email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Династия

Педагоги. Пахолковы

Журнал: №2 (76) 2017 г.
Фото Г. Ярошенко
В прошлом номере мы начали новый цикл материалов о семейных династиях. На страницах нашего журнала разные поколения будут рассказывать о своих семьях и делиться секретами профессий. Представляем династию Пахолковых.

Пахолкова Софья Сергеевна, заведующая культурно-массовым сектором в Доме культуры г. Красноармейска Московской области, тренер по гимнастике, трудовой стаж 1 год

Пахолкова Анна Николаевна, учитель физики, информатики и вычислительной техники в средней школе № 2 г. Красноармейска Московской области, трудовой стаж 25 лет

Пахолков Сергей Семенович, педагог дополнительного образования, тренер по хоккею в детско-юношеском центре «Радость» г. Красноармейска Московской области, трудовой стаж 27 лет

Пахолкова Нина Борисовна, учитель биологии и химии в средней школе № 2 г. Красноармейска Московской области, трудовой стаж 50 лет. В настоящее время на пенсии

Нина Борисовна:

– Когда я училась в школе, мне очень нравился наш учитель химии. И сама наука тоже нравилась, хотя в то время, когда я была ребенком, она была совершенно другой. Вот так я решила стать преподавателем химии и ни разу не пожалела об этом решении, хотя это очень трудная профессия. Педагогу нужно иметь железную выдержку, потому что ежедневно приходится общаться с очень большим количеством людей. Крайне важно уметь работать с людьми, и особенно с детьми. За все годы работы я ни разу – ни словом, ни делом – не обидела ученика. Уважать детей необходимо, чтобы отношения с ними сложились. За время работы я видела, что не все так делают. Также следует досконально знать свой предмет и уметь его понятно преподавать. Я  была знакома с людьми, которые с отличием окончили педагогический вуз, но стать педагогами не смогли. Не получилось, не понимали их дети.  

За те пятьдесят лет, что я работала учителем, ситуация в школе очень изменилась. Во всем. Во-первых, изменились дети. Но это нужно воспринимать спокойно, потому что такие изменения неизбежны – времена меняются, и люди меняются. Я бы не сказала, что дети изменились в лучшую сторону. Они стали более нетерпеливыми, хуже воспринимают материал. Раньше весь класс старался одолеть трудную тему, а сейчас остались единицы, которым это действительно надо. Дети расслабились, потому что сейчас, если не поступишь на бюджетной основе, можно поступить за плату. Они знают, что родители за них заплатят, и не стараются. Раньше дети умели говорить, они готовились к экзаменам, отвечали у доски, учились формулировать свои мысли. С появлением ЕГЭ с устной речью начались проблемы. 

Работа учителя тоже претерпела изменения. Стало очень много писанины. Из-за этого учителя практически лишены школьных перемен, потому что на перемене я обязательно должна поставить оценку в бумажный журнал, в дневник и в электронный журнал. Ладно, если на уроке было выставлено пять оценок. А если класс писал практическую работу? Оценки всем нужно выставить. Бумаг просто тьма, и нужных, и ненужных. Домой идешь как на автопилоте, никого не видишь. 

Профессия учителя – не лучший вариант для женщины. Заучиваешь буквально всех. Учитель должен быть в определенном смысле авторитарным, но это мужское качество. Мой муж сам из детдома, и вот когда он оттуда уходил, ему директор сказал: «Семен, не женись на учительнице». Выходит, напрасно предостерегал. Я в школе всегда была абсолютно спокойна, но когда приходила домой, начиналось: музыка играет слишком громко, выключи; почему вещи разбросаны, и так далее. Всегда всех учишь, что и как им нужно делать. Это становится твоей сутью, которую уже не скрыть. Бывало, приедешь в санаторий и никому не говоришь, кем ты работаешь, а тебя через несколько дней спрашивают: вы учительница? 

Но если бы мне предложили прожить жизнь сначала, я все равно выбрала бы эту профессию. Я могла бы со своим образованием работать в другом месте. Мой муж окончил радиотехнический институт с отличием, приехал в Красноармейск по распределению работать на оборонном предприятии. Я приехала вместе с ним и никак не могла найти себе работу, потому что в то время учителей было много, это была очень популярная профессия. Мне предложили работать в химической лаборатории на предприятии мужа, но я отказалась, хотела быть только учителем. И предприятие нашло мне работу в школе – с трудом!

Понимаю, почему сейчас неохотно идут в педагоги. Есть много способов заработать на жизнь, не затрачивая столько сил и эмоций. Ведь приходится работать не только в школе, но и дома – планы уроков писать, готовиться к каждой теме. Мне сын говорил: «Мама, ты столько лет преподаешь, наизусть уже все выучила, зачем тебе готовиться?» Но все равно нельзя идти неподготовленным. Дети чувствуют твой настрой. 

Мы с мужем надеялись, что наш сын пойдет в военное училище. Но он тоже, как и я, очень хотел работать с детьми. Уже в четвертом классе сказал: «Хочу быть тренером!» И стал им, у него прекрасно это получается.

Сергей Семенович:

– Я всегда хотел быть тренером. У меня папа работал на режимном предприятии, рабочий день с 8.00 до 18.00, а тренер пришел на тренировку, поработал несколько часов, и домой. Но если серьезно – я люблю детей. Это самое главное в профессии педагога – любить детей. Остальное приложится. Для меня все дети одинаковые, я к себе в хоккейную секцию беру всех желающих. Мне проще, чем спортивным школам, они должны показывать результат, занимать места, а у меня другие задачи. Мне важно отвлечь детей от компьютеров, от подвалов, поэтому у меня жестких требований нет. Если кто-то уйдет, а через три месяца захочет вернуться – я возьму. Есть дети – совсем «ботаники», походят день-два и пропадают. Но вот у меня сейчас несколько «ботаников», по площадке еле ползают, но все равно приходят на тренировки. Настырные. Люблю таких. 

Из настоящих проблем у меня одна – погода. У нас искусственного льда нет, мы заливаем каток на улице. Эта зима хорошая, мы с ноября начали заниматься, а прошлой зимой только в январе удалось каток залить. Январь-февраль позанимались, и всё. А когда тепло, мы в футбол играем. Я мальчишек по турнирам городским вожу. Мои ребятишки в области заняли третье место на турнире «Золотая шайба». Летом мы с женой организуем детские лагеря в Крыму, я и там тренировки провожу. 

Когда мы росли, у нас было две программы в телевизоре, так что мы все свободное время проводили во дворе. Каток сами заливали, ведрами носили воду из дома. Сейчас у детей компьютеры, восемьдесят каналов по ТВ. Поначалу в моей секции было не очень много народа, но в последние два года ситуация изменилась. Сегодня на тренировке было тридцать восемь человек. Родители приходят мне помогать, я делю детей на группы и объясняю родителям, что делать. 

Бывает, что попадаются настоящие таланты. Их сразу видно. Я таких стараюсь пристроить, если родители согласны. Двое моих мальчишек в «Спартаке» играли, один – в подольском «Витязе». 

На меня родители никак не влияли в плане выбора профессии, и я своей дочери тоже ничего не советовал. Думал, она к спорту равнодушна, лыжи всегда прогуливала. Но потом Софья поступила в три института на бюджет, а выбрала Институт физкультуры. В итоге тоже стала тренером, ей нравится с детьми работать. 

Анна Николаевна:

– К профессии педагога у меня генетическая предрасположенность. Я из педагогической династии Ширяевых, которая насчитывает 240 лет. У меня два деда были учителями и директорами школ. Бабушка Анна Павловна работала учителем математики и завучем школы. Прадед по линии моего отца, Ширяев Иван Арсеньевич, тоже был директором школы в Тульской губернии. Его жена Анна Ивановна – из обедневших дворян, она преподавала французский. 

Мои родители, инженеры, часто летали в командировки по оборонным предприятиям, и мы с сестрой проводили время с бабушками и дедушками. Они были очень интеллигентными людьми, как и их друзья – тоже учительские семьи. Всем интересовались. Дедушка Дмитрий Иванович, который преподавал физику и математику, вел дневник метеонаблюдений с 1948 года. Он участвовал в Сталинградской битве, а потом попал в немецкий концлагерь. В 1949 году его исключили из партии за то, что он был в фашистском плену. А он записывал метеонаблюдения. Каждый год, каждый день! Когда солнце, когда дождь, когда грачи прилетели.

Другой дедушка, Александр Михайлович Клушин, со стороны мамы, преподавал историю и политэкономию. Тоже участник Сталинградской битвы – он был полит-руком, награжден орденом за эту битву. Я видела, что все мои бабушки и дедушки – очень уважаемые в городе люди, всегда в центре внимания. Нам с сестрой никто не советовал поступать в педагогический институт, но никто и не отговаривал. Мы сами так решили, и теперь обе работаем педагогами.

Качество работы педагога зависит от его настроя. Если ты настроен на результат – дети это чувствуют. Можно быть строгим и не за-игрывать с детьми, и они все равно будут тебя любить, если ты неравнодушен, работаешь без фальши, готов выслушать, принять, поучиться чему-то у них. Современные дети, наверное, более одиноки, чем были мы в 80-х годах прошлого века, но у них те же запросы уважения, любви, признания. Дисциплина в классе – немаловажный фактор, но она не может строиться на палочной системе. Нужно так организовать урок, чтобы детям некогда было валять дурака. Быть им интересной, уметь заинтриговать неожиданной информацией. 

В молодости мы пренебрегали психологией. Сейчас я специально читаю и научную, и популярную литературу по психологии. Это помогает избежать многих ненужных споров, как в школе, так и в семье. Мне повезло, что у меня муж тоже педагог, это избавляет меня от необходимости объяснять ему какие-то вещи, он все понимает сам. Вообще для меня работа и семья связаны неразрывно. Устаешь от школы – убегаешь в семью. Посидишь дома, думаешь – всё, надо идти работать. Однако своих детей я от этой профессии отговаривала. Хотелось им более легкой жизни.

Однажды Соня поехала с нами в детский лагерь, который мы ежегодно проводим в Крыму; я посмотрела, как она работает с детьми, и успокоилась. Убедилась, что у нее все получается, она найдет себя в этой профессии. Ведь для педагога что главное? Нащупать свою тропинку. Хорошие учителя могут быть очень разными, и при этом каждый будет востребован. У каждого эта тропинка к детям своя, и если ее не найти – педагогом не стать. На поиск уходят время, силы, труд. Да, это тяжелая профессия. Думала, пусть детям будет проще, – но нет, они идут по той же линии. Соня уже работает тренером, Семен тоже ориентирован на спорт. Гены сказываются.

Софья Сергеевна:

– Я училась в Институте физкультуры на режиссера спортивных мероприятий. Смотрела на своих педагогов, как они проводят занятия, и понимала, что тоже хочу работать с детьми. Мне очень нравилась гимнастика, поэтому я в результате пошла в педагогику и стала тренером по гимнастике. Так что, наверное, на меня оказали большее влияние педагоги в институте, чем родители. У нас с папой и мамой очень разные взгляды на то, как нужно учить детей. 

Главное качество педагога – любовь к детям. Особенно у нас, в секциях. Дети все чувствуют, и если в школе они обязаны ходить на уроки, пусть и к нелюбимому преподавателю, то на дополнительные занятия никто не пойдет к человеку, который не любит детей. С другой стороны, у нас более благодарная работа, потому что дети сами выбирают твою секцию, они хотят этим заниматься, стремятся сделать как можно лучше. Я во время учебы два года работала на практике в обычной школе. Там средние классы – очень сложные дети. Но сейчас наличие разных методик облегчает поиск подхода к ученикам. Можно выбрать то, что подходит и детям, и педагогам. 

Самая главная проблема для меня – это финансирование. Мне неудобно просить родителей учеников купить инвентарь. Художественная гимнастика – это ленты, мячи, булавы, костюмы! Все дорого, только костюм стоит от 8 тысяч рублей. В специализированных школах инвентарь оплачивает государство, а у нас финансирования нет. Вторая проблема – это нехватка времени на тренировки. Родители воспринимают наши занятия как кружок.

Я не могу давать детям полную нагрузку, по четыре часа в день, не могу следить, как они питаются. Вижу, что до тренировки и после они едят шоколадки, и не могу запретить – поскольку это не спортивная школа, мне нельзя ставить детям жесткие рамки. В спортшколе дети знают, что станут мастером спорта, а мне сложно мотивировать учеников. Нелегко убедить родителей, что два часа тренировки лучше для детей, чем один час. И третья проблема именно в нашей сфере – тяжело найти хороших специалистов. Спортсменов много, но они не знают, как должен строиться урок, какую нагрузку давать детям. 

Окончив институт год назад, я сразу пошла работать. Еще до окончания взяла группу девочек в секцию по гимнастике; и когда мне предложили работу в Москве, в школе при Москомспорте, я не смогла бросить своих детей. Отказалась от предложения и осталась работать в Красноармейске. К детям всегда прикипаешь. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|