email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Русский как иностранный

Если ребенок плохо понимает 
устную речь

Журнал: №5 (31) 2009 г.

Инна Константиновна Богородицкая по первому образованию — филолог, учитель русского языка и литературы, а по второму — логопед-психолог. Возглавляемый ею центр «Оранжевый квадрат» занимается практической помощью детям, которые никак не могут «подружиться» с русским языком. А/таких сейчас много. Гораздо больше, чем, скажем, лет 20 назад. Хотя и тогда, конечно, горе-грамотеев было немало, ведь русский язык считается одним из самых сложных языков в мире. Помогая детям, испытывающим трудности в овладении родным языком, Инна Константиновна стала задумываться над тем, почему число таких ребят сейчас стремительно растет. Она любезно согласилась поделиться своими соображениями с читателями.

— Инна Константиновна, какие категории детей обращаются в ваш центр?

— Возрастной диапазон достаточно велик: от четырехлеток до старшеклассников. Это малыши с отставанием речевого развития, школьники, которым плохо дается обучение чтению и письму. Такие школьники часто не успевают за классом, поскольку у них снижен темп чтения или недостаточный словарный запас. В последние годы все чаще попадаются и более сложные случаи. Например, когда ребенок не понимает обращенную к нему речь.

— Вы имеете в виду иностранцев? В Москве много мигрантов.

— Вовсе не обязательно. Сейчас нередко случается, что русские дети либо вообще плохо понимают устную речь, либо недостаточно быстро схватывают ее смысл. Поэтому даже простые инструкции учителя: взять тетрадь, достать ручку, поменять синюю ручку на зеленую и т.п. — вызывают у них затруднения. Учителя, которые морально не готовы к встрече с таким ребенком, начинают подозревать у него проблемы со слухом или умственную отсталость и приходят ко мне, чтобы я помогла разобраться, в чем дело. 

Из средней школы приходят дети, не успевающие по рус­скому языку. Ребенок пишет неграмотно, а когда я просматриваю тетрадки, выясняется, что наряду с орфографическими и пунктуационными ошибками у него есть и проявления дисграфии: пропуски и замены букв, ребенок не видит границ слов, не дифференцирует предлоги и приставки, не дописывает слова и предложения. В процессе чтения он опять либо не дочитывает до конца, либо читает по догадке, заменяя целые слова или буквы в словах. 

— А какие трудности у старшеклассников?

Также Вы можете :