email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Воспитание – творческий процесс?

Интервью с протоиереем Александром Ильяшенко

Журнал: №1 (33) 2010 г.
Протоиерей Александр Ильяшенко — настоятель московского храма Всемилостивого Спаса. Член Союза писателей, автор ряда книг и статей, в том числе недавно вышедшей книги «Большая семья, большие надежды». Возглавляет интернет-портал «Православие и мир», сайт «Непридуманные рассказы о войне». Отец двенадцати детей и дедушка восемнадцати внуков.

— Отец Александр, я знаю, что вы не только пастырь многочисленных духовных чад, но и многодетный отец, воспитавший двенадцать детей. Существуют ли, на ваш взгляд, какие-то готовые рецепты воспитания, применимые в любой семье?

— Безусловно, есть общее направление, общие ориентиры воспитания, которых необходимо придерживаться в каждой семье. Но, как и в жизни, так и в воспитании, готовых рецептов не бывает. Все люди разные, и дети разные, и часто случается, что даже в одной семье дети сильно отличаются друг от друга. Например, в моей семье даже девочки-двойняшки совершенно разные — причем не только внешне, но и по своим внутренним качествам, по характеру и темпераменту. Понятно, что и в воспитании к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, и то, что применимо и действенно по отношению к одному ребенку, совершенно не подходит в воспитании другого.

Вообще, педагогика — дело творческое. Когда я спрашиваю у воспитателей и учителей, что такое педагогика, мне отвечают: педагогика — это наука… Простите, пожалуйста, педагогика — это, прежде всего, искусство. Я бы сказал, что педагогика — это искусство добиваться от человека того, что он не хочет делать, но должен. Ведь дети по понятным причинам далеко не всегда готовы с радостью выполнять то, что от них требуют учителя и родители. Расположить их к этому, убедить в необходимости и пользе их обязанностей — великое искусство. Причем искусство не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то или иное дело, а в том, чтобы заинтересовать его и помочь увидеть нашими глазами, насколько это важно и полезно в первую очередь для него. Почему-то очень часто мы сразу переходим к силовым методам: заставить, принудить, добиться… К сожалению, и такие меры бывают необходимы, но задача родителей — прибегать к этим вынужденным методам лишь в крайних случаях.

Воспитание должно строиться, как говорится в русских сказках, «без боя, драки и кровопролития» — так, чтобы всем участникам было весело и интересно. Повторяю, это не всегда и не с каждым ребенком возможно. И именно поэтому я говорю о творческом подходе: имея понятные задачи — воспитать хорошего человека, – каждый родитель идет к ним разными путями, в соответствии с особенностями и своего собственного характера, и характера ребенка.

Также Вы можете :