email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Тема номера: Научить ребенка самостоятельности

Основные понятия

Журнал: №5 (37) 2010 г.
Виктор Иванович Слободчиков
Виктор Иванович Слободчиков — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, руководитель лаборатории антропологических основ психологии развития и образования человека в Институте психолого-педагогических проблем детства РАО. 

— Виктор Иванович, ответ на вопрос: «Что такое самостоятельность?» – лишь на первый взгляд лежит на поверхности. Что вы понимаете под самостоятельностью?

— Самостоятельность включает в себя инициативность, то есть некий импульс, идущий изнутри ребенка, его способность к волевому действию, усилию по преодолению некоторых препятствий. Важно, что это именно действие самого ребенка, а не навязываемые кем-то требования. Можно сказать, нулевой формой самостоятельности является «полевое поведение» — этот термин ввел крупный психолог Курт Левинт. Речь идет о предельной зависимости от внешних импульсов. В качестве примера можно привести, например, рекламу пива по телевизору, буквально навязывающую его потребление. Крайне извращенная форма самостоятельности — произвол. Хотя это две разные формы поведения, но общим для них является «оккупация». В полевом поведении происходит внешняя оккупация моей самости, моего Я. Причем, эта зависимость может быть не только физической, но и психологической, когда ребенок зависит от мнения кого-то другого, например, авторитета, лидера, который имеет свой статус из-за денег, силы, а не потому, что в чем-то достиг определенных вершин. А произвол — это внутренняя оккупация. Оккупация собственного Я собственными же безудержными желаниями и страстями. 

– Если ребенок оккупируется с малых лет, то где взрослые?  

– А взрослым, за небольшим исключением, даже и в голову не приходит, что такая оккупация началась. Причем реклама сегодня построена на высочайших достижениях классической общей психологии. Детей цепляют и цвета, и ритм, и яркость, и громкость, и интонация, и певучесть, и др. Но в наибольшей степени рекламные соблазны провоцируют самолюбование, гордыню, избранность. Вот на все это и ловится потребитель. Человек же не может 24 часа в сутки находиться в полном и ясном сознании, этими возможностями обладают только святые. Обычный человек перед теликом немного отключается, находится в режиме автоматического функционирования — тут-то его и ловит реклама. В этом смысле наиболее уязвимыми оказываются дети.  

— И что же делать родителям?

Также Вы можете :