email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Император скрипки

Никколо Паганини

Журнал: №5 (49) 2012 г.
Д. Энгр. Портрет Н. Паганини. 1819 г.

27 октября 2012 года исполняется 230 лет со дня рождения музыканта и композитора Никколо Паганини. Современники считали его выдающимся мистификатором, сравнивая с гетевским Мефистофелем. Люди, приходившие на концерты маэстро, не могли понять, чем является его музыка — божественным откровением или дьявольским наваждением. Биография Паганини — история о том, что гениальность может стать крестом, который раздавит того, кто его несет.

Семья

Никколо Паганини родился в Генуе в 1782 году. Его отец был мелким торговцем и крупным игроком, «прожигателем жизни». Мать, Тереза Боччардо, напротив, была простой спокойной женщиной, находившей радость в детях и религии. Никколо был третьим ребенком из шести. Второй ребенок умер во младенчестве. Его смерть Тереза долго оплакивала, и появление Нико было для нее утешением. В 4 года мальчик заболел корью. Несколько дней он находился без сознания, никто не верил, что ребенок выживет. Действительно, в какой‑то момент появились все признаки смерти: черты лица заострились, кожа приобрела восковой оттенок — Нико уже хотели обряжать в саван и нести на кладбище, но Тереза не позволила этого сделать. А спустя несколько часов он пришел в себя. Будучи взрослым, Паганини часто вспоминал эту историю, с демоническим блеском в глазах говоря, что не боится смерти, потому что уже умирал, причем неоднократно.

Талант в Нико разглядел именно отец, когда мальчик был еще совсем юным. Антонио Паганини в музыке был дилетантом, но хотел, чтобы сын прославился во что бы то ни стало — ведь слава приносит деньги, а их на содержание пятерых детей и жены всегда не хватало. В пять лет он начал обучать Нико игре на мандолине, в шесть — дал в руки скрипку. Несмотря на то что Паганини-старший заставлял сына заниматься по многу часов без отдыха и еды, Никколо нравилось играть. Конечно, впоследствии это сказалось на его здоровье, которое и так было не слишком крепким. Свой негативный отпечаток наложила пагубная привычка отца к азартным играм, которую перенял Никколо и которая не раз ставила музыканта на грань банкротства и порог тюремной камеры. По словам маэстро, от полного разорения его спасал только талант.

Учителя и меценаты

Слава пришла к Никколо Паганини уже в детстве. В то время в соборах Италии было принято исполнять как церковную, так и светскую музыку. С десятилетнего возраста Нико постоянно играл на богослужениях в костелах Генуи, а в 12 лет в театре Сант-Агостино дал свой первый концерт для широкой публики.

Биографы Паганини утверждают, что первым учителем будущего маэстро был скрипач Джованни Черветто, к которому его привел отец. Дальше преподаватели и наставники сами находили юное дарование. Композитор Франческо Ньекко после одного из церковных выступлений предложил консультировать музыканта, а капельмейстер собора Сан-Лоренцо, Джакомо Коста, пригласил мальчика исполнять музыку на концертах в своей церкви. Тем временем Антонио Паганини, взимая плату за мастерскую игру своего сына, смог собрать средства для поездки в Парму и обучения у Алессандро Ролла, знаменитого скрипача, композитора и преподавателя. В день визита Антонио и Нико маэстро был болен и отказывался кого‑либо принимать. Они ожидали ответа в соседней комнате, где на столе лежали скрипка и ноты концерта, написанного Ролла накануне. Чтобы скоротать время, Паганини-младший взял инструмент и начал свободно играть незнакомое ему произведение. Услышав музыку, Ролла с удивлением вышел к посетителям. Когда он увидел, что его произведение исполняет ребенок, он сказал: «Мой мальчик, мне нечему тебя учить».

Несмотря на высокую оценку признанного мастера, за обучение юного музыканта взялся скрипач и виолончелист Гаспаре Гиретти, но уже осенью 1796‑го, примерно через год после отъезда, Никколо вернулся в Геную. А в 1797‑м, в пятнадцатилетнем возрасте, он отправляется в свое первое концертное турне, маршрут которого пролегал через Милан, Болонью, Флоренцию, Пизу, Ливорно. Турне пришлось прервать из‑за военных действий, охвативших Европу. Семья Паганини на время уехала в свой дом в долине Польчевера. Здесь Никколо все свободное время посвящал совершенствованию своего мастерства, оттачивая исполнение переходов и находя все новые сочетания нот. В своих упражнениях Паганини также делал акцент на крайне высокой скорости воспроизведения звуков и их безупречном соответствии партитуре, при этом оставляя место и для импровизации. Это был последний период его жизни, когда он находился под опекой отца.

На рубеже XVIII–XIX веков среди европейской знати была мода на меценатство и вложение денег в искусство. Многие графы, князья и герцоги брали под свое покровительство талантливых артистов. Паганини не стал исключением. В Генуе его взял под опеку маркиз Ди Негро, который и ранее помогал мальчику. Позже Никколо был назначен капитаном личной гвардии княгини Элизы Бонапарт, а также исполнял обязанности ее личного музыканта. При дворе Полины Бонапарт, где он также провел некоторое время, Никколо обрел одного из своих самых преданных почитателей, распорядителя княгини Боргезе, Феличе Бланджини, который на протяжении жизни не раз его выручал. А однажды ему предложили стать первой скрипкой императора Австрии. Он вежливо отклонил предложение, но в кругу близких друзей на вопрос, почему он отказался, ответил, что предпочитает быть «императором скрипки, а не скрипкой императора».

Скрипка и больше ничего

Никколо Паганини стремился создавать определенную музыку — музыку, которая могла притягивать людей, словно пространство пропасти у обрыва: очень страшно подойти к краю, но неведомая сила подталкивает приблизиться и заглянуть… Он стремился достичь невероятного успеха, чтобы навсегда увековечить свое имя в истории. Он верил только в жизнь «здесь и сейчас» и свое мастерство, поэтому жил соответственно — так, что много раз оказывался на пороге смерти, словно в его способе жить уже была заложена деструктивность. Друзья были для него только приятелями, в отношениях он всегда сохранял дистанцию. Он завораживал публику своей музыкой и отталкивал демоническим обликом. Высокий рост, пронзительный взгляд, глубоко посаженные глаза, крючковатый нос, темные волосы, бледная кожа и тонкие, длинные, словно паучьи, пальцы — вполне реальный портрет, нарисованный и почитателями, и противниками его творчества. В биографии этого итальянского музыканта совсем немного фактов, по которым можно достоверно сказать что‑то о его жизни, но все они довольно красноречивы. В основном это скандальные истории соблазненных и брошенных женщин. Его не раз привлекали к суду «за неисполнение брачных обещаний», ему грозили каторжные работы, но ему удавалось откупаться огромными суммами. Его постоянной любимицей была только скрипка Гварнери.

Превыше всего Паганини ставил свою независимость и свою гениальность. Так, как играл он, не мог играть никто. Один из его почитателей написал: «С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок». Сам музыкант на вопрос о секрете своего успеха со смешком отвечал о некоем «договоре». Современные ученые предполагают, что у Паганини было редкое заболевание — синдром Марфана. Некоторыми из его проявлений являются повышенная растяжимость связок и удлинение конечностей, в том числе и самих пальцев. Такое строение позволяло виртуозно передвигать смычок в любых направлениях. Правда, эта «удача» была для него еще одним источником проблем. Слабое здоровье, постоянные переезды из города в город, бесконечные концерты, с которых Паганини уходил в полном изнеможении, нервное истощение, бесчисленные романы и, наконец, карты — все это позволяет утверждать, что Паганини не прожил жизнь, а «прожег» ее, как и его отец в свое время.

В последние годы Паганини страдал от множества болезней: туберкулеза, ревматизма, подагры. Перед самой смертью он настолько ослабел, что даже не мог играть. Скрипка лежала рядом с ним, а он перебирал ее струны.

Музыкант умер в 1840 году в Ницце, в возрасте 57 лет, богатым и знаменитым. За свою жизнь Никколо Паганини многого достиг: автор более 150 произведений, вошедших в мировой музыкальный фонд, включая знаменитые 24 «каприса»; скрипач-виртуоз, способный сыграть на одной струне концерт для скрипки так, как рядовой музыкант не смог бы на всех четырех.

Свою исключительность он доказывал не только музыкой — Паганини ни разу не вступил в официальный брак, потому что не признавал церковной власти. Перед смертью он отказался причащаться, и епископ Ниццы запретил предавать его тело погребению. Только через тридцать лет этот запрет был снят, и прах музыканта предали земле. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|