email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Дети разных народов

Зарубежный опыт воcпитания

Журнал: №2 (64) 2015 г.
Рисунок Е. Толстой

В поисках лучших методов воспитания детей многие родители обращаются к популярному зарубежному опыту. Ведь каждый народ в ходе своей истории выработал собственные традиции воспитания, из которых при желании можно почерпнуть что-то полезное для себя.

С появлением малыша, а иногда и раньше, каждая семья начинает задумываться о том, как же его воспитывать: что позволять, а что запрещать, кормить по часам или по требованию, в какие кружки отдать, чтобы максимально развить в нем все заложенные таланты, и наконец, как сделать так, чтобы, когда ребенок вырастет, родителям не было бы «мучительно больно» за потраченные впустую усилия.

В 90-е все воспитывали детей «по Споку». В 2000-х было модно раннее развитие ребенка по японской системе благодаря книжке Масару Ибуки «После трех уже поздно». На последней Non-fiction большим спросом пользовалась книга Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой», рассказывающая об опыте парижанок, которые, воспитывая детей, при этом остаются привлекательными женщинами и не уходят из профессии. Англичане говорят: «Сколько стран – столько и обычаев», в России скажут: что ни город, то норов.

Япония: «мы» и «я»

Расхожее мнение о традиционной японской системе воспитания сводится к тому, что сначала ребенок лет до пяти растет без всяких запретов, а затем, лет с шести, родители и школа устанавливают ему жесткие поведенческие рамки, смирившись с которыми, годам к пятнадцати ребенок начинает вести себя как взрослый. После эти рамки снова ослабевают, и к ребенку родители уже относятся как к взрослому. Известна даже такая формула: до 5 лет – царь, до 15 – раб, после 15 – равный. Проблема лишь в том, что если эта формула и напоминает отчасти японскую систему воспитания, сами японцы о ней даже не подозревают, поскольку изнутри японское воспитание выглядит несколько иначе.

То, что внешне можно воспринять как «вседозволенность», на самом деле есть отсутствие привычного для нас давления на ребенка. Действительно, японские родители в редких случаях пытаются урезонить расшалившееся чадо с помощью крика или шлепка. Скорее они выберут тактику игнорирования малыша, которая для того будет пострашнее «березовой каши». Дело в том, что для японца исключительно важной является жизнь в каком-то сообществе, а для ребенка первым таким сообществом является семья. С первых дней ребенок становится ее частью, и родители, опекая малыша, подчеркивают, как важно для него быть частью этого «мы».

Жизнь в команде, в коллективе играет исключительную роль в японском обществе. Именно развитие традиционного для японцев коллективистского начала стало основой для японского технологического бума: то, до чего не смог додуматься один, додумывали «всем миром». Известно, что японцы дорого покупают чужие идеи, но зато потом «общими усилиями» доводят их до уникальных разработок. Мы знаем мало имен выдающихся деятелей японской науки и культуры, но плодами японской коллективной мысли пользуемся ежедневно.

Мысль о том, как важно быть частью общества, внушается ребенку с детства. И для него угрозы вроде «если ты будешь делать так, с тобой никто не будет дружить», «ты останешься один» являются отнюдь не пустым звуком. Коллективистов воспитывают не только в семье, но и в школе, и даже в детском саду, уделяя большое внимание групповым играм, хоровому пению, совместным походам. Любопытно, что в Японии каждый год у детей меняются педагоги, чтобы ребенок не прикипал душой к кому-то лично, а был в большей степени сосредоточен на общественных проблемах. С другой стороны, если у кого-то не сложились отношения с педагогом, он не будет долго чувствовать себя обиженным: в следующем году придет новый преподаватель, и у ребенка появится шанс начать строить отношения с чистого листа.

В японской системе образования не принято подчеркивать индивидуальные способности детей, здесь нет ни рейтингов, ни личных первенств, столь характерных, к примеру, для европейской школы. Для японцев важнее не максимально развить индивидуальные способности ребенка, а научить его ставить общественное выше личного, жертвовать собственными интересами на благо своего сообщества. Такие традиции воспитания уходят корнями в историю народа, когда в сложных природных условиях: в условиях частых землетрясений и цунами невозможно было выжить в одиночку.

И все же миф о вседозволенности, предоставленной японским малышам лет до пяти, возник не на пустом месте. Другое дело, что, как нам кажется, отсутствие границ и запретов может привести к избалованности, а Масару Ибуки, создатель корпорации Sony, в своей книге «После трех уже поздно» убедительно доказывает, что ограничение деятельности детей, навязывание ребенку в этом возрасте каких-то стандартов наносит непоправимый ущерб личности ребенка. Малыша с рождения надо всесторонне развивать, считает автор популярной книги. Ребенку как можно раньше надо давать в руки карандаши и не ограничивать его воображение лишь форматом А4, а давать ему возможность рисовать на большом пространстве, пусть осваивает его как хочет, иначе он будет всегда действовать только в предложенных рамках.

Нужно малышу чуть ли не с рождения давать возможность слушать разную музыку, разговаривать с ним на разных языках, хотя малыш еще сам не умеет говорить, – все заложенное в ребенка в самом раннем детстве впоследствии принесет самые неожиданные плоды. Некоторые советы Масару Ибуки могут показаться очень спорными. Например, не прятать от ребенка колющие и режущие предметы, а дать ему возможность освоить их самостоятельно, или не бороться с рождения за чистоту, а оставить за ребенком право поддерживать отведенную ему в доме территорию в том состоянии, в котором ему будет там находиться комфортно. Характерно, что все эти рекомендации имеют своей целью отнюдь не взращивание вундеркиндов. Как пишет автор: «Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

Израиль: поощрение и наказание

Говоря о системе воспитания в Израиле, нужно сразу отметить, что она будет несколько отличаться в религиозных и так называемых светских семьях. «Так называемых» потому, что иудаизм, будучи государственной религией, все равно составляет важную часть системы воспитания и образования даже в светском обществе. Но в религиозных семьях он играет несравнимо более важную роль, примерно как у нас православие в семьях духовенства. Религиозные семьи в Израиле находятся на особом положении, имеют определенные преференции со стороны государства, в них по-особому соотносятся социальные роли мужчины и женщины, чем и продиктован ряд особенностей семейного воспитания, в которые вряд ли здесь имеет смысл углубляться.

Что же касается особенностей светского семейного уклада, то, пожалуй, в Израиле как нигде велика роль мужчины в воспитании ребенка прямо с пеленок. Здесь нередко можно увидеть именно папу, который отвозит и забирает детей из школы, папы гуляют с детьми, ловко управляясь с колясками и подгузниками. Отчасти это продиктовано и тем, что в израильских семьях далеко не у всех есть неработающие бабушки, а жить отдельно молодая семья может себе позволить при обоих работающих родителях, тем более что декретный отпуск у мамы заканчивается здесь через несколько месяцев после родов. Также в последнее время благодаря высокому уровню медицины в Израиле появилось много детей, зачатых с помощью ЭКО. В результате родилось множество близнецов, и тут уж одной пары рук на двоих, а то и троих детей явно недостаточно.

Но кроме социальных, у этого явления есть и исторические объяснения, связанные с традиционно уважительным отношением в обществе к женщине. Отец, показывая своим примером уважительное отношение к жене, формирует и в детях уважение к матери. Так, нередко для ребенка становится очень важным мотив: «Я поступлю так, чтобы не огорчать маму». Мамы же со своей стороны очень часто восторгаются даже совсем незначительными достижениями своих чад, таким образом, нередко подстегивая их к достижению новых свершений («лишь бы мама была довольна» – именно этот мотив нередко изначально был главным в жизни многих известных музыкантов, шахматистов, ученых).

К сожалению, сейчас в Израиле все реже можно увидеть скромных мальчиков со скрипочками в руках, а все чаще детей, которые публично бьются в истерике перед родителями, пока те не удовлетворят какое-нибудь их глупое желание. Объяснение этому кроется в недавно введенной в стране системе ювенальной юстиции, которая якобы борется против насилия в семье. Сегодня в Израиле детям в школах и детских садах объясняется, что если родитель тронет вас хоть пальцем, нужно позвонить в полицию, и там найдут на него управу. Напуганные такой ситуацией, родители, боясь одновременно лишиться ребенка и очутиться за решеткой, вынуждены идти на поводу у собственных детей. В таком же положении оказались и учителя, постепенно разбегающиеся от детской разнузданности по частным практикам, из-за чего уровень образования в школах значительно снизился. В то же время в вузах он по-прежнему достаточно высок, и только осознанный выбор теперь заставляет подросших детей по-настоящему браться за ум.

Англия: «Спокойствие, только спокойствие!»

Как в стране с имперским прошлым и королевским настоящим, в Англии традиции хорошего воспитания выдержаны как хорошее вино. Тот, кто приезжает жить на туманный Альбион, скорее стремится впитать их в себя, нежели демонстрировать всем свое национальное бескультурье. Может быть, поэтому в далеко не моноэтнической Англии по-прежнему встречаются истинные леди и джентльмены: при всей раскованности английских детей в характере большинства из них даже при поверхностном общении чувствуется крепкий стержень, позволяющий им в какую-то минуту проявлять чудеса сдержанности и твердости, а когда-то демонстрировать тонкую чувствительность и гибкость своей натуры.

В Англии не так уж часто можно встретить совсем молодых мамочек, здесь с замужеством и уж тем более рождением детей принято не торопиться, а решаться на такой серьезный шаг, уже завершив образование и начав профессиональную карьеру, то есть годам к 25–30. Осознанно став матерью, женщина не стремится поскорее выйти на работу, да и сама система здесь на это не рассчитана: в Англии практически нет детских садов, зато школа начинается уже в 4 года. До этого времени предполагается, что ребенок должен быть дома. Бабушки и дедушки также редко участвуют в воспитании внуков, встречаясь с ними лишь по особым случаям. Подобный вызов общества женщины встречают достойно: как бы ни было им тяжело, они находят в себе силы не кричать и не раздражаться на детей, а терпеливо объяснять им по сто раз, что именно они хотят от ребенка, при этом нежно подшучивая. В какой-то момент ребенок понимает, как нужно и как не нужно себя вести, и запоминает это надолго.

Еще одна черта, отличающая английских мамаш, – это отсутствие суетливости и беспокойства по поводу безопасности и здоровья малыша. Возможно, сама система безопасности в Англии настолько безупречно устроена, что не дает поводов для особых тревог. Возможно, матери достаточно религиозны, чтобы доверять судьбу ребенка рукам Творца. Но так или иначе, они совершенно спокойно смотрят на то, что ребенок их, как правило, достаточно легко одет, или гуляет босиком (пусть закаляется), или упал и ударился (потерпит – и все пройдет). В результате дети вырастают достаточно крепкими физически и способными сами справляться со своими проблемами.

В дальнейшем развитию у детей самостоятельности во многом способствует школа. Здесь детям с раннего возраста приходится добывать знания самим, работая над индивидуальными проектами. А с 11 лет, когда ребенок переходит в среднее звено, многие дети и вовсе отрываются от дома и отправляются на учебу в пансионы или интернаты, где всю неделю им приходится самим заботиться о себе.

В Англии у подростков не принято просить у родителей денег на какие-то ценные приобретения (мобильный телефон последней модели, например), но они легко могут получить родительское благословение на то, чтобы эти деньги заработать. Благо таких возможностей достаточно: можно разносить газеты и пиццу, работать по нескольку часов в магазине, кафе или на автозаправке. Даже в весьма состоятельных семьях родители не отказываются дать возможность своему ребенку заработать свои первые деньги.

Несмотря на то что английское общество по своему социальному составу довольно разнородно, в нем не принято гордиться ни своим положением, ни достатком, в крайнем случае можно отметить свои личные заслуги. Также принят демократичный стиль общения с людьми, стоящими ниже тебя на социальной лестнице. Выработке этих качеств у детей в том числе способствуют разнообразные традиции благотворительности, в которых с детства участвуют все, начиная с королевских отпрысков. Это и благотворительные ярмарки, и школьные сборы пожертвований на нужды хосписа или для бездомных животных.

Все вышеперечисленное, несомненно, способствует тому, чтобы воспитать ребенка самостоятельной личностью, человеком, рассчитывающим в жизни на свои личные качества, вежливым и готовым помочь людям. Единственно, чего мы, возможно, никогда не узнаем, насколько эти качества станут подлинной сущностью ребенка, а не останутся лишь маской приличия, ведь англичанину не пристало ни перед кем открывать свою душу. Может быть, поэтому английские болельщики всегда столь азартны, да и у подростков бывают проблемы с алкоголем и легкими наркотиками: надо же хоть когда-то побыть самим собой.

Франция: умейте радоваться жизни

Французская система воспитания была необычайно популярна в России XIX века в основном за счет подражания хорошим манерам. Как ни странно, манеры остались, но вырабатывают их у ребенка подчас довольно суровыми способами.

В отличие от англичанок, француженки не стремятся, а у кого и нет такой возможности, годами сидеть дома с детьми. С самых первых дней принято приучать ребенка спать отдельно от взрослых и вставать к нему далеко не по первому крику, кормить ребенка тогда, когда родитель абсолютно уверен, что дитя хочет есть, а не просто капризничает. В результате через какое-то время ребенок приобретает необходимую выдержку, и родители могут позволить себе иметь самостоятельную жизнь. Во Франции детей довольно рано, чуть ли не с года, отдают в ясли, чтобы ребенок «социализировался» – общался со своими сверстниками. Надо отдать должное, что в яслях с ребенком занимаются профессиональные педагоги, группы в яслях немногочисленные, – в результате спрос на места в них очень большой.

Не стоит думать, что родители совершенно самоустраняются от воспитания детей: они лишь пытаются с первых дней поставить поведение малыша в определенные рамки, таким образом, ребенок и сам будет более независим, и не будет изводить капризами окружающих его взрослых. Внутри же этих рамок ребенку будет предоставлена полная свобода. К примеру, французы часто водят детей на кружки, но не для того, чтобы чему-то научить, развить какие-то умения, а для того, чтобы расширить представления ребенка о мире, научить его переживать какие-то новые ощущения, например, погружаясь в бассейн. Сколько раз мне приходилось слышать от своих собственных детей, что самое прекрасное в бассейне – это свободное плавание, когда детей ничему не учат, а просто дают поплавать. Французская мама наверняка бы их услышала и поняла!

Нужно сказать, что с точки зрения французской системы воспитания привить ребенку позитивный взгляд на мир считается гораздо важнее каких-то практических умений вроде чтения или счета. Считать ребенок в свое время научится, а вот видеть в мире прекрасное – этому действительно можно и нужно учить для того, чтобы впоследствии ребенок мог в любой ситуации найти возможность радоваться жизни. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|