email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Модест Мусоргский

Услышавший Россию

Журнал: №1 (63) 2015 г.
И.Е. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский – один из самых известных композиторов XIX века. Он жил и работал во время невероятного культурного подъема в России, что позволило ему стать большим новатором в музыкальном мире и создать произведения, равные которым найти невозможно.

Первый импульс

Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии. Его отец, Петр Алексеевич, был владельцем богатого имения с лесами и полями. Все детство маленький Модест наблюдал за деревенскими жителями, тяжелым крестьянским трудом – детские впечатления нашли отражение в его творчестве, большая часть которого посвящена простому народу. Много лет спустя его брат, Филарет Мусоргский, вспоминал: «В отроческих и юношеских годах и уже в зрелом возрасте он всегда относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью, считал русского мужика за настоящего человека».

Большую часть времени дети проводили с няней, которая рассказывала им сказки и былины русского народа. В автобиографии Мусоргский писал: «Это ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления с самыми элементарными правилами игры на фортепиано». Мать Мусоргского, Юлия Ивановна, играла на фортепиано, говорила по-французски и сама обучала своих детей. Именно она впервые обратила внимание на талант своего сына, начала учить его музыкальной грамоте и несложным произведениям; однако вскоре поняла, что ее знаний уже недостаточно. К детям была приглашена гувернантка, обучавшая их не только музыке, но также немецкому языку и арифметике.

Когда Модесту было 10 лет, а Филарету – 13, они с отцом переехали в Санкт-Петербург, где мальчики поступили в Петропавловскую школу. Параллельно Модест продолжал заниматься игрой на фортепиано. Теперь ему преподавал известный в музыкальных кругах Антон Августович Герке: он был строг к своему ученику и не увидел в нем сразу настоящего дара. Лишь когда Мусоргский был приглашен на благотворительный концерт, где после его выступления весь зал аплодировал молодому музыканту, Герке подарил ему ноты одной из сонат Бетховена.

После Петропавловской школы Модест поступил в гвардейское училище, где царила совсем иная атмосфера: юноши думали не об учебе, а о развлечениях и кутежах. Мусоргский всегда был в центре внимания, потому что не только виртуозно играл на фортепиано, но и обладал отлично поставленным голосом, что позволяло ему развлекать товарищей, исполняя партии из известных в то время итальянских опер. На одном из таких праздников жизни Мусоргский сыграл польку собственного сочинения под названием «Подпрапорщик», которую в 1852 году Герке сумел издать. Так это незамысловатое произведение стало первой публикацией в жизни великого композитора.

Отказ от семейной традиции

После окончания гвардейского училища Мусоргский стал офицером Преображенского полка. По словам одного из биографов, Н.И. Компанейского, жизнь в полку состояла из «учений, маршировки, военного балета, визитов, танцев, карт, пьянства, политичных амуров в поисках богатой графини или, в крайнем случае, толстосумой купчихи». Однако вскоре Мусоргскому, которому всегда нравилось учиться, надоело вести праздную жизнь, и он с головой погрузился в музыку, все чаще бывая среди композиторов и музыкантов, знакомясь с их творениями.

Однажды он был приглашен в дом Александра Сергеевича Даргомыжского, известного композитора, талант которого так поразил Мусоргского, что он просил давать ему уроки построения композиции музыкального произведения. Впервые, кажется, Мусоргский оказался там, где всегда должен был быть: среди людей, для которых музыка была самой жизнью. Это было трудное время для музыки в России: слушатели не признавали новых форм, аристократы, посещающие оперные театры, не могли сочувствовать простым людям, о которых говорилось в произведениях Даргомыжского и Глинки. Для 18-летнего Мусоргского Даргомыжский со своим принципом: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды», – был неким идеалом, на который он всегда равнялся, и учителем, которому он был благодарен и через несколько десятилетий, когда сам стал одним из самых известных и обсуждаемых композиторов России.

У Даргомыжского Мусоргский встретил Цезаря Антоновича Кюи и Милия Алексеевича Балакирева. Последний, видя в нем большой потенциал и настоящий дар, взялся быть его наставником. Модест Петрович настолько увлекся музыкой и всем, что с ней связано (он признается в дневнике: «Ужасно хочется прилично писать!»), что решил оставить службу, несмотря на то, что его отговаривали все друзья и особенно семья, ведь он первым из нескольких поколений не захотел связывать жизнь с военной службой. Примерно в это же время он пытается писать оперы по произведениям Софокла «Эдип» и Виктора Гюго «Ган Исландец», но Балакирев утверждает, что Мусоргский еще не готов к таким масштабам. Молодой композитор прислушался к старшему коллеге и не закончил начатое.

«Мне становится близким все русское»

Большим событием в жизни Мусоргского стало знакомство с Москвой, куда его пригласили погостить друзья; он писал о ней Балакиреву: «Москва заставила меня переселиться в другой мир – мир древности... не знаю почему, приятно на меня действующий... Знаете что, я был космополит, а теперь – какое-то перерождение; мне становится близким все русское...» Вернувшись в культурную столицу, композитор работает над малыми формами: пишет произведения для хоров и оркестров, романсы и так называемые «музыкальные рассказы».

В начале 1860-х к кружку музыкантов присоединился Николай Римский-Корсаков, который сразу же поразил всех своим знанием музыкальных произведений и невероятным талантом, хотя ему было всего 17 лет. Негласным главой кружка был Балакирев, который все еще критиковал работы Мусоргского. Они даже повздорили, когда Мусоргский уехал в Москву и, познакомившись там с местными музыкантами, не торопился ехать обратно. Он писал Балакиреву: «Пора перестать видеть во мне ребенка, которого надо водить, чтобы он не упал». Стало очевидно, что Мусоргский уже не был тем юношей, который безропотно слушал критику со стороны Балакирева и Кюи. Он определился с основными темами, которые были ему близки; знал, в каких формах и стилях будет работать. До реализации его замыслов оставалось совсем недолго.

В 1863 году вышел роман Чернышевского «Что делать?». Под впечатлением от произведения Мусоргский и другие музыканты, писатели и художники организовали так называемую коммуну. Ее члены долго засиживались за спорами о культуре, науке, последних открытиях, политической обстановке в стране. Эти заседания отнимали много сил и времени у композитора, он меньше внимания уделял музыке, часто болел и пребывал в подавленном состоянии. Через два года умерла мать Мусоргского Юлия Ивановна, что стало для него большим потрясением. Филарет Петрович, боясь за здоровье брата, предложил ему некоторое время пожить в его семье.

После перемены обстановки Мусоргский почувствовал настоящий прилив сил. Он пишет несколько песен, основная тема которых – крестьяне и их непростая жизнь. Композиции «Калистрат» и «Светик Савишна» – самые известные из его произведений того времени. Интересно, что стихи к «Савишне» он сочинил сам. Композитор так гордился этой песней, что иногда даже подписывал ее названием свои письма. А возникла она так. Во время пребывания у брата Модест Петрович увидел, как один юродивый признавался в любви молодой барышне, осознавая, что та никогда не сможет ответить ему взаимностью. Эта история и легла в основу песни. Один из друзей-музыкантов, А.Н. Серов, услышав ее, сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке».

Тогда же Мусоргский написал одно из первых крупных оркестровых произведений – «Иванова ночь на Лысой горе». Оно было основано на сказках, которые в детстве он услышал от своей няни, а также на русских преданиях и раннем творчестве Гоголя. Мусоргский несколько раз предпринимал попытки написать музыку по произведениям писателя, но каждый раз его что-то останавливало: позже он писал, что, возможно, дело было в отсутствии у Гоголя накала драматизма, необходимого для оперных композиций.

После одного из концертов, в котором принимали участие Мусоргский, Римский-Корсаков и Балакирев, известный музыкальный критик Владимир Стасов писал: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». После этой статьи за балакиревским кружком закрепилось название «Могучая кучка», а его участников стали называть кучкинистами.

Музыкальный новатор

В конце 60-х наступил главный период творчества Мусоргского: именно тогда он начинает работу над произведением своей жизни. В 1868 году к нему приходит замысел оперы «Борис Годунов» по драме Александра Сергеевича Пушкина. Поставить ее на сцене удалось только шесть лет спустя. Публика приняла оперу восторженно, однако у нее была нелегкая судьба. Произведение разительно отличалось от того, что традиционно считалось оперой в то время, начиная от центральной темы (столкновение народа и власти, а также переживания царя, убившего законного наследника престола) и заканчивая формой, в которой главным был психологизм, чего ранее российская публика практически не видела. Это была первая музыкальная драма, в которой народ был показан очень достоверно; кроме того, народ в ней был не просто людской массой, а силой, которая может влиять на происходящее. Подобные идеи не покидали Мусоргского много лет, и в следующей крупной опере народ снова играл главную роль. Над «Хованщиной», либретто к которой композитор писал сам и сюжет которой основан на событиях 1682 года, Мусоргский работал много лет. Он так и не закончил оперу, и она ставилась в переработке Римского-Корсакова, который сократил ее по своему усмотрению. Работа над оперой шла долго и напряженно, потому что в это время композитор остро переживал распад балакиревского кружка, охлаждение в отношениях с Римским-Корсаковым и некоторыми другими давними друзьями. И тем не менее данный этап в жизни Мусоргского был одним из самых плодотворных: параллельно с работой над «Хованщиной» он наконец реализует свой давний замысел и приступает к комической опере по Николаю Васильевичу Гоголю «Сорочинская ярмарка». Композитор очень гордился этой работой, которая сильно отличалась от психологичных «Бориса Годунова» и «Хованщины». Он писал: «Это хорошо как экономия творческих сил. Два пудовика: “Борис” и “Хованщина” рядом – могут придавить...»

Мусоргский работал также над циклом «Картинки с выставки», посвященным Владимиру Стасову, которого он горячо любил и который принимал активное участие в его жизни, всегда оказывая поддержку. В это же время появились вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Композитор работал, пренебрегая сном, не обращая внимания на хроническую усталость. Все это наравне с постоянными депрессиями, одиночеством и непониманием его творчества привело к серьезной болезни. Но и тяжело больной, он все-таки отправился в большую поездку по России с концертами, на которых исполнял свою музыку, а также произведения кучкинистов, Глинки, Шуберта, Листа. Он писал: «К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства!»

К сожалению, этим планам не пришлось сбыться. Модест Петрович Мусоргский умер в 1881 году в Санкт-Петербурге, так и не закончив опер «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Все его произведения перешли к Римскому-Корсакову, который потратил много лет, чтобы завершить их и добиться постановки. Он писал другу: «Мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем».

Мусоргский стал первым композитором России, который изменил традиционные представления не только об опере, но и о вокальных произведениях, поставив во главу всего своего творчества простой народ, который он всегда любил всем сердцем. И сегодня Модест Петрович Мусоргский остается одним из главных композиторов России, настоящим новатором и вдохновителем, чье наследие востребовано в оперных театрах всего мира. 


Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|