telugusixcom alohaporn.net today pk movies tamil سكس اكوام ogeins.com سكس الحيونت indian gay site videos kompoz2.com xnxxpro2 ozporno porngalstube.com dvdvilla زوبري arabic-porn.net سكس حريم السلطان
سينما فرتكا videosarabic.com سكس ام وصاحب ابنها kerala sex videos.com indianpornsource.com haryana sex videos gopika hot greenporn.mobi bf vdo indan hot sax desixxxtube.info indian wife sex stories sex vedeo fuqer.mobi bengolibf
hot up girls coxhamster.mobi sex hindi vidieo ;s lwvn abdulaporn.info سكس برازرز مترجم سكس بنات في الحمام todayaraby.com تعليم سكس kerala sex women porncorntube.com x videos village fc2-ppv 1019300 javshare.info 椿 くるみ
 
 
email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Анимация — как вышивание крестиком

Интервью с художником-аниматором Александром Петровым

Журнал: №6 (38) 2010 г.
Александр Петров в мастерской
Александр Петров единственный российский режиссер, чьи работы четырежды попадали в число оскаровских номинантов: анимационные картины «Корова» (1990), «Русалка» (1998), «Моя любовь» (2008), а также фильм «Старик и море», принесший в 2000 г. Петрову золотую статуэтку.

Александр Константинович Петров родился в 1957 г. в деревне Гуреево, недалеко от села Пречистое Ярославской области. Окончил Ярославское художественное училище, художественный факультет ВГИКа (мастерская И. П. Иванова-Вано), занимался на Высших курсах сценаристов и режиссеров, где его наставником был известный мультипликатор Ф.С. Хитрук. Работал художником-постановщиком анимационных фильмов на киностудиях «Армен-фильм» в Ереване и на Свердловской киностудии в Екатеринбурге. До того как стал снимать самостоятельные картины, Петров работал художником-постановщиком у Владимира Петкевича и Алексея Караева.  

Автор сценария, режиссер и художник-аниматор фильмов: «Корова» (1989), «Сон смешного человека» (1992), «Русалка» (1996), «Старик и море» (1999), «Моя любовь» (2006). В 2000 г. получил премию «Оскар» за фильм «Старик и море» по повести Хемингуэя. В 1995 г. организовал в Ярославле студию анимационных фильмов «Панорама». Дважды лауреат Государственной премии России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Член Союза кинематографистов России, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии.

Живет и работает в Ярославле.

Наш разговор Александр Петров начал почти с откровения. О том, как приехала к нему однажды журналистка, бывшая монахиня. И начала рассказывать, как и почему она оставила монастырь. Для художника этот рассказ стал настоящим искушением, с которым он не сразу справился. Поэтому совершенно естественно, что мы заговорили об ответственности человека за то слово, которое он несет людям, и о том, чем станет это слово — искушением или проповедью.

— Была ли в вашей жизни ситуация, когда во время съемок фильма у вас возникали сомнения, что это не разумное-доброе-вечное, а нечто прямо противоположное?

— Да, была, я помню, что впал в отчаяние, когда я снимал фильм «Русалка». Я столкнулся с почти неразрешимой проблемой, я запутался в драматургии, не понимал, как логично, правдиво выстроить сюжетную линию рассказа и довести ее до конца. Когда снимаешь кино, случается, что все не связывается, и становится страшно, что фильм провалится. И к тому же тему я выбрал очень опасную — взаимоотношение реального мира и мира бесовского. Важно было очень аккуратно ее подать, чтобы не искусить зрителя и не нанести вред. 

Я собирался закрыть фильм, но в самый последний момент мы с женой — моим продюсером и помощницей — решили поехать в Троице-Сергиеву лавру за духовной поддержкой и советом. В Лавре я случайно встретил своего старого друга — писателя, который стал священником. Я рассказал ему о своем состоянии, и он отвел меня к схимонаху о. Моисею. 

В келье батюшки я провел около двух часов, долго исповедовался. Он сначала поругал меня, что работаю в кино, а потом, поняв, чем же именно я занимаюсь, благословил меня продолжать снимать «Русалку». Благодаря молитвам о. Моисея и нашему с ним разговору я нашел финал фильма. Я уверен, что сам я с этой ситуацией не справился бы. Скорее, бросил бы снимать, впал бы в уныние и мог бы навсегда уйти из анимации. 

— «Русалка» — ваш единственный фильм, который снят не по литературному произведению. Вы предпочитаете снимать по готовым сюжетам, чтобы не сталкиваться с подобными проблемами?

— Я себя не считаю ни философом, ни мыслителем, поэтому я и выбираю готовую литературу для своих фильмов. По большому счету, мне везло с выбором сюжетов, я мог предлагать то, что мне интересно, и это было так же интересно спонсорам. Как сказал мой учитель Ю.Б. Норштейн: «Надо соответствовать степени мучительности того автора, с которым ты связываешься». Когда я делал «Сон смешного человека» по Достоевскому, эти слова меня очень ободрили. 

Понятно, что до уровня Достоевского вообще бессмысленно подниматься, хотя стараться надо. Размышлять над тем, что он писал, и пытаться это для себя растолковать, сымпровизировать на тему, которую предлагает автор.

Я стараюсь не обидеть авторов, стараюсь их представить своими зрителями и соавторами. Стараюсь, чтобы они не имели на меня зуб и не взыскали потом. Автора выбираешь не из-за конъюнктурных соображений, а как сотоварища, с которым ты хочешь что-то обсудить. Я стараюсь быть ответственным и деликатным в этом вопросе, но не следовать слепо по дорожке, которая обозначена. Кино работает по иным законам, нежели литература, — и по времени, и по пластике формы, поэтому приходится изобретать новые фабулы и сюжеты, привносить то, что не написано ни у Шмелева, ни у Хемингуэя.

— Какие образы вы привнесли в сюжет вашего последнего фильма «Моя любовь»?

— Когда удается придумать новый образ, удачный в контексте истории, — это большое достижение. Важно, чтобы он не путал зрителя, а помогал ему увидеть то, что хотел донести автор произведения. В то же время это твой язык, это очень захватывающе и интригующе. Если найти правильный и яркий визуальный знак, какую-то пластическую фразу, которая соответствует литературной по энергетике и наполненности, — это всегда праздник. 

На фильм у меня обычно есть два-три праздника. В «Моей любви» роман пришлось втиснуть в форму 26 минут. Подробности, которые хороши в литературе, загромождали сюжет фильма. У И. Шмелева прекрасная память, он с любовью и с невероятным ароматом восстанавливает события в романе. Этим упиваешься и наслаждаешься в литературе, но в кино это приходится прореживать.

У Шмелева нет пожара в романе, а для меня стихия пожара — это важный образ. Огонь совпал, как мне кажется, с теми страстями, которые испытывали герои. Изобразить греховную связь без огня было бы трудно. Образ огня помог четче и быстрее передать и страх, и ужас, и грех. Образ змея также является олицетворением греха. Змей является в разных обличиях: на первом свидании, в храме, и потом он возникает в фантазиях, снах и болезнях. 

Я работаю не жестко по сценарию, а даже чаще импровизирую. Иногда приходят в голову по ходу съемок новые эпизоды, которые обогатят картину, сделают более зрелищной и глубокой. Я доверяю интуиции — могу сцену остановить, переделать, и от этого может поменяться история повествования. И появится новая интонация, которой раньше не было, но которая может быть очень полезной.

Часто бывает так, что ты не веришь в сцену, делаешь ее механически, а она получается самой лучшей в фильме. Бывает и наоборот — стараешься, делаешь, а на выходе она получается абсолютно посредственной и даже не очень нужной. При монтаже происходит фильтрация, какие-то готовые снятые сцены и порой даже важные мысли выпадают, потому что они отвлекают от главной идеи, не вписываются в контекст, могут быть сделаны хорошо, но не о том. 

— Есть ли у вас сюжетные предпочтения, если говорить о литературных источниках?

— Истории, которые я выбираю для своих фильмов, — не радужные, не веселые и не оптимистичные, но от этого в них больше света. Я не веселый человек. Я могу веселиться, и мне это тоже иногда доставляет радость и удовольствие, но когда речь идет о творчестве, мое веселье пропадает. 

Я не умею снимать смешные фильмы, мне не дано организовать на экране игру или шутку, серьезно рассмешить. Но в картину «Моя любовь» мне удалось внести некую веселость, и я считаю это творческим прогрессом. Иван Шмелев писал роман с иронией, и мой друг и сорежиссер Михаил Тумиля предложил мне сохранить эту иронию в фильме. На мой взгляд, она украсила и книгу, и фильм.

Серьезно рассказывать историю о первой любви очень тоскливо, в этом я согласен со Шмелевым. В «Моей любви» и для Шмелева, и для меня было важно показать идеал русской девушки, которая олицетворяет собой образ кротости, скромности и чистоты.

Все темы, которые я выбираю для своих фильмов, для меня являются важными, в них ставятся вопросы, которые волновали меня на определенном этапе жизни, и работа над фильмом помогала мне их разрешать.

— Не за этим ли вы пришли в анимацию — за способом разрешения жизненно важных вопросов?

— Тут непонятно, кто кого выбрал. Мне часто кажется, что я не своим делом занимаюсь. В моей жизни случались вещи, которые я не планировал, и это не поддавалось логике.  

Учился я на художника, собирался стать дизайнером интерьеров, но в последний момент разочаровался в своих мечтах и кардинально все в жизни поменял, отнес документы во ВГИК. Во ВГИКе было отделение анимационного кино, и примерно через год я решил, что анимация мне ближе, чем все остальное. Сам процесс выдумывания и рисования, поиск нетрадиционных подходов к воплощению пластических идей меня увлекал очень глубоко. Я думал, что пройдет пара лет, и я стану заниматься живописью или книжной графикой, но кино меня завлекло основательно.

Я пробовал разные анимационные техники и нашел ту, которая мне показалась самой удобной. Я рисую на подсвеченном стекле с помощью краски и пальцев. Критики назвали мой способ техникой «ожившей живописи». Кисти использую в редких случаях. Каждая картина пишется прямо под камерой и все время видоизменяется – от первого движения в кадре и до последнего.

Анимационное кино — дело неспешное, кропотливое, для его создания нужно много терпения, быстро его не снимешь. Работа над анимационным кино похожа на вышивание крестиком. Порой с одной сценой я живу полтора-два месяца, а на съемку одного фильма может уйти полтора-два года. Помогает самодисциплина, включение и выключение из рабочего процесса. Важно помнить, с каким состоянием и мыслями ты задумал фильм и что хотел донести до зрителя, какой эмоциональный накал.

— Пока вы снимаете фильм, часто ли думаете о том, для кого вы его снимаете и как фильм воспримут?

— Если художнику думать о том, увидят тебя люди или не увидят, то руки опускаются. Надо делать потому, что ты так устроен — это твой путь, твоя дорога. Укатали ее или яму выкопали, это не должно тебя заботить, ты делай то, что ты можешь. Я стараюсь говорить о вещах, которые всем понятны; я опираюсь на авторов, которые доносили какие-то истины ярко и понятно. Художник не должен себя продавать, иначе он иссякнет.

— И все-таки, где проявляют больше интереса к вашим работам — в России или за границей?

— Время анимации в России пока не пришло. Производство анимационного кино — это дорого, спонсоры не готовы вкладывать деньги и рисковать вместе с автором. Гораздо проще купить «упакованный» фильм и иметь гарантированную прибыль от проката.

Я сделал попытку показать мои фильмы на Первом канале и в кинотеатрах по стране. Оказалось, что не все кинотеатры были готовы к сотрудничеству, многие принадлежат частным лицам, которые сами выбирают репертуар и связаны обязательствами с прокатчиками. Все просчитано. И, к сожалению, анимация не вписывается в эту финансовую схему. Для сегодняшнего зрителя важно, чтобы анимация была смешной, иначе он не придет. Но только в кинотеатре зритель может увидеть то качество изображения, что было на моем рабочем столе, телевизор не передает и половины того, над чем я работал. Я был очень рад нескольким аншлагам в Петербурге и Москве, очень хорошо приняли мои фильмы в Ростове-на-Дону и в Новосибирске, а вот в Перми нас сняли с проката.

Во Франции программу с моими фильмами крутили гораздо дольше, чем в России, основную аудиторию составляли школьники с родителями, в то время как в Москве мои фильмы пришла смотреть публика взрослая, интересующаяся кино. 

Я был удивлен, услышав отзывы молодых зрителей о фильме «Моя любовь» — что в этих героях они узнают самих себя, что тоже пережили подобное, и эмоции героев отзываются в их душах. Это удивительно — мне казалось, что переживания юноши и девушки, которые жили в XIX веке, чужды современной молодежи. Причем я слышал эти отзывы от корейцев, французов, далеко не православных людей. Все люди чувствуют правду и ложь.

— Как вы считаете, может ли кино изменить человека, сделать его более нравственным?

— Я не верю в то, что искусство может исправить человека, хотя всякое искусство нацелено на то, чтобы сделать человека мягче и добрее. Главная задача кино — подсказать, направить, изменить в лучшую сторону. Люди нуждаются в правде, в чистоте, которые в жизни так просто не доступны.  

Когда я слышу от зрителей, что кино как-то влияет на их жизнь, пугаюсь — а вдруг это не во благо, а во вред? Я серьезно к этому отношусь.
Когда я работал над «Моей любовью», мой духовный наставник о. Вениамин сказал мне, что главное — снимать такое кино, чтобы не навредить и чтобы православному человеку было приятно смотреть. Я считаю, что прочитать Евангелие или Святых отцов гораздо полезнее и душеспасительнее, а чем же кино может помочь?

Из последних православных картин мне понравился фильм «Остров». Я никогда не видел такой убедительной и точной сцены молитвы, когда старец становится на молитву за мальчика. Ты смотришь и ты веришь этому слову. И вспоминаешь себя, что часто произносишь такие же слова, но без надежды, машинально. В этот момент я забыл, что я киношник, и смотрел как дитя, мне захотелось поверить и стать свидетелем чуда.  

Мне бы очень хотелось, чтобы молодежь искренне приходила в церковь, по зову сердца, а не примыкала к стадному чувству, а потом охладевала. Моя вера меня уберегает от неправильных вещей, которые могли бы случиться и которые не случились. Молитвенник я не сильный, меня мотает из стороны в сторону, и я себе не доверяю. Скорее, в этом отношении я еще ученик. Однако то, что сказано в Евангелии, и православная традиция понимания Евангелия — это мне близко, дорого, я стараюсь этим жить и этому соответствовать.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|