email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Школьное право

Советы адвоката

Журнал: №6 (32) 2009 г.

Образование ребенка — дело семейное, поэтому родителям крайне необходимо знать о своих обязанностях и правах по  отношению к школе. За разъяснениями по школьным вопросам мы обратились к известному московскому адвокату Ларисе Октябристовне Павловой.


— Лариса Октябристовна, предполагает ли школьное образование ребенка участие в этом процессе родителей? Как они  могут участвовать в деятельности школы?

— В законе написано, что у нас существует государственное общественное управление школой. В разных школах оно может осуществляться по-разному: родительские комитеты, советы школы, другие общественные движения. Многие родители, к сожалению, удалены от учебного процесса.  Сейчас появляется масса проектов, призванных защитить права ребенка в школе. Предполагается ввести должность управляющего по делам ребенка в школе — омбудсмена. 16 сентября 2009 года Мосгордума добавила омбудсмена в список госслужащих. 

Мне приходилось участвовать в общественных дискуссиях о том, нужен ли омбудсмен в школе. Против введения должности уполномоченного по правам ребенка высказывалась не только я, но и многие директора известных лицеев. Я считаю, что права принадлежат любому человеку, и не стоит выделять в отдельную группу и противопоставлять права детей, права пенсионеров, права инвалидов, права военных, права женщин и т. д.  Законный представитель ученика в школе — это его родитель, лучше родителя ребенка не защитит никто.  Новое должностное лицо — омбудсмен — это дань западным тенденциям, попытка реализовать модель ювенальной юстиции. Ребенок отделяется от семьи, государство назначает человека, который вместо родителя имеет право защищать ребенка. 

Правовой статус омбудсмена неясен, ведь пока что родители не лишены права представлять интересы своих детей. В Конституции РФ говорится о том, что семья находится под защитой, а не отдельно ребенок вне семьи! К тому же, раз создается новая должность, появляется новый чиновник, у которого должен быть определенный объем работы, а если объема нет, его нужно создать. Омбудсмен, придя в школу, дабы не остаться без работы, должен провоцировать жалобы детей и создавать конфликт  искусственно. В итоге (в этом можно убедиться на примере Франции, где действует ювенальная юстиция) резко увеличивается количество судебных дел, связанных с несовершеннолетними, возрастает количество родителей, лишенных прав на воспитание ребенка. Хорошему директору омбудсмен не нужен, директор сам работает с учениками и их родителями и разрешает спорные вопросы.

Также Вы можете :