email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Сказка – ложь?

Советы родителям

Журнал: №2 (14) 2006 г.
Ребенок рано начинает понимать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличает добро от зла, жадность от щедрости. Однако, сталкиваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать моральные нормы (например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством), он часто поступает совсем наоборот. Попытки же взрослого указать на несправедливость встречают отпор ребенка.

Психологи провели интересный эксперимент с детьми 6-7 лет. Ребенку предлагалось распределить между собой и двумя его сверстниками красивую кукольную одежду или привлекательные машинки, а затем – поиграть с теми игрушками, которые он выбрал для себя. Какие только объяснения не пришлось услышать взрослому от детей, оставлявших себе большую часть игрушек: «Не могу же я себе взять одну, а им дать по две», «Мне эти игрушки нравятся больше, чем им», «Я подумал, что им больше не надо», «Мои куклы быстро пачкаются, поэтому им нужно больше платьев». Иногда дети отвечали: «Просто так взял больше» или «Не знаю, почему взял столько». Никакие увещевания и объяснения взрослого не оказывали существенного изменения мотивации поступков детей. Они соглашались с тем, что жадным быть плохо, но продолжали делить игрушки несправедливо.

Так продолжалось до тех пор, пока взрослый не заменил абстрактные рассуждения о добре и зле другими, конкретными. Помогла сказка. Как известно, «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Одной из главных особенностей сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные качества: честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость. Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, горячо желать победы добра. Она расширяет нравственный опыт ребенка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев любимыми или презираемыми – вполне «реальными» существами, поступки которых можно спроецировать на собственную жизнь. Этим и воспользовались психологи, пытаясь перестроить поведение малышей так, чтобы его доминантой стало чувство справедливости.

Также Вы можете :