email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Вместе весело учить

Поэзия в жизни ребенка

Журнал: №1 (75) 2017 г.
Рисунок: Н. Климентовская

Знакомство с поэзией с раннего возраста помогает гармоничному развитию личности, обогащает внутренний мир ребенка и развивает у него чувство прекрасного. Кроме того, запоминание стихов – это прекрасная тренировка памяти, не говоря уже о том, что заучивание наизусть поэтических произведений – неотъемлемая часть школьной программы.

Полезные советы

Часто можно заметить, что одни дети запоминают стихотворения на лету и могут декламировать большие отрывки, а другим заучивание дается трудно. Каждый ребенок – индивидуальность, обладает собственным темпераментом и предпочтениями, психологическими особенностями, отличающими его от других. Поэтому в заучивании стихов, как и в любом обучении, важен индивидуальный подход. В этой статье родителям и наставникам предлагается несколько полезных рекомендаций, помогающих сделать запоминание стихов простым и увлекательным занятием для разных малышей, частью интересной развивающей игры.

Для начала – несколько общих советов, которые помогут взрослым дать ребенку правильный настрой, заинтересовать его и тем самым облегчить заучивание стихотворения.

Совет первый. Основа поэзии – ритм. Воспринимать ритм и мелодию стихотворения ребенок способен гораздо раньше, чем начнет понимать его смысл и будет готов учить наизусть. Поэтому, чтобы в будущем ребенок легче воспринимал поэтическую речь, полезно читать ему стихи, петь ритмичные песни, когда он еще лежит в колыбели.

Совет второй. Ребенок легче запоминает те стихотворения, которые больше подходят его возрасту и складу характера. В раннем возрасте лучше всего подходят для заучивания произведения классиков нашей детской литературы – Агнии Барто, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова. При этом нужно подмечать: если ребенок живой, подвижный, непоседливый, то и стишки ему, скорее всего, будут по нраву задорные, веселые. Более серьезным, спокойным деткам могут больше понравиться плавные, мелодичные стихотворения. Можно читать малышам вслух не только специально предназначенные для детей стихи, но не нужно требовать от них заучивания наизусть произведений, которые слишком сложны и тяжелы для их возраста.

Совет третий. Ребенку, скорее всего, будет непонятно, зачем учить стихотворение просто так. Чтобы это занятие стало для него интересным, нужно связать заучивание стихотворения с чем-то важным для ребенка, эмоционально значимым. Например, выученное стихотворение – это подарок маме на праздник или выступление к приходу Деда Мороза.

Совет четвертый. Ребенку будет интереснее учить стихотворение, если он будет видеть, что и родителям это тоже интересно. Хорошо, если взрослый сам прочтет стихотворение наизусть, а потом объяснит новые и непонятные слова, ответит на вопросы ребенка. После этого нужно прочитать стихотворение медленно, еще раз, и так до тех пор, пока для ребенка в нем не останется ничего неясного.

Совет пятый. После этого можно рассказать ребенку, кто написал такое хорошее стихо-творение, показать иллюстрации к нему или просто иллюстрации, подходящие к теме стихотворения. Рассматривая с ребенком картинки, можно еще раз рассказать ему стихотворение.

Совет шестой. Нужно сразу стремиться к тому, чтобы ребенок понимал смысл стихотворения. Поэтому следует избегать коллективного, группового заучивания, при котором сложно уследить, кто из детей действительно понимает, что произносит, а для кого стихотворение – бессмысленное монотонное «та-та та-та та».

Совет седьмой. Маленькие дети не обладают большой усидчивостью и еще не умеют подолгу сосредотачивать внимание на одном и том же деле. Обязательно нужно делать перерывы на отдых, чередовать заучивание стихотворения с другими занятиями. Если ребенок утомлен, занятие будет для него мучением, а результата все равно не принесет.

Совет восьмой. Этот совет – для родителей, которым интересно следить за достижениями их чада. Каждый раз, разучивая новое стихотворение, запоминайте или записывайте, сколько ребенку требуется повторений, чтобы полностью запомнить одно четверостишие. Так можно следить за прогрессом в развитии памяти.

Совет девятый. Закрепите достигнутое. Для этого полезно нарисовать к каждому выученному стихотворению иллюстрацию – самостоятельно, если ребенок уже рисует сам, или с помощью мамы или другого взрослого. Подпишите, к какому стихотворению относится каждая иллюстрация. Время от времени рассматривайте эти рисунки вместе с ребенком, пусть он вспоминает и рассказывает ранее выученные стихи. Это поможет малышу не забыть то, что было выучено, поддержит объем его памяти.

Запоминаем правильно

Таковы общие рекомендации. Теперь присмотримся внимательнее к индивидуальным особенностям. Психологи давно выяснили, что существует несколько типов памяти, и людям с разными типами памяти в запоминании помогают разные приемы. Кто-то, заучивая стихотворение, ходит туда-сюда по комнате, другому обязательно нужно проговаривать его вслух, третий легко вспоминает текст, опираясь на «конспект» из рисунков. Определив, какой тип памяти преобладает у вашего ребенка, вы сможете подобрать такой метод запоминания стихотворений, который будет для него наилучшим. Для этого попробуйте разные методы и внимательно наблюдайте, какой из них даст лучшие результаты. Но стоит иметь в виду, что «чистые» типы памяти встречаются редко, поэтому можно пользоваться сразу несколькими методами, чередовать их или совмещать.

1-й метод заучивания стихов ориентирован на малышей, у которых преобладает визуальный тип памяти. Приступая к заучиванию стихотворения, предложите такую игру: вы читаете строчку стихотворения и одновременно сразу изображаете на бумаге то, о чем в ней говорится (ваши художественные способности при этом не важны, как показывает практика). Ребенок смотрит на рисунки и при этом должен стараться запомнить строчку. «Конспект» из картинок, который связывается со строчками стихотворения, облегчает запоминание детям с этим типом памяти. Затем, опираясь на рисунки, ребенок пытается воспроизвести стихотворение. Когда у него это станет хорошо получаться, рисунки можно убрать.

2-й метод предназначен для детей с кинестетическим типом памяти – при этом типе запоминание связывается с двигательной активностью. На этот раз ребенку предлагается сыграть в другую игру, для которой понадобится реквизит: блюдо и шарики или клубок толстых ниток. Взрослый ритмично рассказывает стихотворение, а малыш на каждую строчку кладет в блюдо шарик или наматывает нить на клубок: одна строчка – один оборот нитки. Затем повторяем стихотворение еще раз, но движения на этот раз происходят в обратном порядке: на каждую строчку вынимаем один шарик из блюда или разматываем клубок. Можно придумать и другие варианты, здесь ритмичные движения служат опорой для запоминания, как в предыдущем методе – визуальные образы. Когда стихотворение закрепится в памяти ребенка, от опоры можно постепенно отказаться.

3-й метод – запоминание на слух, является наиболее традиционным, но лучше всего подходит детям с аудиальным типом памяти. Малыш сначала слушает стихотворение, а потом старается повторить. Сначала прочитайте стихотворение, потом повторите его вместе с ребенком. Потом пусть он попытается повторить его сам. Затем снова вы прочитайте стихотворение. Нужно особо обратить внимание на ритмичность предлагаемых для запоминания отрывков, две – четыре строки должны обязательно объединяться рифмой. Так, ребенок сначала заучивает отдельные кусочки стихотворения, а потом соединяет их и читает стихотворение целиком.

Наименее распространенный у дошкольников тип памяти – логический, на него ориентируется 4-й метод. Здесь ребенку предлагается опираться на смысловое содержание стихотворения. После того как вы с ребенком познакомились с произведением, прочитайте первые несколько строк стихотворения и предложите ему продолжить своими словами, что было дальше, что происходило в стихотворении. Если на каком-то месте он затрудняется вспомнить, подскажите ему, прочитав строчку из стихотворения. Во второй раз и далее нужно стремиться к тому, чтобы пересказ малыша был как можно точнее, как можно ближе к словам автора – так постепенно запоминается целое стихотворение.

Не забывайте: какими бы методами вы ни пользовались, общение с поэзией должно приносить радость вам и вашему малышу.  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|