email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Отдать себя

Как создать семью и не раскаяться 
в содеянном?

Журнал: №2 (58) 2014 г.

Вопрос: «Как создать семью?» менее актуален, чем вопрос: «Как создать семью и не раскаяться в содеянном?» О том, что поможет избежать наиболее распространенных ошибок при вступлении в брак, рассказал протоиерей Димитрий Рощин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе.

— Что нужно принимать во внимание, собираясь создать семью, чтобы не совершить ошибку?

— Самое главное — понимать, зачем создается семья. Так как никто этому не учит, это сознание должно быть воспитываемо Церковью. Люди, которые хотят создать семью, должны четко понимать свои цели и задачи. Семью создают не для того, чтобы было с кем встретить старость или чтобы решить какие‑то бытовые или личностные проблемы. У семьи должен быть определенный приоритет. Брачный союз строится не только на желании одного человека или на личных желаниях двух человек — каждый из них должен принимать в расчет другого, учитывать его интересы, поэтому над ними должен быть некий фактор, который выше, чем просто их собственное желание. Мужчина и женщина должны понимать, что, вступая в эти отношения, они будут жертвовать собой, поскольку семья — это жертва.

— Как можно воспитать в себе эту способность к жертвенности?

— Для того чтобы семья была полноценной и правильной, человек должен быть воспитан определенным образом. Ведь раньше воспитывали людей, готовили к браку и девиц, и мужчин. И самой главной подготовкой были те семьи, в которых они сами жили. Такие патриархальные семьи, где все правильно расставлено, сейчас редкость, поэтому в наши дни воспитанием будущих мужей и жен может заниматься только Церковь. Хотя бы потому, что Церковь показывает пример. Она вся состоит из примеров. Это, во‑первых, примеры святых, а во‑вторых, примеры семей, которые живут праведно и строят свой брак согласно заповедям Божиим, по благословению. То есть их цель в этом браке — научиться любить другого человека, воспитать детей в Боге, в вере, дать им возможность святости и так далее. Человек, приходящий в Церковь, видит эти примеры перед собой — нигде больше в миру ему их увидеть не удастся. Тут и теория, и практика вместе.

Церковь вообще учит человека жертве — в том числе и семейной жертве. Потом, Церковь представляет собой иерархию. Как говорит Апостол, у нас без всякого спора о мнениях меньшее благословляется от большего. Иерархия выстроена определенным образом, и человек, попадающий в структуру Церкви, воспринимает эту иерархию как нечто должное. Он сознает, что несвободен в мирском понимании этого слова. Церковь учит человека почитать родителей и ставит эту заповедь во главу угла. То есть человек привьет это своим детям, если они у него будут в браке: он будет настаивать на этом и говорить, что это правильно. Церковь — это живой пример, передающийся из поколения в поколение. Больше этого нигде нет. Некоторым людям повезло, у них были благочестивые родители — в том смысле, что они сохранили брак, прожили всю жизнь вместе, воспитали своих детей в любви, но это колоссальная редкость.

— Наверное, только люди с сильным характером способны на подвиг жертвы? А как же быть остальным?