email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Эрмитаж: окно в искусство

Главному музею страны – 250 лет!

Журнал: №2 (58) 2014 г.

Государственному Эрмитажу — 250 лет. Он обязан своим существованием императрице Екатерине Великой: в 1764 году она начала собирать коллекцию картин, ставшую основой музея. Сегодня Эрмитаж занимает семь зданий, построенных иностранными архитекторами, творившими в России. Как же небольшая коллекция выросла в главную музейную экспозицию огромной державы?

Прихоть императрицы

Самое известное здание Эрмитажа — Зимний дворец. Шедевр русской архитектуры барокко начал строить еще для Елизаветы Петровны обер-архитектор Бартоломео Фредерико Растрелли. Однако Елизавета умерла, не дождавшись завершения строительства. Наследник Петр III въехал в еще не законченный дворец, где выбрал для себя комнаты на втором этаже, а нелюбимую жену Екатерину он «помещает на отдаленном конце нового Зимнего дворца». Однако и Петру III пожить в новом дворце не удалось. После обеда, где император публично назвал супругу дурой, он уехал в Ораниенбаум, откуда уже не вернулся.

Императрица Екатерина II становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца и начинает обустраиваться на свой вкус. По моде того времени решено было строить Эрмитаж. В те времена так называли уютные парковые павильоны, «приют отшельника», «место уединения», где в узком кругу гостей можно было не стеснять себя жесткими правилами придворного этикета. Например, беседовать на русском языке. Устроить такую затею возле Зимнего дворца оказалось непросто, там не было сада. И тогда архитекторы Ю. М. Фельтен и Ж.‑Б. Вален Деламот построили для «северной Семирамиды» Висячий сад и два павильона, соединив переходом с Зимним дворцом. Постепенно сложился целый комплекс зданий — Малый Эрмитаж с Висячим садом, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр и корпус Лоджий Рафаэля, уникальная копия ватиканского шедевра эпохи Возрождения, воссозданная по обмерам. В Эрмитаже и разместились первые коллекции.

В те времена — впрочем, как и сейчас — коллекция произведений искусства придавала владельцу не только блеск знатока и ценителя, но и политический вес и статус. Уже тогда существовали аукционы искусства, а у коллекционеров были посредники-комиссионеры и знатоки-советчики, помогавшие собирателю. У Фридриха II одним из таких помощников был берлинский купец Иоганн Эрнст Гоцковский. В уплату долга русской казне он предложил картины, собранные им для прусского короля, которые тот не смог оплатить из‑за финансовых затруднений. Коллекция состояла из 225 картин голландских и фламандских живописцев XVII века разного художественного достоинства, среди которых был один из первых шедевров Эрмитажа — «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса.

Замысел Екатерины II был масштабным: она покупала картины не для украшения своих покоев, как ее предшественники. Получив коллекцию Гоцковского, она не только «утерла нос» Фридриху, продемонстрировав благополучие державы (впрочем, мнимое в тот период), но и начала создавать дворцовый музей, подобный тем, какие были уже в это время при многих европейских дворах. Она признавала, что «ничего не смыслит в живописи», но умела выбирать себе советчиков. Это были люди, обладавшие художественным вкусом, знаниями, чутьем — европейские знаменитости, такие как философ и художественный критик Д. Дидро, скульптор Э.‑М. Фальконе. Правда, поначалу Дидро считал невозможным, чтобы «в России когда‑либо сложилось достаточное количество картин, способное внушить подлинный вкус к искусству», но в помощи не отказывал. Особую роль в создании картинной галереи Эрмитажа сыграл князь Д. А. Голицын — один из наиболее просвещенных вельмож того времени. Это он, увидев картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», три года следит за перемещениями полотна по Европе и, узнав, что картина находится у парижского собирателя Д’Азезюна, покупает ее для Эрмитажа.

В Париже Екатерина приобретает и знаменитую коллекцию банкира Пьера Кроза, одно из богатейших европейских собраний. В Россию прибыли «Вакх» и «Портрет камеристки» Рубенса, пять работ фламандского портретиста Ван Дейка, среди которых блистательный «Автопортрет». В России оказались семь картин Рембрандта, в том числе прославленная «Даная» и «Святое семейство» — и это только часть галереи Кроза! Покупка Россией этих произведений стала сенсацией для всего мира. Об этом писали в европейских газетах, говорили в салонах. Путешественники, которых императрица принимала в Эрмитаже, с восторгом рассказывали о дворцах и художественных сокровищах «русской Ceмирамиды».

Слава российской императрицы как собирательницы произведений искусства окрепла. Теперь при распродаже известных коллекций в Европе ей одной из первых поступали предложения о приобретении. В 1778 году, купив одно из лучших собраний Англии, 198 картин из Хоутон-Xoлла, Екатерина блестяще дополнила коллекцию работами знаменитых французских живописцев Николя Пуссена и Клода Лоррена. Творчество выдающегося мастера фламандского натюрморта Снейдерса было теперь представлено в Эрмитаже его знаменитыми «Лавками». Испанских картин в собрании было немного, но все — работы крупнейших мастеров XVII века, «золотого века» испанской живописи: «Завтрак» Диего Веласкеса и картины Мурильо «Мальчик с собакой» и «Девочка с корзиной фруктов» (ныне находится в ГМИИ в Москве).

Екатерина живо интересовалась и современным ей искусством. Она заказала портрет Вольтера скульптору Гудону, купила картину Жана-Батиста Грёза «Паралитик». Кроме живописи, Екатерина коллекционировала медали и изделия из резного камня — геммы, камеи, ювелирные украшения и статуэтки. Самым крупным приобретением такого рода стало собрание резных камней герцога Орлеанского.

Не без политики

При Павле I и Александре I Эрмитаж оставался чем‑то вроде неофициального дворцового музея, количество экспонатов которого продолжало расти. Пополнение коллекций Эрмитажа в царствование Александра I нередко переплеталось с политикой. В момент краткого сближения Александра I и Наполеона помощником в покупке произведений искусства для Эрмитажа был директор Лувра Вивиан Денон. При его содействии в Париже был куплен «Лютнист» — произведение крупнейшего итальянского живописца рубежа XVI и XVII веков Караваджо, «Хозяйка и служанка» голландца Питера де Хоха и другие произведения итальянской, французской, испанской школ. Опасаясь продвижения Наполеона после занятия Москвы в 1812 году, Александр распорядился вывезти из дворца ценности и эрмитажные сокровища в Олонецкую губернию. Они пробыли в эвакуации полгода. Когда после войны в затруднительном финансовом положении оказалась первая жена Наполеона Жозефина Богарне, Александр I купил у нее для Эрмитажа наиболее ценные полотна и скульптуры из дворца Мальмезон. Большая часть их была захвачена Наполеоном в военных походах. Так попали в Эрмитаж два «Снятия с креста» — Рембрандта и Рубенса. Вместе с живописью прибыло несколько работ прославленного в то время скульптора Антонио Кановы и уникальная античная камея III века до н. э. — камея Гонзага. Александр задумал создать памятник воинской славы России — «Военную галерею 1812 года».

Но осуществил этот замысел уже Николай I. Англичанину Джорджу Доу заказали 332 портрета всех русских генералов — участников наполеоновских кампаний. Их разместили в новой галерее, построенной Карлом Росси в 1826 году. А знаменитый создатель Исаакиевского собора Монферран в это время завершает формирование главной анфилады Зимнего дворца Фельдмаршальским и Петровским залами.

В 1837 году случился страшный пожар. За 30 часов пламя уничтожило все внутреннее убранство дворца. Портреты героев 1812 года и «Святого Георгия» Рафаэля, который находился в «Военной галерее» как образ, успели вынести. А от Зимнего остались одни головешки. Остальные здания были спасены, и эрмитажные коллекции не пострадали благодаря тому, что переход из дворца в Малый Эрмитаж был разобран, а окна заложены. Однако дворец возродился, как феникс из пепла. Для восстановления Николай I создал Строительную комиссию во главе с замечательными архитекторами В. П. Стасовым и А. П. Брюлловым. Дворец был воссоздан за пятнадцать месяцев, к Пасхе 1839 года. Работы не останавливались даже зимой в морозы.

Еще в 1838 году Николай I, будучи в Германии, заинтересовался музейным делом. В Мюнхене он посетил знаменитые Глиптотеку и Пинакотеку. Его сопровождал известный баварский архитектор Лео фон Кленце, который проектировал эти здания. Они произвели на Николая I сильное впечатление. Его привлекла рациональная планировка, учитывающая все технические требования к отоплению и освещению. Дело было не только в том, что екатерининский Эрмитаж стал тесен для коллекции, но и в том, что государь вознамерился создать новый музей, открытый для публики. Так началось строительство в Петербурге Кленцем одного из лучших музейных зданий того времени — Нового Эрмитажа. Вход предполагался со стороны Миллионной улицы. Его украшением стали прекрасные гранитные фигуры атлантов русского скульптора А. И. Теребенева. Кленце чрезвычайно высоко оценил его искусство: «Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы, блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего…»

Искусство — народу

7 февраля 1852 года в здании Нового Эрмитажа был открыт первый публичный художественный музей России. Под портик с атлантами вошли первые посетители Императорского музея. Они должны были получить билет в Придворной конторе, оставить верхнюю одежду, галоши, трости и зонты в вестибюле и записаться в специальной книге посетителей музея. Согласно «Правилам для Управления Императорским Эрмитажем» музей был открыт для посещения летом с 8 до 18 часов, а зимой с 10 до 15 часов, за исключением времени высочайших визитов. Во время осмотра экспозиции гостей сопровождали служители.

Новый Эрмитаж был задуман как универсальный музей, но в коллекции было мало скульптуры. Самые ценные из них — античные фигуры, купленные при Екатерине, и «Скорчившийся мальчик» Микеланджело — хранились в Царском Селе. Император исправил этот недостаток, заказав новые работы самым известным в то время итальянским мастерам. В честь русского государя в Помпеях в его присутствии были произведены раскопки. Все найденные предметы неаполитанский король подарил императору; также в Италии были куплены полторы тысячи античных амфор и ваз.

Последние в истории музея крупные приобретения живописи за рубежом тоже были сделаны Николаем I в 1830–1850‑х гг. В Венеции — полотна Тициана из галереи Барбариго, в Голландии — старая нидерландская живопись из собрания короля Вильгельма. Так, благодаря строительной и собирательской деятельности Николая I в России был создан музей, по качеству и объему коллекций равный известнейшим музеям мира. «Публичный музеум» тем не менее оставался собственностью дома Романовых и находился в ведении Министерства Императорского двора. Император Николай I лично занимался всеми делами музея. Его помощниками были придворный библиотекарь Ф. А. Жиль и художник Ф. Бруни.

Уже в 1861 году началась научная работа и публикация материалов коллекций. В том же году первым директором музея стал начальник Комиссии по поиску древностей в Риме С. А. Гедеонов. Он получил титул гофмейстера Императорского двора. Высокие придворные чины были и у всех последующих директоров. Гедеонов отменил распоряжение о необходимости посещать музей во фраках и мундирах, сделав музей действительно публичным. Он пополнил Эрмитаж безусловным шедевром Леонардо да Винчи из коллекции миланского герцога Литте, знаменитой «Мадонной». Он же приобрел для императрицы Марии Александровны картину Рафаэля «Мадонна с Младенцем» из собрания Констабиле, уговорив владельца продать ее за меньшую сумму.

Собрание становилось все разнообразнее. Из Царского Села передали коллекцию оружия и доспехов, сделанных европейскими мастерами. Поступило и трофейное восточное оружие, привезенное в Россию после турецких и персидских войн, из кавказских походов; археологические находки, золотые клады. Эрмитаж стал не просто собранием. Там возникли новые для России профессии музейных работников — хранители, реставраторы. В Эрмитаже сложилась русская искусствоведческая наука. Накануне Первой мировой войны состоялась сенсационная покупка музеем «Мадонны с цветком» у семьи Бенуа. Хранитель Картинной галереи художник Э. К. Липгарт определил ее принадлежность Леонардо да Винчи, а также атрибутировал картину «Апостолы Петр и Павел» кисти Эль Греко. Первая мировая война остановила работу музея: в залах Зимнего дворца был устроен госпиталь, а часть музейных экспонатов вывезена в Москву. В первую очередь были эвакуированы коллекции драгоценностей. На своих местах остались только произведения живописи.

В 1917 году закончился императорский период жизни Эрмитажа. После Февральской революции в него въехало Временное правительство, которое вскоре сместили большевики. К счастью, экспонаты музея не пострадали, так как здания Малого, Большого и Нового Эрмитажа, где они тогда размещались, были отделены от императорских покоев. А вот многое из ценного дворцового имущества в личных апартаментах безвозвратно погибло. Были уничтожены и некоторые картины, находившиеся там. Так, погиб портрет Николая II работы великолепного художника В. Серова.

Через пять дней после штурма Зимнего дворца большевиками Военно-революционный комитет правительства Российской республики объявил дворец «Государственным музеем наравне с Эрмитажем». Начался новый период истории музея.

Продолжение в следующем номере

Также Вы можете :


Продолжение статьи >>


Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|