email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Аще не Господь созиждет дом…»

Интервью с протоиереем Валерианом Кречетовым

Журнал: №1 (10) 2005 г.
Протоиерей Валериан Кречетов с сыновьями. 1979 год

Протоиерей Валериан Кречетов, старший духовник Московской епархии, отец семерых детей

– О. Валериан, новые технологии связи, в том числе Интернет, все больше используются, совсем недавно, в середине января, открылся православный образовательный портал «Слово», для читателей которого мы просим Вас ответить на некоторые вопросы.

– Сейчас, я знаю, многие пользуются Интернетом, о котором есть много разных мнений. Знаете ли, как говорят, пчела садится на цветки, муха – на навоз: кто что ищет. И вот поскольку Интернет – это некое собрание со всей Земли – тут где-то цветки, где-то навоз. Господь, видимо, терпит многие вещи ради того, что от них может быть какая-то польза. По крайней мере, есть в Интернете сайты по святоотеческой литературе, христианской литературе. Что ж, и по телефону говорят – не только ругаются, но еще по нему сообщают и радостные вещи. Поэтому использование такой связи для просвещения и помощи учителям – очень важно!

– Анализ отчетов по голосованию читателей Портала показал, что его сейчас больше всего читают родители.

– Это как раз хорошо, потому что кому, как не родителям беспокоиться об образовании своих детей.

– Батюшка, хотелось услышать Ваши рассуждения о значении образования для сегодняшнего общества. Школу в который раз перекраивают, реформируют, считая, что надо сокращать нагрузки, и так далее.

– Вопрос образования сейчас занимает многие умы, потому что все-таки, как-никак, мы живем в цивилизованном мире – все равно образование нужно. Тем более что раньше традиционно многое сохранялось, потому что жили оседло, в определенных местах, из поколения в поколение передавался запас знаний из рода в род, по династии, с детства. Теперь все оторвано от корней, оторвано от преемственности. И кто пытается что-то создать, тот вынужден искать – на каком основании созидать. Что брать за основу.

В образовании происходит печальный процесс, а именно – модернизация. Надо признать, что способ познания мира во все времена идет все-таки по одному пути. Это восприятие отдельными личностями по дару Божию того, что происходит в мире, а остальные, исходя из этого засвидетельствованного многолетнего опыта, воспринимают познание в готовом виде. Например, химические, физические законы, законы биологии. Сегодняшняя беда образования в том, что нет целостной картины мира. Раньше как-то исходили из целостного познания мира. Теперешнее дискретное мышление, отрывочное, отдельными разделами привело к тому, что иногда люди соседних областей науки друг друга не понимают – даже в одной науке есть разные противоречивые направления.

В этом отношении мне нравится изречение святителя Николая Сербского, это был очень образованный человек, умница. Он говорит, что первые люди, немного еще зная, понимали все, что знали; потом люди стали знать больше, но понимать меньше. В конце, наверное, люди будут знать все, но ничего не понимать!

Колоссальный объем знаний без понимания – вот признак современной жизни, вот в чем опасность положения в образовании!

Также Вы можете :