email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Воспитывать собой

Выстраиваем отношения с ребенком

Журнал: №6 (74) 2016 г.
Рисунок Е. Толстой

Несмотря на то что из века в век проблемы воспитания остаются все те же, дети меняются, и подходы к ним также меняются. О том, как правильно сегодня строить свои отношения с ребенком, мы беседуем с протоиереем Алексием УМИНСКИМ, настоятелем храма Святой Троицы в Хохлах, автором многочисленных публикаций о христианской педагогике.

– Родители нередко испытывают разочарование от того, что, несмотря на их усилия, воспитание, которое они дают детям, не приносит желаемых результатов. Почему так происходит?

— Вы умеете играть на кларнете? Нет? А если вы возьмете самоучитель и начнете по нему заниматься со своим ребенком, у вас что‑нибудь получится? Навряд ли. Да вам и самим это очевидно. Вот так же зачастую получается и с воспитанием: родитель пытается ребенка научить тому или требует от ребенка того, чего не знает и не умеет сам, а это заведомо обречено на неудачу.

– То есть, для того, чтобы ребенок был правильно воспитан, важно, чтобы родитель сам имел соответствующий жизненный опыт?

— Да, и главное, чтобы он не только этот опыт имел, но и опирался бы на него, воспитывая ребенка. Тогда родитель лучше будет понимать, насколько реальны те требования, которые он предъявляет своему отпрыску. Совершенно не значит, что мы воспитываем ребенка, только когда говорим ему: «Садись, делай уроки!» или «Веди себя так‑то и так‑то!» — говорим какие‑то максимы. Воспитание происходит совершенно незаметно: когда мы бросаем бумажку на улице, огрызаемся в очереди, уступаем место кому‑то… Желая воспитать у ребенка какие‑то качества, хорошо бы родитель смог критически оценить, насколько он обладает ими сам.

– Насколько верно то, что дети гораздо быстрее перенимают от родителей плохой пример, нежели хороший?

— Это не так. Дети, прежде всего, настроены на огромное доверие, на огромную любовь к родителям. Ребенок будет максимально отстраняться от того, чтобы узнать о своих родителях что‑либо негативное. Но до бесконечности это продолжаться не может. Рано или поздно горькая правда жизни ребенка захлестнет, и это будет для него травма.

Дети по природе своей чисты. Поэтому Евангелие все время советует нам брать с детей пример. Если родитель, к примеру, грубо выругался при детях, то дети воспримут и запомнят не само слово, которое прозвучало, а прежде всего ту интонацию, тот страшный посыл нечистоты, который вырвался, поскольку он будет для них несовместим с образом отца или матери. Как младенцы, у которых от рождения очень сильный иммунитет, дети будут максимально защищаться от того, чтобы увидеть в своих родителях что‑то дурное.

– Как правило, процесс воспитания регулируется с помощью разных форм поощрения и наказания. Как выбрать адекватное наказание для ребенка?