email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

И грянул он…

К юбилею Федора Ивановича Шаляпина

Журнал: №1 (51) 2013 г.
После выступления перед матросами в Севастополе, июль 1917 г.

В 2013 году исполняется 140 лет со дня рождения великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.

Способный ученик

Федор Шаляпин родился в Казани, в доходном доме купца Лисицына, 13 февраля 1873 года. На следующий день после рождения, на Сретение, его крестили. Ничто в его семье не предвещало прекрасного будущего: отец трудился мелким чиновником в Земской управе, снимал маленькую комнатку. Мать разрывалась на нескольких работах, уходила рано утром и оставляла детей — Федора и его младших брата и сестру — дома одних.

У родителей почти не было времени, чтобы заниматься образованием детей — все силы уходили на заработки, а Федор, чем мог, помогал им по хозяйству. Квартира, которую занимали Шаляпины, располагалась рядом с черным ходом квартиры богатой генеральши. Однажды она, встретив Федора в коридоре, спросила, грамотен ли он. Мальчик ответил, что неграмотен, и генеральша сказала, что ее сын-гимназист научит его читать и писать. Учиться Федору было очень интересно, грамоту он воспринял довольно быстро — с тех пор мальчик часто читал генеральше вслух по вечерам.

Его первая встреча с искусством произошла, когда Феде было 8 лет. Он увидел выступление труппы Якова Мамонова — бродячего театра-балагана, известного тогда на всем Поволжье. Шаляпин был заворожен их представлением, мог часами наблюдать за артистами; особенно его поразило, что Яков раньше был сапожником, и первую его труппу составили работники артели и семья.

Второе сильное впечатление на Федора произвел церковный хор. Он играл рядом с храмом, а в церкви служили Всенощную. С порога Шаляпин услышал стройное, красивое пение. Пройдя поближе к клиросу, он увидел поющих мужчин и юношей, перед которыми мальчики держали листы с нотами. Хоровое пение потрясло Федора.

К этому времени Шаляпины уже переехали на другую квартиру. Над ними жил регент церковного хора, и однажды, собравшись с духом, Федор поднялся на этаж выше и спросил, может ли он стать певчим. Регент, испытав мальчика, заключил, что у него есть слух и голос, и начал учить нотной грамоте. Дело пошло споро — уже через три месяца Шаляпин не только был певчим в хоре, но и приносил в семью полтора рубля в месяц.

В последующие несколько лет юноша пел в хоре, работал учеником сапожника, слесаря, переписчиком, переплетчиком. Как‑то раз приятель, певший с ним в хоре, предложил ему билет в театр, где Шаляпин до этого не бывал. Немного посомневавшись, он все‑таки решил купить билет и посмотреть представление. И не ошибся. Театр стал для него настоящим окном в другой мир. Он не мог поверить, что здесь, рядом с его грязной, полной нищих пьяниц Суконной Слободой, может быть совсем другая жизнь, идущая по другим законам. Он шел домой, пошатываясь, словно пьяный, оглушенный красотой театральной жизни.

Восходящая звезда

Всепоглощающее увлечение театром не вызвало восторга у отца Шаляпина — он считал, что сыну надо идти в дворники или мастеровые, иначе тот ничего не добьется и кончит жизнь в тюрьме. Федор очень любил и уважал отца, но тем не менее пошел ему наперекор — начал пробивать себе дорогу в театр. Он кочевал по Поволжью и северным районам Казахстана с разными труппами, пытаясь найти свое место в искусстве.

Наконец в 1889 году Шаляпину удалось попасть в театральную труппу Серебрякова в качестве статиста. Сам он считал именно этот момент началом своей карьеры. Уже через год Федор впервые выступил на сцене — исполнил арию Зарецкого в «Евгении Онегине». Ему было 16 лет.

Осенью следующего года Шаляпин переехал в Уфу, где перешел в труппу Семенова-Самарского. Именно в ней ему предстояло исполнить первую сольную арию, совершенно неожиданно для него самого. Певец, назначенный на эту партию, отказался, а так как его некем было заменить, антрепренер труппы предложил партию Шаляпину. Это выступление — ария Стольника из пьесы Монюшко «Галька» — положило начало профессиональной известности Федора Шаляпина. Он исполнил еще несколько сольных оперных партий — Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Далее события развивались стремительно. Шаляпин на год уехал в Тифлис, где познакомился с оперным певцом Усатовым — тому так понравился голос Шаляпина, что он стал давать ему уроки пения бесплатно и помогал во многих его начинаниях.

В 1893 году Шаляпин уже в Москве, еще год потребовался на то, чтобы переехать в Петербург. Карьера молодого певца быстро идет в гору — о нем много говорят, он привлекает всеобщее внимание. Он восхищает публику не только своим голосом, но и превосходной игрой, фантастическим, врожденным артистизмом, превосходным умением перевоплощаться во время исполнения оперных партий.

В 22 года Шаляпин был принят в Мариинский театр. Его дебют состоялся в опере Шарля Гуно «Фауст» — ария Мефистофеля станет одной из его коронных партий. В том театральном сезоне не все складывалось удачно, многие отмечали, что арии не совсем подходят певцу, словно он не может найти себя в них. Тем не менее один очень взыскательный зритель отметил невероятный талант Шаляпина и помог ему развить свое дарование. Московский купец и меценат Савва Мамонтов предложил Шаляпину перейти в принадлежавшую ему Частную Московскую оперу. Шаляпин ушел из Мариинки — и не прогадал. Четыре года у Мамонтова помогли певцу окончательно усовершенствовать творческое дарование. В это время он создал образы, превратившие его в звезду первой величины: арии Хана Кончака в «Князе Игоре» А. П. Бородина, Ивана Грозного в «Псковитянке», Сальери в «Моцарте и Сальери», Ивана Сусанина в «Жизни за царя», Бориса Годунова — и это лишь самые известные партии.

К этому же времени относится и его знакомство с будущей женой. Его избранницей стала итальянская балерина Иола Торнаги. Они познакомились в 1896 году, а через два года поженились. К удивлению общих знакомых, Торнаги решила полностью посвятить себя семье и закончила карьеру. В 1899 году у пары родился первенец — мальчик Игорь, который из‑за слабого здоровья все время болел и умер в 4 года. Всего же у Федора и Иолы родились шестеро детей.

Мировая знаменитость

На рубеже XIX и XX веков у Шаляпина крайне напряженная жизнь. Он поет на сцене Большого театра в Москве и параллельно выступает в Петербурге в Мариинском театре, гастролирует в Милане — дает десять представлений в театре La Scala, где снискал невероятную популярность; открытки с его портретом расходятся по всей Европе. За первые десять лет нового века русский певец становится настоящей мировой звездой — он выступает в Риме, Монте-Карло, Берлине, Нью-Йорке, Париже и Лондоне. Шаляпин поражал публику не только своим глубоким низким голосом, но и внешним видом — гримом, костюмом; вниманием к каждому образу.

В 1900 году Шаляпин знакомится с очень популярным и известным в то время писателем Максимом Горьким. Их дружба длилась долгие годы. Шаляпин часто навещал Горького на острове Капри, где проводил время в компании Бунина, Леонида Андреева, Скитальца, Телешова… Благодаря знакомству с кругом Горького Шаляпин проникается «левыми» политическими взглядами. В его репертуаре появляется много народных песен, самая известная из которых, пожалуй, «Дубинушка». Его исполнение пользовалось огромным успехом, а деньги, заработанные на концертах (которые зачастую превращались в политические демонстрации — Шаляпин пел «Марсельезу» и «Блоху»), он перечислял революционерам.

25 октября 1917 года, в день Октябрьского переворота, Шаляпин пел арию Филиппа в опере «Дон Карлос». Все шло как обычно, когда неожиданно в середине спектакля в зале погас свет. В театре воцарилась тишина, но через некоторое время свет включился вновь, и опера была допета до конца. Когда публика вышла на улицы и стала разъезжаться по домам, были слышны треск пулеметов, множество одиночных выстрелов, но не все придали этому значение — стрельба по вечерам в Петрограде уже не очень удивляла в ту осень. А утром стало известно о падении Временного правительства и захвате власти большевиками.

При большевиках Шаляпин стал художественным руководителем Мариинского театра, членом художественной дирекции Большого театра. Совет народных комиссаров присвоил ему звание Народного артиста республики — он был самым первым деятелем искусств, удостоенным такого звания. Шаляпин много ездил по стране, выступал на вечерах и концертах, сотрудничал с множеством театров. Но все‑таки ему было неприятно ходить по кабинетам с целью заручиться поддержкой того или иного большевика; его раздражали постоянные призывы, раздававшиеся в прессе: «поставить талант Шаляпина на службу народу», «привлечь семью Шаляпина к трудовой повинности».

И он придумал элегантный способ отъезда из Страны Советов. Всякий раз, выезжая за рубеж, он неизменно возвращался обратно к семье. У него уже была другая жена, с Иолой Торнаги он расстался. Перед очередными гастролями он предложил устроить большой рекламный тур по Европе и Америке, якобы с целью повысить международный престиж Советского Союза. Немного подумав, чиновники выдали разрешение на отъезд, и весной 1922 года Шаляпин вместе с семьей погрузился на пароход и уплыл из России, чтобы никогда уже не вернуться.

За границей у Шаляпина пошла обычная гастрольная жизнь — он изъездил весь мир со своими выступлениями, пел в Америке, Европе и Азии, сотрудничал с «Русской оперой» в Париже. Кроме того, в двадцатые годы им было сделано более 300 грамзаписей.

На родине тем не менее его ждали. Затянувшиеся гастроли привели к конфликту с Советским Союзом. Маяковский писал стихи, в которых обвинял Шаляпина в предательстве. В 1928 году Совнарком, десять лет назад присвоивший Шаляпину звание первого Народного артиста республики, отменил свое решение из‑за того, что Шаляпин не захотел «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено». Кроме того, в советской прессе пожертвование Шаляпиным крупной суммы денег на нужды детей эмигрантов было преподнесено как поддержка белогвардейцев. В начале 1930‑х Шаляпин поссорился со своим другом Горьким, который настойчиво предлагал ему вернуться в Россию.

В 1937 году врачи обнаружили у Шаляпина лейкемию, но скрыли от него диагноз. В июне 1937‑го он дал последний концерт — выступил с хором Афонского. В дальнейшем его самочувствие стало ухудшаться, болезнь развивалась, лечение не помогало. 12 апреля 1938 года Федор Иванович Шаляпин скончался. Рядом с ним была жена Мария.

И все‑таки Шаляпин вернулся в Россию. Спустя почти 50 лет после смерти певца его младший сын Федор смог добиться возвращения праха отца на родину. В 1984 году Федора Шаляпина перезахоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. А в 1991 году решением Совета Министров РСФСР было отменено постановление о лишении Федора Шаляпина звания Народного артиста.


Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|