email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Золотой экран. «Оскар-2017»

Кому он достанется?

Журнал: №1 (75) 2017 г.

В кинотеатре «Долби» в Лос-Анджелесе в конце февраля будут подведены итоги прошедшего киногода. Почти пять тысяч членов профессионального жюри выберут лучших представителей киноиндустрии. Им будет вручен знак высшего достоинства в современном кинематографе – золотая статуэтка «Оскар».

Лучший иностранный фильм года

Для всех иностранцев одной из самых интригующих номинаций является «Лучший фильм на иностранном языке». В этом году Россию представляет фильм Андрея Кончаловского «Рай», выбранный российским оскаровским комитетом. Фильм очень интересный, новаторский и непростой; он уже получил «Серебряного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале в сентябре 2016-го. В «изматывающей и эмоционально опустошающей зрителя драме», как определяли картину кинокритики, режиссер по традиции задействовал свою жену, актрису Юлию Высоцкую. Она сыграла главную героиню Ольгу, русскую эмигрантку, участвовавшую во французском Сопротивлении и связанную сложными эмоциональными узами с офицером СС и французским коллаборационистом. 

Фильм основан на реальных событиях Второй мировой войны. Действие картины «Рай» монологами героев и некой пространственной условностью напоминает чеховские пьесы. Для Кончаловского, ставившего все чеховские пьесы на сценах театров, обращение к литературному классику в драме о событиях холокоста не случайно: в одном из немецких конц-лагерей погибла невеста Антона Чехова, Евдокия Эфрос, брак с которой, впрочем, у писателя не состоялся. Вот как прокомментировал выдвижение картины Кончаловского на соискание премии «Оскар» историк кино Кирилл Разлогов, на личное мнение которого по традиции опирается российский оскаровский комитет: «У оскаровского комитета России есть два принципа: или надо выбирать картину, которая имеет наибольший шанс понравиться отборщикам американской киноакадемии, либо выдвигается картина, которая наиболее важна для нас. Это или картина, получившая высокую оценку в Европе, на каком-то кинофестивале, или известное имя режиссера. В этом году мы как раз ориентировались на имя Андрея Кончаловского, у которого, в отличие от его брата, Никиты Сергеевича, “Оскара” нет. Вот нам и захотелось исправить это упущение. “Рай” – достойная лента, но, на мой взгляд, сложновата для американских киноакадемиков. Там слишком запутанный сюжет, что и делает ее привлекательной для европейцев. Лично я сделал бы неожиданный выбор, например, послал бы картину Андрея Зайцева “14+”, так как она имеет гораздо больше шансов понравиться американцам. Вообще же премию за лучший фильм на иностранном языке сами критики называют “премией престарелых граждан”. Ведь номинируются, как правило, картины, которые не демонстрировались в США. По-этому голосующий должен доказать, что смотрел все пять картин всех основных претендентов. Для этого проводят специальные просмотры в Лос-Анджелесе, но так как молодые и активно работающие в киноиндустрии члены киноакадемии, как правило, слишком заняты, на эти просмотры ходят в основном неработающие кинематографисты старшего поколения».

Какие же картины оказались не слишком сложными для понимания оскаровских киноакадемиков? В пятерку претендентов вошли сразу три режиссера из Северной Европы. Немка Марена Аде с комедией о взаимоотношениях престарелого отца, пытающегося вернуть расположение взрослой дочери-карьеристки, – «Тони Эрден». Финн Юхо Куосманен с ретрокомедией о суперлегком боксере «Самый счастливый день в жизни Олли Мякки». И датчанин Мартин Зандвлиет с исторической драмой «Моя земля» о судьбе пленных войск нацистской Германии после окончания Второй мировой войны.

Холодному европейскому фронту противостоит дыхание жаркого Востока. Арабский режиссер из Израиля Хани Абу-Асад представит фильм «Кумир» – вполне голливудскую историю арабского уличного певца, преодолевшего множество препятствий, чтобы попасть на съемки ежегодного международного шоу Arab Idol. Махмуд Саббаг, сценарист и продюсер из Саудовской Аравии, снял полную социальной сатиры и иронии ленту «Барака встречает Барака» – о трудностях взаимоотношений парня из среднего класса и девушки из богатой семьи. И главный претендент из горячего региона – романтическая драма «Коммивояжер» иранского режиссера Асгара Фархади. Он еще в 2012 году получил «Оскар» за «Развод Надера и Симин»; на этот раз режиссер заинтересовал мирового зрителя историей интеллигентной иранской четы, семейная жизнь которой рушится в антуражах любительского театра, где они репетируют пьесу Артура Миллера «Смерть коммивояжера». 

Лучший фильм года

Фаворитом гонки еще задолго до своего выхода на экраны в декабре 2016 года стал мюзикл нового формата «Ла-Ла Ленд». Неординарный, философский и одновременно выдержанный в легком жанре фильм Дэмьена Шазелла с Райаном Гослингом и Эммой Стоун в главных ролях. Режиссер заворожил всех еще в 2012-м своей психологической драмой «Одержимость». Название предыдущего фильма весьма точно передавало внутренний стержень истории музыканта-барабанщика, который находится в абсолютной власти ритма и воли своего экспрессивного наставника.

«Одержимость» получила пять номинаций и три премии «Оскар», актерскую и две музыкальные, а сам Дэмьен утешался номинацией картины на «Лучший фильм» и «Лучший сценарий». Но дорожка к «Оскару» уже была протоптана, и Дэмьен, снова взяв за драматическую основу своей картины «Ла-Ла Ленд» музыку, делает куда более эпическое и всеохватывающее полотно. На этот раз не мрачная история подавления воли и служения музам, как в «Одержимости», а грандиозная, эпическая по масштабам история любви. Джазовый пианист Себастьян (Гослинг) и не очень-то пока удачливая актриса Миа (Стоун) встречаются в условном Голливуде прошлого. Классические американские мюзиклы, воспевающие страну надежды и как ее сердце – фабрику звезд, Голливуд, здесь соединяются с беспощадным, современным, предельно реалистичным авторским взглядом на мир вечной борьбы за место под солнцем в этой волшебной, поющей и солнечной стране – Ла-Ла Ленде. На стыке рождается новый гимн любви и творчеству, новая надежда для сотен тысяч молодых кинематографистов, да и просто людей искусства, что их ежедневный труд, даже превратившись в рутину, либо однажды воссияет и расцветет новыми красками вдохновения, либо послужит для такого расцвета кому-то еще. Наивно, трогательно, но искренно и честно – чем и поражает американское кино сегодня.

Что еще интересно

Еще одним обязательным к просмотру фильмом можно смело назвать историческую драму американского классика Мартина Скорсезе  «Молчание», где ирландский титан экрана Лиам Ниссон и молодой актер Эндрю Гарфилд сыграли двух монахов-иезуитов, столкнувшихся с яростным сопротивлением местных во время проведения христианской миссии в Японии в семнадцатом веке. Фильм по-скорсезовски тонкий, мощный, эмоциональный, провоцирующий зрительскую мысль, будь то приязнь или несогласие с автором. Картина не только может принести Мартину второй «Оскар» (первый был за «Отступников» в 2006 году), но и увенчать старания Эндрю Гарфилда, создавшего пронзительный образ молодого монаха ордена иезуитов.   

Много надежд на «Оскар», и вполне оправданно, подает фильм Кеннета Лонергана «Манчестер у моря» с Кейси Аффлеком в роли угрюмого дворника и разнорабочего, вынужденного опекать уже близкого к совершеннолетию племянника Патрика, типичного эгоиста-подростка, которого играет восходящая звезда Лукас Хеджес. Дуэт Аффлека и Хеджеса, ставший трагикомическим центром этой спокойной, выдержанной в приятном и естественном темпе картины, может обоим принести по высшей награде: Кейси – за главную роль, Лукасу – за роль второго плана. И второе даже более вероятно, учитывая, что с малых лет Хеджес снимается у лучших режиссеров Америки, таких как Уэс Андерсон («Отель “Будапешт”») и Терри Гиллиам («Теорема Зеро»). 

Еще одним злободневным фильмом с сильными персонажами из социальных низов, который претендует на «Оскар» и который не стоит пропускать, стал криминальный вестерн Дэвида Маккензи «Любой ценой». Двое шерифов-следователей, в исполнении Джефа Бриджеса и Джила Бирмингема, философски преследуют банду, состоящую из братьев – грабителей банков, в исполнении Бена Фостера и Криса Пайна. Философия преследования у пожилых шутников-напарников, за колкими остротами скрывающих свою многолетнюю дружбу и душевное родство, простая – поменьше рыпаться и идти по пути наименьшего сопротивления, ожидая, когда бандиты попадут к ним в руки. Психология по ту сторону закона необычная – двое братьев-фермеров вынуждены встать на путь грабежа, чтобы выкупить из грабительского залога ферму скончавшегося отца. Сплетение безысходности и дерзкой решимости приводит к череде трагических последствий, однако, где зло и наказано ли оно в итоге – решает зритель.  

Ищите женщину

Как всегда, яркое соперничество за лучшую женскую роль демонстрируют американские актрисы. Помимо Эммы Стоун из «Ла-Ла Ленда», в этом году в знаковой для американцев роли задействована и знойная красавица Натали Портман. Она сыграла вдову знаменитого убитого президента Джона Кеннеди Жаклин в период самой острой боли от трагической утраты мужа. Драма «Джеки» чилийского по происхождению режиссера Пабло Ларраина расскажет о сильной женщине, которая умеет переносить утраты и способна на все ради своих детей. Очень показательно, что именно иностранец взялся за эту трагическую, вдоль и поперек изученную, отчасти набившую оскомину, но при этом до сих пор окончательно не раскрытую загадку американской истории. Отобрав одну из сильнейших, подходящих по грации, возрасту и внутренней харизме актрис, Ларраин ставит ее в самый центр повествования, ни на секунду не отворачивается от переживающей трагедию бывшей первой леди, которая находит в себе силы противостоять не только любопытным полчищам журналистов, но скрытым  недоброжелателям ее мужа.

Претендентку на «Оскар» Мэрил Стрип за роль в картине «Флоренс Фостер Дженкинс» пропустить тоже нельзя. Знаменитый британский режиссер Стивен Фрирз, увековечивший в 2006  году нынешнюю английскую королеву Елизавету II в исторической драме «Королева» («Оскар» для Хелен Миррен), решил вспомнить о своем призвании комедио-графа. Получилась остроумная экранизация одного из светских скандалов середины прошлого века. История Флоренс Дженкинс, взбалмошной меценатки и покровительницы оперного искусства, решившей в 1944 году стать оперной дивой. Без голоса, но с деньгами и пиар-талантами ее компаньона в исполнении Хью Гранта, она все-таки устраивает свой музыкальный вечер, ставший посмешищем и концом ее карьеры. Образ взбалмошной неврастенички выполнен Мерил Стрип с присущими актрисе тактом, чувством меры, умом и обаянием. Получит она свою четвертую статуэтку или нет, но если вам интересен классический английский юмор, состоящий отчасти в безжалостном высмеивании всего американского, эту картину вам обязательно следует посмотреть. 

Семейный экран

В категории семейного кино по традиции выступают мульт-фильмы, и здесь картина ясна до предела. Выбирать судьи будут между супертяжеловесом, вооруженным тоннами юмора, сумасшедшим качеством компьютерной картинки и горой обаяния, мультфильмом «Зверополис» от студии Диснея и практически кукольной, романтичной и невообразимо трогательной историей обретения семьи «Кубо. Легенда о самурае». Борьба эта будет чем-то вроде поединка Майка Тайсона с Брюсом Ли: оценить преимущества столь различных претендентов может оказаться сложнее, чем, недолго думая, отдать приз третьей стороне: например, яркой истории в полинезийском антураже – мультфильму «Моана». Или весьма актуальной в условиях борьбы за равные права всего и вся картине о приключениях забавной рыбки-клоуна Немо и его подружки Дори – «В  поисках Дори». Как ни сложится в итоге судьба статуэтки, в этой номинации стоит смотреть любого из претендентов.  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|