email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

40 секунд, изменившие мир

Изобретение кино

Журнал: №5 (61) 2014 г.
Огюст Луи Мари и Луи Жан Люмьер

В 2014 году исполняется 150 лет со дня рождения человека, полностью перевернувшего представление об искусстве. В 1895 году он явил миру нечто абсолютно новое, что поразило всех. Он доказал, что изображения необязательно статичны, они могут двигаться. Он изобрел кинематограф, который вот уже более ста лет остается самым распространенным видом искусства. Этого человека звали Луи Жан Люмьер.

Люмьер и сыновья

Луи Жан Люмьер родился 5 октября 1864 года в небольшом французском городе Безансоне, который подарил миру не только братьев Люмьер, но и художника Константа Майера, и писателя Виктора Гюго. Его отец, Антуан Люмьер, в начале 60-х годов XIX века начал заниматься фотографией, но работать в этой сфере оказалось непросто в маленьком городе, поэтому Антуан решил переехать в Лион. Там он открыл студию, где снимал как обычных жителей, так и важных чиновников, быстро приобретая популярность.

У Антуана и Жанны Люмьер было пятеро детей. По словам биографов семьи, дети были очень дружны. Луи особенно дружил с Огюстом, который был старше его на два года. В раннем детстве они пообещали, что будут поддерживать друг друга в трудных ситуациях, и сдержали свое слово – провели вместе всю жизнь, работая над созданием короткометражных немых фильмов, изобретая новые технологии в области фотографии, многие из которых они даже не патентовали.

Луи проявлял большой интерес к науке с самого детства, когда они с Огюстом ходили в школу с техническим уклоном в Лионе. Луи был болезненным ребенком, страдал головными болями – из-за них он часто оставался дома и проводил время с отцом, переняв у него любовь к живописи, скульптуре и фотографии. После окончания школы Луи поступил в университет, параллельно начав работать с отцом на фабрике, которую Антуан Люмьер назвал просто «Люмьер и сыновья» – именно она через несколько лет стала местом действия одного из первых фильмов в истории человечества. Отец следил за всеми событиями в мире фотографии, понимая, что в скором времени она перестанет быть уделом профессионалов – ею займутся и любители. Антуан решил массово продавать пластины из серебра, которые, по его мнению, должны были заменить старое устройство создания фотографии и которые могли бы приобрести все желающие. Но дело прогорело, предприятие несло большие убытки. Тогда семнадцатилетний Луи пришел отцу на помощь и разработал уникальное революционное изобретение – пластину «голубая этикетка», которая позволяла не проявлять снимок сразу после его создания. Это означало, что теперь фотографировать можно не только в студии, а где угодно, проявляя снимки тогда, когда это будет нужно. Новшество имело невероятный успех, пластины скупались в промышленных масштабах, и вскоре семейное дело «Люмьер и сыновья» переросло в гигантское предприятие, ставшее самым крупным заводом по производству фотографической техники в Европе.

К концу 80-х годов ХIХ века в воздухе витала идея: создать устройство, которое могло бы сделать изображения движущимися. В разных странах изобретатели придумывали различные механизмы, но ни один из них не был совершенен. Антуан Люмьер часто посещал промышленные выставки. С одной из них он принес кинетоскоп, сказав сыновьям: «Это то, что вы должны сделать! Господин Эдисон продает их за сумасшедшую цену! А мы здесь, во Франции, хотим делать это дешевле!» Кинетоскоп Томаса Эдисона, создателя телеграфа, телефона и лампы накаливания, представлял собой аппарат для просмотра быстро меняющихся картинок. Его главный недостаток состоял в том, что наблюдать за ними мог только один человек через своеобразную трубку.

Некоторое время братья даже не предпринимали попыток усовершенствовать устройство и продолжали работать с фотографией. Однако вскоре Луи простудился. Позже он вспоминал: «Я изобрел кино, потому что заболел гриппом и должен был в течение трех дней лежать в постели. От нечего делать я стал думать над этим проектом». В один из дней он наблюдал за тем, как мать сидела за швейной машинкой и крутила ее ручку. Благодаря этой швейной машинке был изобретен синематограф: устройство с вращающейся ручкой, которое соединяло в себе три функции – копировальную, съемочную и проекционную.

Способность удивлять

Первым фильмом в истории кино принято считать «Прибытие поезда», хотя это даже не первый фильм братьев Люмьер, не говоря уж о том, что двумя годами ранее, в 1894 году, Томас Эдисон и Уильям Диксон сняли короткометражку «Фред Отт чихает». Первым же творением Люмьеров стал «Выход рабочих с фабрики Люмьер в Лионе». Фильм длится меньше 40 секунд, в течение которых люди выходят из помещения завода. Здесь нет каких-то революционных приемов, которые позже были использованы в «Прибытии поезда», но именно «Выход рабочих» был показан раньше других фильмов на конференции, которая была посвящена развитию фотопромышленности во Франции.

Спустя полгода Луи решает сделать публичный показ своих фильмов, и это был первый платный киносеанс, состоявшийся 28 декабря 1895 года, – именно эту дату называют днем рождения кинематографа. В здании на бульваре Капуцинок тридцать три человека заплатили по одному франку, чтобы посмотреть десять короткометражек Луи Люмьера. Когда зрители увидели фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», им показалось, что поезд съедет с экрана и передавит всех присутствующих. Вот как вспоминает об этом один из зрителей, Жорж Мельес, французский режиссер и предприниматель, семью годами позже снявший известное «Путешествие на Луну» – первый научно-фантастический фильм: «Вдруг на экране появился паровоз. При виде этого зрелища мы сидели с открытыми ртами и остолбенелые от удивления, пораженные донельзя. Еще минута, и он всех передавит… Вот он совсем близко... Некоторые закрыли глаза. Кто-то попытался отпрянуть в сторону, кто-то вскрикнул. Потом неподвижность сковала всех».

Не меньше поразил зрителей фильм «Завтрак младенца». В нем Огюст с женой кормят своего ребенка. Дело в том, что в остальных короткометражках фон был статичен и двигались только люди – это было много раз видено в театре. Здесь же на заднем плане шевелились листья на дереве, что было чем-то абсолютно новым и невероятным.

Если сегодня невозможно установить, кем был снят первый фильм, поскольку они снимались разными людьми в одно и то же время, и многие из них не сохранились, то уж точно Луи Люмьер был автором первого игрового фильма с законченным сюжетом и первой в мире комедии. Этим фильмом стал «Политый поливальщик». По сюжету садовник поливает растения из шланга, на шланг наступает мальчик, из-за чего вода перестает литься. Тогда садовник заглядывает в шланг, в это же мгновение мальчик со шланга сходит, и вода хлещет садовнику в лицо; он замечает хулигана и начинает за ним гоняться. Садовника сыграл реальный садовник семьи.

Есть две версии создания фильма. По первой – Луи просто взял распространенный сюжет комиксов того времени, по второй – в основу сюжета легло любимое баловство младшего сына семьи Люмьер, которое всегда забавляло Луи. Так или иначе, «Политый поливальщик» стал первым фильмом с завязкой, кульминацией и развязкой.

Только изобретатель

Луи Люмьер снял сотни фильмов, все они были очень популярны; мир облетела новость о чудесном творении французского изобретателя. Луи обучил несколько десятков операторов и разослал их в разные страны снимать короткометражки. Несколько лет фамилия Люмьер не сходила с заголовков газет, все без умолку обсуждали его детище. Но спустя пять лет после первого успеха, в 1900 году, Луи Люмьер снял свой последний фильм. Этот уход из кинематографа, в который Люмьер ворвался с таким триумфом, до сих пор овеян мифами. Однако в действительности все было очень прозаично: со временем людям надоело смотреть на то, как кто-то ест, куда-то идет или едет, им хотелось, чтобы было действие, за которым было бы интересно следить. К тому же Луи чувствовал, что его способ съемок скоро устареет, потому что пленка постоянно рвалась, а при малейшем повреждении становилась непригодной. Возможно, он работал так плодотворно в течение этих пяти лет, потому что чувствовал, что не сможет долго удерживать зрителей. По воспоминаниям одного оператора, Люмьер сказал ему, принимая на работу: «Мы предлагаем вам занятие без всякого будущего – как профессия ярмарочного балаганщика. Вы будете заняты шесть месяцев или год, а может быть, и того меньше...»

Как раз в то время, когда Люмьер переживал кризис, появился Жорж Мельес, начавший снимать игровые фильмы, – и они интересовали зрителей гораздо больше, нежели выход рабочих после трудового дня или прибытие поезда. Люмьер не мог тягаться с Мельесом, потому что он был именно изобретателем, а не художником или творцом. В конце концов он так устал от постоянно возрастающей конкуренции и непрекращающейся гонки, что оставил свое популярное изобретение и возвратился к делу, с которого все начиналось, – к фотографии. Он снова работал с отцом и братом на фабрике «Люмьер и сыновья», в очередной раз доказывая, что не может жить без революционных изобретений, – на этот раз он пытался разработать метод цветной съемки. В конце XIX века цветную фотографию можно было произвести только так: специально обученная девушка накладывала тона на уже готовую фотографию. В 1900 году Люмьер впервые создал цветное фото, используя три цветных фильтра: оранжевый, зеленый и синий (сегодня оранжевый заменен на красный). Изначально три изображения накладывались друг на друга, что занимало очень много времени. Потребовалось еще четыре года на то, чтобы Луи Люмьер представил миру авто­хром – пластину, со­единяющую все фильтры. Это было очередное эпохальное творение Люмьера, которое полностью изменило представление о фотографии. Известие о том, что теперь снимать можно не только в черно-белых тонах, но и передавать все цвета, в очередной раз взбудоражило мировую общественность. Уже к 1913 году на фабрике Люмьер изготавливалось 6000 фотопластинок в день, и спрос на них оставался неизменным на протяжении тридцати лет, пока не были созданы многослойные материалы, которыми люди пользуются до сих пор.

В 1918 году Луи Люмьер был избран членом Французской академии наук за вклад в развитие кинематографа и фотографии. Следующие 30 лет он продолжал работать на заводе «Люмьер и сыновья», создавая с братом Огюстом все новые изобретения, многие из которых опередили свое время, а некоторые даже не были представлены общественности. За два года до смерти, в
1946 году, Луи Люмьер передал французскому кинематографу 1800 фильмов, которые он снимал на протяжении своей жизни.

Возможно, жизнь Луи Люмьера оказалась такой плодо­творной потому, что он всегда был окружен любовью и заботой своей семьи: сначала родителей и братьев, а позже – жены и детей. Интересно, что Огюст и Луи женились на двух сестрах, дочках друга семьи. Луи проводил много времени с семьей и был отличным отцом и дедушкой. Один из его внуков говорил, что Луи был душой семьи, что он «прекрасно участвовал в общей жизни, рассказывал анекдоты и постоянно шутил».

Луи Люмьер стоял у самых истоков создания кинематографа и с отцом и братом совершил настоящую революцию в мире фотографии (и даже не одну). Ему многим обязаны изобретатели и прошлого столетия, и настоящего, и будущего.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|