email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Истоки школьных проблем

Оцените готовность ребенка к школе

Журнал: №2 (18) 2007 г.

Готов ли ваш ребенок к школе? Стоит ли начинать обучение с 6 лет или лучше провести еще год в детском саду или дома? Как правильно оценить степень его готовности?

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Вернее, была сформулирована как проблема, а существовала-то, наверное, всегда. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но практически во всех цивилизованных странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети тоже вроде бы развиваются быстрее... Может быть, нечего им засиживаться дома – пусть идут учиться раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок еще не готов, не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих – не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем и, прежде всего, нервно-психические нарушения. 

Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей, и для взрослых – неуспеваемость. Так вот: более половины не готовых к школе детей плохо успевают! Значит, борьба за успеваемость в значительной степени должна идти до школы. 

Тревогу врачей и педагогов вызывают не только неуспевающие, «неготовые» дети, но и хорошо успевающие. Именно эти дети выпадают из поля зрения и родителей, и учителя. Тревожиться ведь, на первый взгляд, не о чем – ребенок учится-то хорошо! 

Но дело в том, что хорошая успеваемость ребенка – при недостаточной психофизической готовности к обучению – достигается, как правило, очень дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение, приводя к утомлению (и переутомлению), а в результате – к разного рода расстройствам, больше всего нервно-психической сферы. Этим детям необходим особый, щадящий режим и особое внимание родителей. Необходимо подчеркнуть: недостаточная готовность к обучению – вовсе не фатальное препятствие, которое ученику никогда не одолеть. Можно одолеть – важно только знать и учитывать особенности ребенка, на которые может опираться педагог.

Также Вы можете :