email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Собрание тревожных мыслей

Утерянные инструменты обучения

Журнал: №5 (25) 2008 г.

Дороти Ли Сайерс (1893–1967) известна в России преимущественно как автор детективных повестей. Только такая известность не отдает должного человеку, который, будучи филологом-медиевистом, перевел «Божественную комедию» Данте и написал серию апологетических статей о христианстве. Как и ее единомышленников и друзей К.С.Льюиса, Дж. Толкиена, О. Барфильда и других, Дороти заботили проблемы того типа образования, которое в Великобритании называется «классическим христианским». Представляем вашему вниманию фрагмент статьи «The Lost Tools of Learning», написанной в 1947 году и, тем не менее, как кажется, звучащей для нашего заинтересованного читателя вполне современно.

Продолжение. Начало в № 4 (24) 2008. Печатается с небольшими сокращениями. 

…Однако «предметы» в школе должны быть. Невозможно овладеть теорией грамматики, не изучив реальный язык, или научиться аргументации и публичной речи, не умея рассуждать по поводу некоего отдельного предмета. Предметы дебатов в Средневековье в основном заимствовались из сферы богословия, этики или же истории античного мира. И конечно, часто они повторялись, в особенности к концу этого исторического периода, так что за уши притянутые нелепости схоластической аргументации раздражали Мильтона, и до сего дня они дают пищу для остроумия. 

Я не стану обсуждать то, были ли эти темы более банальными, чем набор тем для современных сочинений, например, «Как я провел мои каникулы» и прочее в том же роде, но скажу, что остроумие здесь оказывается неуместным, потому что на сегодняшний день и цель, и предмет дискуссионного тезиса совершенно утеряны.  Один легкомысленный оратор от высколобых интеллектуалов развлекал публику, заявив, что будто бы вера в Средние века определялась знанием того, какое количество архангелов могут плясать на острие иглы. Надеюсь, нечего и говорить, что не это было смыслом веры; речь идет просто-напросто о риторическом упражнении касательно природы ангельского существа – если бы ангелы были материальны, могли ли они занимать место в пространстве? 

Как я полагаю, правильным ответом будет тот, что ангелы совершенно духовные сущности, не материальные, но ограниченные в пространстве, так что они могут иметь локализацию в пространстве, но не протяженность (т. е. не могут занимать его собою). 

Может быть предложена аналогия с человеческой мыслью, которая так же нематериальна и так же ограниченна. Допустим, если ваша мысль сосредоточена на кончике иглы, то она там и локализована, а не в другом месте, но хотя она и находится «там», она не занимает там места и тем самым не препятствует бесконечно большому числу мыслей других людей быть сосредоточенными на том же кончике иглы.

Также Вы можете :