email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Пять видов «лени»

Дети с минимальной мозговой дисфункцией

Журнал: №1 (75) 2017 г.
Рисунок: Е: Бухалова

Медикам, психологам и педагогам хорошо известно, что в последнее время физическое и психическое здоровье школьников резко ухудшается. Все больше детей испытывают трудности обучения по программе массовой общеобразовательной школы. Специалисты объясняют это тем, что на фоне экологического и социального неблагополучия многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными к учебе с точки зрения их психофизического развития.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) – наиболее легкая форма церебральной патологии, возникающая вследствие самых разнообразных причин. Проявляется в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Причины ММД весьма разно-образны: перинатальная патология, недоношенность, инфекционные и токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма, наследственные факторы, травма шейного отдела позвоночника и т. д.

Симптоматика ММД

В дошкольном возрасте трудно отделить детей с ММД от неорганизованных, отвлекающихся детей. Но в школе повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены.

Отсутствие способности длительно концентрировать внимание, отвлекаемость, невозможность справиться с заданиями, требующими аккуратности и усидчивости. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение. 

Быстрая умственная утомляемость, сниженная работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать), трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память. 

Цикличность интеллектуальной деятельности: время, в течение которого ребенок может продуктивно работать, незначительно (5–15 минут), по истечении которого мозг ребенка «отдыхает» какое-то время (3–7 минут), затем умственная активность восстанавливается. В момент отдыха ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию. Для восстановления умственной работоспособности ребенку необходим сон. 

Частые смены настроения, эмоциональная лабильность, раздражительность, импульсивность (у некоторых детей). В любую минуту у ребенка может возникнуть ярость, злость, агрессивность.

Низкий уровень развития социальных функций – инфантильность (иногда). В этом случае ребенок предпочитает играть с детьми младшего возраста, может негативно относиться к сверстникам, когда его не принимают в игру.

Нарушения функции речи или задержка ее развития. Некоторые дети в начальной школе вообще не могут читать или писать, плохо различают близкие по написанию буквы.

Вегетативные нарушения – обмороки, головокружения, головные боли.

Нарушения координации движений. Так, в раннем детстве ребенок постоянно спотыкается, падает. Неловкость может сохраняться и в старшем возрасте.


Доступ к полным текстам трех последних номеров журнала платный.
Чтобы оплатить доступ, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.