — очень хотел, но не получилось, жизнь распорядилась по-другому… А актерская профессия — это и есть своего рода материнство. Создание образа — всегда рождение нового существа, нового человека, только другими способами. Ты даешь жизнь еще одному человеку. Не такому, как ты, не такому, как кто-то рядом, а совсем новому, другому человеку. Приобщаешься к процессу творения, может быть, к высшей деятельности, которая доступна нам, простым смертным, — к творчеству.

— Многие религии осуждают актерство как деятельность, в которой человек теряет свое подлинное лицо, примеряя на себя маски других людей, проживая мнимые эмоции, вымышленные ситуации, чужие жизни… Что вы можете сказать по этому поводу?

— Признаться, я и сам постоянно ищу оправдания своей профессии.

Также Вы можете :