email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Язык и секреты живописи

Постижение скрытого смысла картины

Журнал: №6 (26) 2008 г.
Луи Ленен.

Представьте, дорогой читатель, что вы пришли в Эрмитаж, прошли в залы французской живописи на втором этаже, и ваше внимание привлекла поэтичная, прекрасно исполненная картина Луи Ленена «Семейство молочницы». Сюжет ее крайне прост: на фоне пейзажа изображены молочница с медным кувшином для молока за спиной, ее муж и двое их детей. Рядом с  ними, словно член семьи, стоит ослик; у ног молочницы свернулась в клубок собачка. В сравнении с тем, как изображались крестьяне и вообще простой народ в творчестве Брейгеля, Браувера, Остаде, в молочнице, ее муже и детях нет грубости, приземленности. Они серьезны, значительны и полны достоинства. Обычно в этом и видят все содержание картины, и, полюбовавшись изысканным колоритом, блестящей манерой исполнения, зритель переходит к созерцанию следующих картин. Но вас удивит, дорогой читатель, что за видимой простотой сюжета, лаконичностью изображения скрыто глубокое философское и нравственное содержание. Ведь художникам XVII века было привычным для выражения своих мыслей использовать аллегории и символы. Посмотрим на картину  Луи Ленена с этой точки зрения.

Прежде всего возникает вопрос, почему изображено семейство именно молочницы. Молоко — первая пища любого человека, символ питания — телесного и духовного. В раннехристианской церкви молоко подавали вновь окрещенным, молоком причащали детей и стариков. Роль молока столь велика в жизни людей, что она отразилась в народной речи. О  здоровом человеке в похвалу говорят «кровь с молоком». О  глубоких, вкоренившихся в человека привычках, навыках, знаниях говорят: «Он впитал это с молоком матери». Молочница является центром композиции, цвет ее одежды и головного убора, схожий с цветом молока и сливок, выделяет ее, подчеркивает важность ее труда для жизни людей. Белый головной убор является символом чистоты помыслов молочницы. Собачка у  ног молочницы — символ ее верности семье, своему делу, своему назначению. На переднем плане картины изображен осел. Обычно осла воспринимают как образец глупости и упрямства. Таким, например, он предстает в баснях Эзопа и Крылова. Но в христианской традиции осел — символ простоты, скромности, терпения и смирения, трудолюбия. Валаамова ослица знала лучше своего хозяина волю Божью и спасла его от неверного пути и гибели. Осел присутствовал при Рождестве Христовом, на осле Дева Мария с Младенцем совершала бегство в Египет, на осле же Спаситель въезжал в Иерусалим. В картине Ленена осел олицетворяет указанные выше христианские добродетели, характеризующие семейство молочницы. Художник тактично соединяет символическое значение осла с правдой крестьянского быта, где осел был обычным домашним животным. Семейство молочницы изображено на переднем плане картины, крупно, на фоне неба, что подчеркивает его связь с  небесным, духовным. 

Итак, используя язык символов, Луи Ленен возвысил труд и нравственность простых людей, которые телесно и духовно питают свой народ, свою страну. Простая трудовая семья добродетельна и прочна, она и кормилица, и источник духовной силы страны. Теперь вы видите, дорогой читатель, как изменилось восприятие картины после анализа содержащейся в ней символики. Образ простого человека вырос до эпической, почти библейской высоты. И стало понятно, почему семейство молочницы занимает такое значительное место в картине и выглядит так величественно. Луи Ленен за проявлениями повседневной, обыденной жизни сумел увидеть скрытое глубокое философское содержание. Обычной жанровой сценке он придал символическое звучание, поднял ее до уровня философского обобщения. Как много высоких духовных наслаждений могут дать картины великих мастеров! Но мы живем в сложном, быстро меняющемся мире. Современная цивилизация, целиком основанная на научно-техническом прогрессе и создающая непрерывный поток суетной информации, бешеный ритм жизни не позволяют нам даже одуматься, а не то что вникать в скрытый смысл картин. Поэтому современному человеку, даже искренне любящему живопись, чувствующему ее очарование, бывает трудно понять духовное содержание многих великолепных полотен, те мысли и  чувства, которые хотел выразить их автор. Хотя часто даже при беглом взгляде на картину явственно чувствуется, что в ней есть какое-то внутреннее содержание, которое нуждается в расшифровке. А  при внимательном рассмотрении окажется, что таких картин гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Как мы уже убедились, выдающаяся картина может иметь две стороны: одну внешнюю, видимую (форма, цвет, сюжет и т. д.), и другую, скрытую,  имеющую подтекст. Внешнюю сторону картины всегда можно более или менее точно выразить словами сразу, при первом знакомстве с картиной. Но скрытое философское, духовное содержание подобных выдающихся картин, которое открывает нам, как автор относится к людям, к миру, как он понимает добро и зло, чему он служит, какую цель имел он в виду, создавая свое произведение, раскрывается не сразу,  проникновению в духовное, философское содержание таких картин нужно учиться. Конечно, есть великие произведения живописи, не имеющие скрытого подтекста. Их нравственное, духовное содержание глубоко, но в то же время достаточно очевидно, а  понимание не требует особого анализа. К таким произведениям относятся многие знаменитые портреты: например, «Портрет Папы Иннокентия X» работы Веласкеса или «Портрет старика в красном» Рембрандта. Для понимания подобных портретов нужен житейский опыт, умение распознать характер человека по его внешнему облику. 

Сюда же следует отнести и блестяще исполненные  жанровые сценки, идейное содержание которых бывает почти полностью выражено в названии картины: например, «Молитва перед обедом» Шардена или его же «Трудолюбивая мать». В них художник в поэтичной форме показывает образцы добродетельного поведения. 

Скрытого подтекста не имеют и  многие прекрасные пейзажи. Например, большинство пейзажей Яна ван Гойена, Альберта Кейпа, Похитонова, С. Ю. Жуковского. Эти пейзажи великолепно передают оттенки самых разных настроений, ощущений, которые художник хочет вызвать у зрителя: тишины, умиротворенного созерцания, полноты жизни, радости, печали и  т. д. Эмоциональное воздействие на зрителя и  есть цель этих пейзажей. Вглядываясь в них, зритель подчас узнает о природе то, чего он ранее не замечал, открывает новые грани ее красоты и обаяния и, становясь духовно богаче, поневоле начинает больше любить и ценить дивный Божий мир.


Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|