email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Куда ползти учиться?

«Развивалки» для детей раннего возраста

Журнал: №3 (77) 2017 г.
Рисунок Н. Климентовской
Современные дети очень заняты. С пеленок их учат читать и считать, а еще – говорить по-английски. Не отстает и система образования – пока в основном частная. В каждом городе появляются развивающие клубы, куда можно отвести (или отнести!) своего кроху. Что это за тренд? Нужно ли это конкретному ребенку и конкретной семье? Об этом мы говорим с педагогом-психологом Юлией НАЗАРОВОЙ.

– Юлия, расскажите, что это такое – развивающие занятия для детей раннего возраста?

– Сперва расставим акценты. В психологии периодом раннего возраста считается возраст от года до трех. Раннее развитие и раннее обучение – это разные понятия. Развивающие занятия («развивалки») предполагают именно раннее обучение. Многие «развивалки» рассчитаны на деток от года. Если говорить о развивающих клубах и занятиях, то в каждом городе их великое множество. Во многих клубах используются схожие методики, например, Монтессори, Зайцевой. Есть элементы, которые отличаются, но в целом занятия проходят идентично. В  основном «развивалки» направлены на определение и тренировку заложенных природой способностей.

– Когда «развивалки» получили распространение в отечественном пространстве?

– Развивающие методики появились достаточно давно. У нас это тоже не новинка. В 1990-е детей отправляли на музыку, рисование, подготовку к школе. Но в это время речь не шла о занятиях для совсем маленьких детей, тогда водили детей старшего дошкольного возраста.

Занятия для малышей стали вводить, когда декрет продлили до трех лет. Мамы вместо работы получили возможность уделять больше внимания детям. Десять лет назад стали появляться занятия для детей от трех лет. Последние тенденции таковы, что и от года до трех тоже есть занятия. Это течение получило поддержку и распространение: сейчас многие считают, что недостаточно только домашнего развития.

Какова структура таких занятий?

– Для детей от года до трех урок длится 30–45 минут. Есть два подхода для проведения занятий. Первый – чередование разных видов деятельности каждые 3–5 минут, занятие проводит один педагог. Второй – смена деятельности происходит не так часто, в занятии участвуют два педагога: один занимается мелкой моторикой (крупы, пазлы, шнуровки), другой занимается с детьми физическим развитием. По моему опыту, первый вариант более приемлем, так как дети в этом возрасте еще не могут долго сосредотачиваться на одном, им нужна смена деятельности. Возможно применение уроков-сказок, то есть, чтобы заинтересовать ребенка, можно построить урок в виде сказки.

– Какие задания предлагают маленьким умникам?

– В период от годика до трех развиваются мозговые центры. Есть выражение: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Для развития крупной и мелкой моторики даются такие задания: шнуровки, крупы, рисование на песке, рисование на крупе, поделки. Кроме этого, используется музыка, которая адаптирована для детей: малыши под нее танцуют, поют. Важны и скороговорки, стихотворения, но это для детей постарше, у них более широкий словарный запас. Для малышей лучше использовать слова облегченного типа, то есть говорить: это собачка, а разговаривает она «гав-гав». Ребенку проще повторить слово «гав-гав». 

– Еще раз коснемся возраста юных учеников. Как я поняла, существует возрастная группа от года до трех, для которой проводят общие занятия?

– Здесь важно отметить, что дети в год и в три года – это совершенно разные люди. В год важно ощущение пространства и свободы – ребенок учится ходить. В три года наступает период «я сам». В кризисе одного года и кризисе трех лет очень многие аспекты похожи: протесты, требование самостоятельности. Но все же таких деток не совмещают, а делят на группы от года до двух и от двух до трех либо же на более мелкие подгруппы. Мелкое деление я считаю более целесообразным, если есть такая возможность, то лучше разделить по возрасту именно так, потому что дети быстро меняются и в эмоциональном, и в физическом плане. Педагогу проще подобрать занятия для каждого возраста, нежели для широкой возрастной группы.

– Какие еще цели достигаются при помощи занятий?

– Многие используют занятия как вариант адаптации к детскому саду. Это, в принципе, верно, хотя не гарантирует, что в садике ребенок не будет плакать. Детей, которые ходили на занятия, сразу видно по сравнению с теми, кто проводил время только дома, – они более коммуникабельны и легче привыкают к коллективу.

В возрасте от года до трех ребенок очень привязан к маме, и работа в паре позволяет укрепить эмоциональную связь между ними. Занятия обеспечивают эмоциональную разгрузку как ребенку, так и маме.

– В чем особенности проведения занятий с малышами?

– Как педагог-психолог, который проводит занятия, могу сказать, что самое важное и самое трудное – это удержать внимание ребенка. Чтобы заинтересовать малышей, нужно постоянно изобретать что-то новое, чего они еще не видели. С малышами нужно обязательно играть, потому что, если строить урок строго в виде занятия, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Важно устраивать минутки для снятия напряжения. В своей работе я использую массаж под классическую музыку. Под конец занятия мамы с детьми садятся на мячик и под спокойную музыку делают им массаж: поглаживают спинку, ручки, голову, обнимают, целуют. Это необходимо, чтобы малыш успокоился, и дает возможность эмоциональной разгрузки для мамы и ребенка. Также возможно применение других методик. Например, выдувание мыльных пузырей. Это снижает агрессивность, которая имеет место ближе к трем годам, когда детки начинают кусаться, драться, и мамы не знают, что делать.

– Как достигается взаимопонимание с детьми?

– Дети с удовольствием идут на контакт, если знают человека. На занятиях с детьми такого возраста обязательно присутствуют родители. Если говорить о паре «ребенок – родитель», то подход нужно найти именно к паре. До родителя нужно донести, что он является проводником между педагогом и ребенком, то есть необходим правильный подход к каждому родителю и каждому ребенку. Многое зависит от ребенка. Кому-то занятия даются легко, а кто-то плачет и не хочет выполнять задания. В рамках адаптации это нормально. Если педагог грамотный, то все проблемы решаемы. Главное, чтобы преподаватель не вызвал резкого негатива.

– А родители могут вносить коррективы в структуру занятий?

– Некоторые родители вносят пожелания по поводу хода занятий. Например, увеличить физическую нагрузку до 15–20 минут. Или на простейшем уровне внести изучение различных музыкальных инструментов. Это возможно, но не пользуется большой популярностью. Также были предложения оставлять на занятиях свободное время, когда ребенок мог бы заниматься теми упражнениями, которые ему нравятся.

– Можно ли к процессу занятий подключить другого взрослого, не маму?

– На занятия не обязательно ходить с мамой, можно с папой, бабушкой, няней. У меня были такие пары. Это также дает возможность ребенку укрепить связь с конкретным взрослым. В этом возрасте дети не играют друг с другом, а играют только рядом. Им интересна не компания сверстников, а общество старших людей, значимых для них.

– Если в семье растут дети схожего возраста (близнецы, двойняшки, погодки), их нужно водить заниматься вместе либо раздельно?

– Близнецов и двойняшек можно водить вместе. Единственное, что нагрузка на родителя, который их сопровождает, повышается. Погодок же лучше водить в разное время, потому что возраст два года и три года совершенно разный – у детей разные потребности и разные возможности. Близнецов и двойняшек также можно водить в разное время. Такой вариант будет предпочтительным, особенно если кто-то из детей является ведущим в паре. Психологи советуют уделять отдельное время каждому одновозрастному ребенку.

– Можно ли назвать явные показания и противопоказания для таких занятий?

– Как таковых показаний и противопоказаний нет. В большинстве случаев можно заниматься и дома, но вы только выиграете от того, что будете общаться в кругу родителей, у которых дети такого же возраста, не будете замыкаться на быте.

Явным противопоказанием является только нежелание мамы и ребенка заниматься, а также различные заразные болезни и подобные вещи. Каждая семья должна сама решить, нужны ли эти занятия, и учитывать, что занятия будут приносить пользу только в том случае, если ходить на них регулярно.

– Как родителю понять, что ребенку не подходят занятия?

– Каждый родитель должен чувствовать своего ребенка. Если вы привели на занятия ребенка, значит, вы уделяете ему время и заинтересованы в его развитии. Но если вы посещаете занятия в десятый раз и контакт с педагогом не найден, есть смысл задуматься о смене педагога или развивающего клуба.

– Если ребенок растет в большой (многодетной) семье, ходит в детский сад семейного типа или имеет широкий круг общения, может ли это стать хорошей альтернативой занятиям?

– Да, это хорошая альтернатива, так как младшие дети всегда учатся у старших. И мама, которая занимается с ребенком, – тоже альтернатива. Но, как показывает моя практика, на занятиях ребенку уделяется больше целенаправленного внимания. Повторюсь, что развивающие занятия (посещение развивающих клубов) для детей от года до трех не являются обязательными.

– Если родители настроены самостоятельно заниматься с ребенком, как им организовать процесс, определиться с программой? Стоит ли обратиться к профессиональному педагогу за помощью?

– Для начала нужно решить, чего вы хотите: работать на результат или на процесс. Для малышей важнее работать на процесс. Можно выбрать методику и программу в соответствии с особенностями ребенка и своими запросами. С помощью Интернета сделать это не проблема. Далее идет этап подбора материалов и реквизитов занятия. Это достаточно длительный и кропотливый процесс, к которому стоит внимательно отнестись. Методику лучше выбрать какую-то одну, которая лучше всего подходит вам и малышу. Но, конечно, можно попробовать разные, а затем остановить свой выбор на чем-то определенном.

Посоветоваться с педагогом, конечно, хорошо. Но достаточно непросто найти такого человека, который захочет делиться своими профессиональными секретами. Как вариант – один раз сходить на занятия, чтобы посмотреть, как работает педагог с детьми данного возраста, а далее самостоятельно строить свои уроки. Но нужно быть готовым к тому, что разрабатывать каждый урок достаточно сложно.

– То есть домашние занятия тоже результативны?

– Да, можно заниматься дома, и многие мамы предлагают детям задания по различным методикам. Можно перебирать крупу, размазывать кашу – и уже происходит развитие. Ребенок не просто размазывает кашу, он изучает ее текстуру, то есть идет сенсорное развитие. Но где гарантия, что вы будете заниматься этим регулярно, несколько раз в неделю, уделяя ребенку 45–50 минут своего чистого времени без отвлечения на домашние дела, телефонные разговоры и так далее.

 Думаю, если вы ходите на такие занятия, то не пожалеете об этом. Помимо новых знаний и навыков, ребенок получит много в эмоциональном плане. Вам же это поможет лучше понять своего ребенка, увидеть, какие у него есть достоинства и слабости в развитии, на что нужно обратить особое внимание. Возможно, вы увидите таланты ребенка, которые раньше не замечали. Но самое главное во всем этом не то, где и как вы занимаетесь с ребенком, а то, что вы уделяете ему свое время и внимание.

Из истории

Еще в начале ХХ века в России издавались методические пособия об особенностях возрастных периодов раннего детства. В пособиях писали об организации жизни и режима дня, давали рекомендации по развитию речи, движений, предметной и игровой деятельности.

 В 1950–60-е годы написано множество методических пособий по педагогике раннего возраста. В 1962 году вышла первая Программа воспитания в детском саду детей от рождения до семи лет. С 1970-х возросло количество детей в группах раннего возраста.

Педагоги прошлого века уделяли внимание следующим аспектам развития детей раннего возраста:

- особенности речевого развития;

- физическое воспитание (гимнастика и массаж);

- становление предметной и игровой деятельности;

- взаимоотношения детей;

- музыкальное воспитание.

Таким образом, традиции педагогики раннего возраста имеют глубокие корни и не теряют своей актуальности сегодня. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|